Демонстрация действия по конструктивной картине или макету
Данный метод очень близок к драматизации, так как помогает школьникам представить описанную в рассказе ситуацию и проследить за всеми действиями персонажей. Он активно используется в 1—3-х классах, но иногда применяется и в 4—6-х классах. Конструктивная картина дает возможность наглядно восстановить сюжетную линию рассказа и путем передвижения фигурок по полотну воссоздать последовательно все поступки персонажей.
Действуя самостоятельно, слабослышащие и глухие должны передвинуть фигурки и поставить их в то положение, о котором говорится в тексте. Работа с конструктивной картиной тем и хороша, что она направлена на выработку умения анализировать текст, на развитие воссоздающего воображения школьников и формирование их самостоятельности.
Например, по сказке Л. Толстого «Белка и волк» рисуется картина леса и фигурки белки и волка. Слабослышащие и глухие ученики по картине последовательно воспроизводят действия персонажей, пересказывая текст:
Белка прыгала по деревьям и упала на волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, но скажи, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно». Белка попросила отпустить ее. С дерева она сказала: «Тебе скучно, потому что ты зол. А белки веселы оттого, что добры».
Конструктивная картина применима к работе с такими рассказами, где нет больших описаний, но значительное место отводится действиям персонажа. В основном подобные тексты читаются в 1—3-х классах (сказки «Волк и козлята», «Лиса и журавль», «Лиса и козел» и др.)
В 4—6-х классах макет, аппликация и конструктивная картина применяются для осмысления отдельных ситуаций и реже всего рассказа.
Основное методическое требование к использованию конструктивной картины — самостоятельность действий учащихся с фигурками по картине, озвучивание каждого
движения.
При нарушении последовательности действия или затруднении в словесном оформлении ученика поправляют и дополняют. Роль сурдопедагога заключается в организации работы класса.
Данный методический прием можно рекомендовать не только для проверки усвоения содержания читаемого текста, но и в дальнейшем при его пересказе.
Детское иллюстрирование
Детское иллюстрирование позволяет наглядно представить отдельные объекты или части читаемого рассказа. Детское иллюстрирование или рисование широко применимо в 1—4-х классах. В зависимости от поставленной цели можно выделить несколько разновидностей иллюстрирования.
1. Изображение отдельных предметов и действий для проверки слов и ситуаций. Например, к рассказу В. Бианки «Последняя льдинка» предлагается отразить в рисунке застрявшую льдинку в лесу и компанию зверюшек, пострадавших от наводнения. Когда читается рассказ В. Катаева «Грибы», для уточнения смысла определений зарисовываются; грибы, о которых говорит писатель: сыроежки, похожие на розовые цветочки; лисички в розовых шапочках; пузатый боровик в бархатном берете; подосиновик и подберезовик; груздь, рыжик, волнушка. Рисунки выполняются учениками в ходе домашней работы в виде схематичной зарисовки. Данный вид детского иллюстрирования не является самостоятельным методическим приемом. Чаще всего он используется в процессе уяснения содержания текста, в ходе словарной работы на уроке.
2. Рисунки к отдельным фразам — другая разновидность детской иллюстрации. Затруднение в понимании текстов чаще всего встречается при чтении лирических стихотворений, в которых из-за образных выражений школьники не представляют конкретной, реальной картины. Для проверки понимания ученикам предлагается сделать рисунок, отражающий содержание этих строк. Задание требует не только знания конкретных слов, но и представления воображаемой картины, воссозданной с помощью сравнения. Рисунки по прочитанному произведению, их обсуждение и коллективное исправление с помощью учителя помогают глубже осмыслить читаемое.
3. Зарисовка ситуаций, картин, описанных в рассказе писателем, — третий вид детского иллюстрирования. Она
направлена на осмысление сюжета произведения и помогает выработать умение анализировать текст, выбирать наиболее важное и существенное. В конечном итоге данный вид иллюстрирования учит школьников составлять план. Сначала учащимся предлагается нарисовать самое интересное или самое главное. Такое задание возможно по рассказам Е. Трутневой, Н. Сладкова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, К. Паустовского. В них описываются различные картины природы, поведение животных, поступки людей. Последовательность выполняемых рисунков поможет определить части текста.
Можно сначала предложить детям разделить текст на части, а затем к каждой из них нарисовать рисунок. Например, рассказ Л. Толстого «Гроза в лесу» ученики делят коллективно на две части и готовят рисунки к каждой части.
В 4—5-х классах можно усложнить задание: ученикам даются формулировки заголовков, по ним они должны выделить части и составить картинный план. При чтении рассказа В. Голявкина «Замечательная гора» школьникам предлагается следующий план:
1. Мальчик и папа поднимаются на гору.
2. Страшно скатиться вниз.
3. Теперь никакая гора не страшна. Ориентируясь на заголовки, школьники прочитывают
соответствующие части рассказа и рисуют к ним иллюстрации. По такому картинному плану, выполненному самостоятельно, легко и пересказывать текст.
Опора на собственную иллюстрацию вносит в пересказ элемент творчества. Слабослышащие и глухие перестают быть прикованными к тексту, появляется несколько вариантов высказываний.
Словесное рисование
Словесное рисование обеспечивает развитие воображения слабослышащих и глухих школьников, помогает проверить степень осмысления читаемого текста. Для выпол-
нения задания педагога по словесному рисованию ученики должны мысленно представить ту или иную ситуацию, осмыслить ее и с помощью слова воссоздать в своем описании. Например, по рассказу И. Соколова-Микитова «Осень в лесу» можно нарисовать несколько картин: «Лес осенью», «Моховое болото осенью», «Лесной ручей», «Осеннее небо», «Птицы в осеннем небе».
В 4—5-х классах виды словесного рисования становятся более разнообразными. Среди них можно выделить рисование отдельных ситуаций из рассказов. Педагог учит выделять необходимые для словесного рисования предложения, словосочетания, отдельные слова. Опорные выражения, необходимые для выполнения задания, выписываются на доске. Учащиеся ими активно пользуются. Например, к рассказу Ф. Абрамова «Июньский полдень» предлагается словесно нарисовать две картинки. На доске записываются слова: старая ива, дряхлое дерево, желтые сережки, дикие пчелы. Опираясь на эти слова, ученики рисуют воображаемую картину: «У дороги растет старая ива. Она покрыта желтыми сережками. Над ними роем летают дикие пчелы».
Разновидностью словесного рисования является зарисовка картины по описанию природы, например, в стихотворениях С. Маршака «Апрель», И. Белякова «Подснежник проснулся», «Осень» А. Майкова, «Зима» И. Сурикова, «Нивы сжаты...» С. Есенина, «Весна» Ф. Тютчева, «Листопад» И. Бунина и др.
Аналогичные задания можно давать и по эпическим произведениям, где имеются описания картин природы. Это произведения Г. Скребицкого, К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, Э. Шима, В. Бианки.
Зарисовка описания картин природы несколько сложнее перечисленных ранее видов словесного рисования, так как для ее выполнения требуется осмысление образных выражений, умение увидеть за ними реальный образ действительности, умение синтезировать перечисленные признаки в едином описании пейзажа.
Наиболее сложным видом является словесное рисование портрета. В текстах, которые читают школьники в 1-3х классах, отсутствует, как правило, авторское описание внешности героя. Имеются лишь указания на которые черты портрета: человек высокого роста или худощавый, лет четырнадцати и т. п. Но и в младших классах можно предложить ученикам представить того или иного персонажа, обрисовать устно его портрет. Например, Какой вы представляете Катю
(рассказ В. Сутеева «Снежный зайчик») Какой бы вы нарисовали Валю? (рассказ М. Артюховой «Трусиха») и др.
В 5—6-х классах слабослышащие и глухие учатся анализировать портрет литературного героя по внешним признакам представлять черты его характера. Для лучшего осмысления образа или для усиления
Эмоционального воздействия, ученикам предлагаются задания: Каким вы представляете человека? Нарисуйте его словесный портрет.
В своих ответах ученики опираются на авторский текст, поэтому в созданный ими портрет включаются не только внешние признаки облика человека, но и особенности его характера.
Сравнение портретных зарисовок помогает раскрыть становление характера, понять идейный замысел писателя. Аналогичные задания по описаний по описанию внешнего вида персонажа можно предложить по многим рассказам.
Беседа
Беседа — один из методов работы на уроке чтения. Беседы помогают детям уяснить описываемые факты, осмыслить и понять причинно-следственные зависимости и характеры персонажей. С помощью вопросов учителя слабослышащие и глухие учатся анализировать факты, отбирать материал, группировать его вокруг определенной темы.
Беседа – это метод, который предполагает активность учителя и учащихся. Педагог придумывает вопросы по тексту, их последовательность и словесное оформление.
Кроме этого, учитель следит за ответами школьников, исправляет их, дополняет, вовлекает в работу весь класс, обобщает сказанное учениками. Деятельность учащихся в беседе не менее разнообразна: они должны отыскать в тексте нужный отрывок, выбрать из него данные и, систематизировав их, сформулировать ответ на поставленный вопрос. Кроме этого, учащиеся следят за ответами своих товарищей, дополняют их, исправляют, выражают свое отношение и высказывают критические замечания, задают вопросы. Именно эти виды деятельности школьников в беседе позволяют включить в нее весь коллектив класса.
Рассмотрим, каким требованиям должны отвечать детские высказывания на вопросы педагога.
Ответы учащихся могут быть полными и краткими. Программа определяет следующие требования: в 1—2-х классах учащиеся отвечают на поставленный вопрос кратко или целым предложением (в зависимости от задания учителя), а в 3-м классе слабослышащие и глухие должны уметь в ходе беседы дать полный ответ в два-три предложения. В 4—6-х классах особых требований к форме детских высказываний не предъявляется. Подразумевается, что дети с недостатком слуха должны владеть и краткими, и полными, развернутыми формами высказываний. Форма детских ответов во многом зависит и от заданного вопроса, от цели урока, от специфики произведения. Действительно, если педагог спрашивает: « Кто действующие лица рассказа?» — то ответ должен быть кратким.
Например, при изучении стихотворения С. Есенина «Поет зима — аукает...» учитель предлагает школьникам вопросы:
1. Как поэт изображает зиму?
2. Какие образные выражения использует поэт?
3. Как поэт рисует жизнь птиц в зимнем лесу? Какие определения и сравнения он использует?
4. Чем вам нравится стихотворение?
Первый вопрос требует краткого ответа, второй и третий — краткого ответа и выборочного чтения. Последний
вопрос требует связного, доказательного и развернутого высказывания.
Беседа с учащимися предполагает умелое, искусное руководство ответами учеников. На уроке, как правило, на вопрос учителя можно услышать самые различные ответы, причем иногда противоречивые, взаимно исключающие друг друга. Это объясняется разным уровнем знаний школьников, их опытом, степенью понимания читаемого, уровнем развития речи. Задача учителя — выделить верный ответ или верную мысль и помочь ученикам выразить ее словесно. Неверные ответы исправляются коллективно. Коли ответы школьников неверны, то учитель с помощью дополнительных, наводящих вопросов подводит их к верному решению. Таким образом, учитель не только озабочен постановкой вопросов, их последовательностью и структурой, но и руководит ответами учащихся. В зависимости от целей работы применяются различные виды беседы. Беседа с преобладанием конкретных вопросов рекомендуется для проверки понимания сюжетной линии, конкретных фактов или действий персонажей.
Обычно постановка вопросов конкретного характера в 4— 6-х классах целесообразна только в начале работы над текстом, когда необходимо уяснить общую ситуацию, сюжет рассказа. На следующем этапе увеличивается доля вопросов аналитического характера. Они требуют установления зависимостей между фактами, раскрытия причин и определения следствия. Выполнение этих задач обеспечивается вопросами почему? зачем? как? Например, в процессе разбора рассказа М. Салтыкова-Щедрина «Тетенька Анфиса Порфирьевна» вопросы конкретного содержания сочетаются с причинно-смысловыми: К кому приехал мальчик со своей матерью? Как встретила их тетенька? Почему? Что увидел мальчик во дворе у тетеньки? Кого он увидел? Как относились к девочке стоявшие рядом старики? Как повел себя мальчик? Почему? Почему мать мальчика не одобрила его?
При выяснении характера персонажа на первый план выступают вопросы, анализирующие его поведение. Уче-
никам задаются такие вопросы, которые помогают им отобрать материал, нужный для анализа, систематизации и обобщения. Осуждая характер Алеши — героя рассказа А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», дети должны выяснить: Как Алеша попал в Петербург? Где он там жил? С кем познакомился в подземном мире? Почему подземные жители навсегда исчезли из Алешиной жизни? Как характеризует Алешу его поступок? Какие черты характера мальчик старался в себе преодолеть? Как вы думаете, изменился ли Алеша в конце рассказа?
Работая над образом, целесообразно практиковать вопросы, направленные на сопоставление поведения характеризуемого героя литературного произведения в разных ситуациях.
Рассматривая характер персонажа в динамике, школьники учатся правильно оценивать характер человека и обоснованно, мотивированно выражать свое суждение. Герой литературного произведения выступает как живое лицо, обладающее разными человеческими качествами, изменяющимися в разных ситуациях.
Сопоставление персонажей в различных произведениях помогает преодолеть односторонность детского восприятия. Сравнение похожих героев в разных литературных произведениях нацеливает учащихся на установление сходных и различных черт.
Прием сравнения применяется в 1—3-х классах, хотя само слово сравните еще в заданиях но употребляется. Например, при чтении рассказа М. Артюховой «Трусиха» ученики отвечают на вопросы: Как вели себя мальчики? Какие они? Как поступила Валя? Как можно ее назвать?
В 4—6-х классах задания на сопоставление усложняются. Проводится сравнение персонажей как в одном рассказе, так и в нескольких произведениях. Кроме сопоставления персонажей, школьники обучаются сравнивать описания, например описание осени в рассказах К. Ушинского и И. Соколова-Микитова.
Сопоставление персонажей в прочитанных рассказах научит учащихся выражать собственное отношение к событиям, действиям и героям. Продуктивны в этих случаях вопросы: А как бы вы поступили? Что нравится в персонаже и что не нравится? Кто из персонажей прав? Эти вопросы направлены на актуализацию опыта школьников, анализ собственного поведения и выражение определенной жизненной позиции.
На завершающем этапе работы с текстом значимы задания на сопоставление произведений одной тематики, но созданные разными авторами, например: сравнение характеров детей в рассказах В. Крапивина «Воробьиная ночь», «Крылья» и Н. Камянина «Санькины коньки».
Эффективность беседы зависит не только от варьирования разных по характеру вопросов, но и еще от целого ряда факторов. Один из них — сочетание беседы с чтением, выборочным пересказом или словесным рисованием. Только в этом случае высказывания учащихся опираются на текст и являются доказательными, обоснованными. Например, при чтении первой части рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Приемыш» беседа сочетается с выборочным чтением. Ставятся вопросы: Кто был обитателем сторожки? Как чувствовал себя автор в сторожке? Почему? Прочитайте. Найдите и прочитайте отрывок к иллюстрации. Что нового мы узнаем о Тарасе?
Чтение второй части рассказа завершает беседа, выясняющая повадки лебедя и раскрывающая его дружбу с собакой. Можно предложить составить план и пересказать эту часть.
При чтении третьей части, кроме беседы по содержанию, учащиеся дают словесное описание лебедя и читают эпизоды, характеризующие Тараса.
По четвертой части рассказа школьники получают задание перечитать главу, подумать и сказать, что самое главное в этой главе: Как отнесся Тарас к потере лебедя? ' Почему так тосковал старый сторож? Как и почему загрустил лебедь осенью? Как вел себя? О чем беспокоился Тарас,
думая о своем любимце? Почему все-таки старик решил выпустить лебедя? Как Тарас и Соболька тосковали по улетевшем лебеде?
При чтении заключительной части рассказа школьникам предлагается выпалить рисунки к нему и пересказать текст по своим рисункам.
В приведенном примере чтения и анализа одного рассказа беседа присутствуй на всех уроках, но она сочетается с другими методами« приемами и занимает на уроке разное место — то предваряет чтение, то включается в выборочные пересказы, то завершает работу над текстом.
Метод беседы важен и значим на уроках чтения, но, используя его в своей работе, надо помнить и о дидактических требованиях.
1. Беседа не является универсальным методом, она лишь звено в Цепи всей педагогической работы.
2. Виды этого метода разнообразны. Беседа и готовит слабослышащих и глухих детей к новому рассказу, к новой теме, и помогает в процессе анализа текста, и учит выделять главное и существенное, и подводит школьников к обобщению и заключение.
3. Место беседы на деке и ее характер зависят от конкретной цели урока и особенности читаемого художественного текста.
4. В беседе должны быть активны обе стороны — и учитель, и учащиеся.
5. Эффективность беседы зависит от сочетания ее с другими методами и приемки и от того, созданы ли в классе условия для активного выражения школьниками своих мыслей и чувств.
Работа над планом
Значение данного вида занятий на уроках чтения трудно переоценить. Работа над планом предусматривает формирование определенна умений: определять последовательность изложения, уметь делить текст на логически
связанные части, выражать главную мысль каждой части в заголовке.
Методика предлагает целый ряд упражнений, способствующих формированию навыков составления плана к рассказу: придумывание заголовков к каждой части рассказа; деление читаемого текста на части с помощью картинок или заголовков, предложенных учителем; расположение картинок в нужной последовательности, самостоятельное деление текста на части. Овладение такими навыками осуществляется на всем протяжении начального курса чтения.
Подготовительные упражнения к работе над планом проводятся уже в 1-м классе, где по программе требуется сформировать умение подбирать к данной картинке слова или предложения из текста. Ученики находят к картинкам соответствующие предложения. Учитель проверяет, как дети поняли содержание прочитанного произведения и умеют соотнести изображенное с написанным. Так педагог готовит их к сложной трудной работе над составлением плана. Подобная работа продолжается и углубляется во 2-м классе, где программой предусматривается формирование умения подробно пересказывать прочитанный рассказ. Сам пересказ со своей последовательностью и отделением главного от несущественного и есть практическое составление плана рассказа. В 3-м классе впервые программа требует устанавливать последовательность излагаемых действий, делить текст на части по вопросам педагога и определять главную мысль каждой части.
Устанавливать последовательность событий в рассказе ученикам помогают картинки, рисунки, иллюстрации к тексту. Школьники определяют, в какой последовательности надо расставить картинки, чтобы они соответствовали содержанию читаемого рассказа. По картинкам слабослышащие и глухие школьники находят границы каждой части. Наряду с данными в книге иллюстрациями можно использовать детские рисунки. Например, при чтении рассказа Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Осенью» ученикам предлагается выполнить три рисунка по тексту на
темы «Пожелтели листья», «Моросит дождь», «Птицы улетают на юг». По ним ученики пересказывают текст. Картинки помогают учащимся выделить части рассказа и пересказать их.
От работы с картинками ученики переходят к овладению умением делить текст на части по вопросам педагога. Учитель задает вопрос по тексту, а учащиеся отыскивают в нем тот абзац, который раскрывает ответ на поставленный вопрос. Так определяются законченные смысловые части рассказа. Их в классе прочитывают, анализируют и определяют основную мысль. Практически эта работа осуществляется следующим образом. Учитель останавливает чтение ученика и вместе со всем классом выясняет, о чем говорится в этой части, что главное в ней. Анализ части заканчивается формулированием названия соответствующего пункта плана.
Позднее в классе учащиеся учатся делить текст на части с помощью данного учителем плана. Например, к рассказу А. Котовщикова «Как же так получилось?» может быть дано задание: Расположи пункты плана по порядку.
1. Медсестра незаслуженно похвалила ребят.
2. Ребята пошли за макулатурой в больницу.
3. Ребята были вынуждены сказать неправду.
4. Виталик обрадовался своим одноклассникам.
5. Ребята увидели в больнице своего товарища.
Для обучения составлению плана можно использовать задание по дополнению отдельных его пунктов, например, при чтении рассказа Е. Чарушина «Рябчонок»:
1. Собака почуяла птицу.
2........................................................................
3. Охотник нашел рябчонка.
4.........................................................................
С помощью педагога ученики учатся составлять план с формулировкой пунктов в вопросительной и повествовательной форме. Например, к рассказу Е. Чарушина «Как Томка научился плавать» составляется план с заголовками в той и в другой форме:
1. С кем ребята пришли на озеро?
1. Ребята и Томка пришли на озеро.
2. Чего боится Томка?
2. Томка боится воды.
3. Что делает Томка?
3. Томка плывет.
В соответствии с планом учащиеся делят рассказ на три части, читают и анализируют каждую часть, подбирают фразы для ответа на поставленные вопросы.
В дальнейшем школьники сами (коллективно и самостоятельно) делят текст на части. Для правильной организации работы учителю необходимо учесть те ошибки, которые допускают слабослышащие и глухие школьники при составлении плана: неправомерно оценивают детали текста, затрудняются отделить главное от второстепенного, излишне дробят текст на мелкие части. Для преодоления указанных недостатков надо чаще тренировать слабослышащих и глухих школьников в делении читаемого рассказа на части и при наличии ошибок объяснять их и исправлять. Большую помощь учащимся оказывает собственное иллюстрирование теста (зарисовка картинного плана) и наличие иллюстративного материала в книге для чтения.
Навык составления плана к художественному тексту состоит из двух частей: умения делить и умения озаглавливать эти части. Для детей с недостатком слуха особенно трудна вторая часть. Слабослышащие и глухие школьники придумывают длинные заголовки или выписывают из текста подходящее к ситуации предложение. Рассмотрим, как ученики с нарушенным слухом справляются с заданием по составлению плана. Работая с рассказом В. Бианки «Заяц на дереве», педагог учит школьников составлять план для пересказа. Проанализируем варианты планов, предлагаемые детьми с недостатком слуха.
Вариант учителя 1. Жизнь зайца на острове.
Варианты учеников 1. Заяц жил на острове среди реки.
Молодой и не очень умный заяц.
2. Начало наводнения.
2. Первый день наводнения. Заяц убежал на середину острова.
3. Вода прибывает.
3. Второй день наводнения. Заяц бегал около дерева.
4. Заяц на дереве.
4. Третий день наводнения. Заяц вскочил на нижний сук дерева.
5. Заяц спасся.
5. Вода спала.
Заяц три дня просидел на дереве.
Как видим из приведенных примеров, ученики с недостатком слуха начальных классов затрудняются в подборе точного и лаконичного заголовка. Бедность словарного запаса ограничивает возможности учащихся. Систематическая работа по развитию речи (на всех уроках русского языка и чтения) совершенствует устную и письменную речь школьников. Полезно проводить специальную работу по составлению заголовков плана, анализируя точность, выразительность и лаконичность детских вариантов.
Работа над планом рассказа возможна после усвоения содержания читаемого текста, когда оно воспринято в целом. Составление плана текста может быть самостоятельным видом занятий, используемым для проверки понимания прочитанного, но может быть и подготовительным этапом для пересказа прочитанного. В обоих случаях составление плана рассказа развивает мыслительную активность учащихся, повышает сознательность чтения и обогащает словарь учеников.
Пересказ
Пересказ чрезвычайно важен на уроках чтения в школе для детей с недостатком слуха. Значимость пересказа обусловлена недостаточным речевым развитием учащихся, их неумением выражать свои мысли в связной развернутой словесной форме.
Наблюдения и анализ устных высказываний слабослышащих и глухих школьников на уроках чтения позволяют выделить некоторые особенности детских пересказов. Самым характерным является тяготение к дословному воспроизведению текста, пропуск частей, значимость и роль которых осознается недостаточно. Часто выпадают не второстепенные и малозначимые эпизоды, а то, что недостаточно осмыслено.
Пересказы детей, имеющих нарушения слуха, маловариативны. Учащиеся не могут подобрать нужные синонимы, а поэтому пользуются словарем рассказа, включая в пересказ слова и фразы без изменения. Следует отметить неумение детей с нарушенным слухом пользоваться в своих высказываниях выразительными языковыми средствами (минимально употребляются эпитеты и сравнения, а метафорические выражения совсем отсутствуют). Даже при наличии ярких, образных выражений в тексте, который пересказывается, ученики переносят в свой рассказ только некоторые, наиболее понятные им художественные образы, создаваемые знакомыми эпитетами или сравнениями. Можно выделить некоторые причины этого явления. Во-первых, из-за глубокого речевого недоразвития у учеников 1—2-х классов еще отсутствует или минимально развито умение переработать текст. Во-вторых, у них не сформировано умение работать с текстом, для них значимые и второстепенные части равнозначны. В-третьих, традиционная методика урока предусматривает такую систему вопросов, однотипные ответы на которые отрабатываются в классе и дома вплоть до заучивания. Для того чтобы слабослышащие и глухие школьники овладели умением пересказывать текст, необходимо начиная с 1-го класса вести подготовительную работу. Она заключается в обучении учащихся перерабатывать предложение. Сначала, требуя ответ на вопрос по тексту, учитель удовлетворяется дословным воспроизведением текста, потом требует ответа на вопрос своими словами. Нередко учителя долго задерживают глухих и слабослышащих
учащихся на первоначальном уровне и робко предъявляют им повышенные требования. Умение ответить своими словами на вопрос текста можно требовать в конце 1-го класса. Уровни переработки текста могут быть разные:
• изменение последовательности слов в готовой фразе;
• пропуск незначимых частей речи (частицы) из готовой фразы текста;
• замена одного слова (чаще действующего лица) синонимом, например: Саша — мальчик — он;
• замена нескольких слов синонимами и изменение структуры предложения;
• словесные замены, включение выразительных языковых средств.
Умение слабослышащих и глухих школьников перерабатывать текст растет постепенно, в ходе знакомства с разными видами пересказов. Обучение пересказу осуществляется по этапам: по макету или конструктивной картине; по серии картин или иллюстраций; по опорным словам; по плану.
Первоначальное обучение пересказу опирается на зрительные образы с учетом трудностей слабослышащих и глухих учеников в переработке текста. Пересказ по макету или конструктивной картине наиболее легкий, так как указанные педагогом макет или картина и собственные действия ученика помогают проследить динамику сюже-,1. Ученик передвигает фигурки по макету или конструкцией картине и озвучивает свои действия (т. е. действия персонажа). Так усваивается логическая последовательность действий персонажей и развивается умение последовательно изложить прочитанное в связной речи. Учитель помогает школьнику вопросами: Что было потом? Что случилось дальше? Что произошло затем? И т. п. Словарь, необходимый ученику для пересказа, сначала можно записать на доске. В дальнейшем его нужно изъять. Пересказ по картине или серии картин учит выделять в тексте основные моменты и соотносить словесное описание с изо-
браженным на картине. Для этой работы можно использовать иллюстративный материал книг для чтения. Подобный вид пересказа преимущественно применим во 2— 3-х классах.
Так, сначала к картинкам (иллюстрациям) учащиеся подбирают отдельные предложения из текста, и они в совокупности представляют своеобразный его пересказ. Потом педагог учит выбранные из текста предложения передавать своими словами, внося изменения в их структуру и лексическое оформление. Затем к каждой картинке выбирают не одно, а несколько предложений, перефразируя их. Перефразировка взятых из текста предложений является одним из труднейших, но вместе с тем важнейших элементов подготовки детей с недостатком слуха к пересказу.
При отсутствии иллюстрации можно рекомендовать ушникам нарисовать три-четыре картинки, отражающие основные моменты рассказа, а потом, опираясь на них, учить пересказывать. Например, по сказке Д. Мамина-Си-Лиряка «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» рисуются три картинки: «Никого я не боюсь», «Всем сделалось весело», «Необыкновенный случай». После рассмотрения каждого рисунка ученики находят в тексте соответствующие части, прочитывают их и передают смысл своими словами. Так возникает следующий рассказ ученика:
1. Родился заяц в лесу и всего боялся. Год, два боялся, а потом перестал. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все зайцы удивились.
2. Собрались на поляне зайцы, молодые зайцы, старушки-зайчихи, старые зайцы. Слушают и своим ушам не верят. Потом всем стало весело. Они кувыркались, прыгали, смеялись.
3. Увидел заяц волка и испугался. Он подпрыгнул вверх, как мяч, и со страху упал волку на лоб. Потом скатился по его спине и побежал в лес.
На первоначальном этапе обучения ученики с нарушенным слухом стремятся включить в пересказ то, что изобра-
жено на картинке, и игнорируют текст. Для преодоления подобного недостатка нужна помощь педагога. Он помогает ученикам наводящими дополнительными вопросами, заданиями, уточнением словаря, перестройкой фразы. Требуя от учеников сказать по-другому, помогая в подборе слов, учитель добивается разнообразия в ответах. На первых порах возможна наглядная запись вариантов пересказа на доске:
Первый вариант
Родился заяц в лесу. Он всего боялся, а потом перестал. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все зайцы удивились.
Второй вариант
Заяц родился в лесу и всего боялся. Один год боялся, второй, а потом ему надоело бояться. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все удивились.
Третий вариант
Родился заяц в лесу. Он был трусишка, всего боялся: стука, шороха, треска. А потом ему надоело бояться. Он крикнул громко: «Никого я не боюсь!» Зайцы очень удивились.
Аналогичная запись с разными вариантами составления предложений возможна и в том случае, когда к картинке подбирается одно или два предложения.
Пересказ с опорой на иллюстрацию сохраняется и в 5— 6-х классах, но применяется реже других видов.
Пересказ по опорным словам хорош в тех случаях, когда ученикам надо закрепить значительное число новых слов или освоить специфическую лексику или фразеологию. Например, рассказы Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, К. Паустовского изобилуют эпитетами, сравнениями, метафорами. Для обогащения речи учащихся можно им предложить пересказ, включающий образные выражения, использованные писателем.
Наиболее распространен в школе пересказ по вопросам. Он применяется уже в 1-м классе, когда с помощью вопро-
сов выясняется степень понимания школьниками прочитанного текста. Сначала ставятся подробные вопросы, и среди них преобладают вопросы по фактическому конкретному материалу. Затем вопросы становятся более обобщенными. На них нельзя ответить одним предложением, а надо проработать целую часть текста. В завершение вопросы к тексту представляют не что иное, как вопросный план к рассказу. Например, для пересказа рассказа О. Донченко «Теленок» ученикам задают вопросы: Как Митя взял теленка? Как он ухаживал за ним? Как теленок чуть не погиб на реке? Какого теленка вырастил Митя?
От класса к классу число вопросов сокращается. Пересказ по вопросам сохраняется до 6-го класса. В 4—6-х классах он используется в тех случаях, когда к рассказу трудно составить план, а также при пересказе отдельных частей объемного текста. Начиная с 3-го класса, проводится пересказ по плану лишь тех литературных текстов, которые легко делятся на законченные по смыслу части. План определяет последовательность действий, а его обобщенные заголовки указывают на основную мысль каждой части. Задача педагога — помочь учащимся передать содержание каждой части своими словами, отобрав для пересказа только существенные факты. Подготовительная работа к пересказу по плану проводится во время чтения и разбора содержания рассказа.
В школьной практике применимы такие виды пересказа, как подробный, краткий и творческий.
Подробный пересказ позволяет воспроизвести весь рассказ. Основой такого пересказа является осмысление прочитанного, а не запоминание текста, как думают ученики. Практика обучения детей с нарушенным слухом изобилует примерами, когда учащиеся заучивают текст наизусть, а на уроке забывают какое-нибудь одно слово, и в результате нарушается последовательность изложения. Ученик мучительно вспоминает, какое слово должно следовать дальше. Стоит ему это слово подсказать, и пересказ поте-
чет снова ровно до следующей заминки. Тяготение к дословному заучиванию вызвано и тем, что речь слабослышащих и глухих бедна по содержанию и аграмматична по форме. Для грамотного, связного изложения прочитанного детям с недостатком слуха легче заучить ответы на вопросы, чем переработать текст и подобрать выражения для передачи содержания своими словами. Поэтому путь к обучению пересказу — осмысление текста в процессе его разбора. Обычно пересказу предшествует чтение текста, беседа по содержанию, выборочное чтение и составление подробного плана.
При подробном пересказе закрепляется новый словарь, усвоенный учащимися при чтении. Этому способствует требование педагога включать в пересказ те или иные выражения, специальную лексику или новую терминологию, образные выражения и др.
Краткий пересказ труден для детей с нарушением слуха, так как требует большой аналитико-синтетической деятельности: отбор существенных фактов, замена прямой речи косвенной, переработка диалога. Используется краткий пересказ всего текста или какой-либо его части (выборочный пересказ). Наряду с картинным планом, к которому выбирается из текста одно-два предложения, существуют и другие виды обучения краткому пересказу: деление рассказа на части и отбор в каждой части самого главного; анализ частей пересказа; сопоставление двух вариантов пересказа (полного и краткого).
Сравнение краткого и подробного пересказов помогает ученикам понять, что краткий пересказ удобнее, проще, короче, но менее выразителен. При распространении краткого пересказа в каждую часть рассказа добавляются предложения, уточняющие некоторые детали, характеризующие действия персонажей, дающие им оценки.
Для овладения навыком пересказа полезно проводить специальные упражнения по сокращению и распространению текста. Сначала эти упражнения можно проводить и не на литературном материале, а, например, на ежеднев-
ных устных описаниях погоды и сезонных изменений природы. Учитель, руководя высказываниями учеников, замечает: «Скажи кратко», «Не надо красочных, образных слов» и т. п. Затем упражнения по сокращению текста или его распространению проводятся на материале читаемого рассказа. Предложения в кратком пересказе становятся полными, выразительными, в них включаются прямая речь, образные выражения, авторские оценки случившегося.
Приобретенный навык полного или краткого пересказывания помогает ученикам овладеть другим видом пересказа — выборочным.
Выборочный пересказ используется в 3—6-х классах при чтении текста большого объема, где несколько картин или эпизодов имеют самостоятельное значение. Тогда учитель выбирает из них более значимые. Работа над таким пересказом предполагает умение выбирать из текста то, что соответствует теме, систематизировать эти сведения и передавать их своими словами. Основой выборочного пересказа является выборочное чтение особо значимых отрывков и их переработка. Например, в рассказе Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» выбираются отрывки «Отлет уток», «Первые заморозки», «Встреча уточки с Зайцем», «Лиса и Серая Шейка». Пересказ таких небольших по объему частей помогает закрепить умение учащихся перерабатывать и излагать его своими словами.
Творческие пересказы — это пересказы с изменением лица повествующего, изменением времени действия и плана описания. Трудность заключается в том, что учащиеся уже должны не только уметь перерабатывать текст, но и выполнять лексико-грамматические задания. До работы над пересказом подобного вида необходимы подготовительные упражнения типа: изменить лицо говорящего в небольшом отрывке художественного текста (вместо 1-го лица 3-е или наоборот), подобрать синонимы, выбрать необходимые глаголы и изменить их время. Например, готовясь к творческому пересказу (на материале рассказа «Смородинка» Е. Пермяка), выбирают необходимые фразы и перерабатывают их.
Текст для переработки
Пришлось много поработать Тоне, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Посадила Таня черенки и принялась ждать. Пришел долгожданный день. Довольна Тоня, что сама смородину вырастила.
Вариант переработанного текста учеником
Мне пришлось много поработать, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Я посадила черенки и принялась ждать. Пришел долгожданный день. Я очень довольна, что сама смородину вырастила.
Сначала выбираются в нужной последовательности отрывки в тексте, ученики передают их своими словами, а потом пересказ ведется от другого лица.
Завершая рассмотрение методов, применяемых на уроках чтения, хотим обратить внимание учителей на сочетание различных методов на уроке. В сурдопедагогике выделяются три большие группы методов учебного процесса на уроке чтения: репродуктивные (воспроизводящие содержание прочитанного), эвристические (нацеленные на развитие самостоятельной интеллектуальной и речевой деятельности) и творческие (предполагающие формирование у детей творческого воображения, творческих способностей, умственное развитие).
Репродуктивные методы: фактологическая беседа; рассказ учителя; пересказ подробный; чтение учителя; чтение учеников; рассматривание иллюстраций; просмотр фильма, диафильма; действие по макету, аппликации, конструктивной картине; детское иллюстрирование; составление картинного плана; выделение новых, трудных или выразительных слов.
Эвристические: аналитическая беседа; рассказ ученика; пересказ выборочный с лексико-грамматическим заданием; чтение выборочное, выразительное; описание иллюстраций, подбор строчек, подбор заголовка; аналитическое суждение о фильме; пересказ сюжета по макету, апплика-
ции; сопоставление иллюстраций, рисунков детей; пересказ по картинному плану; объяснение новой лексики, выполнение лексико-стилистических упражнений; составление сценария фильма; домысливание судьбы персонажа; постановка спектакля; подготовка праздника книги; аналитические суждения детей о персонажах, книге; самостоятельные рассказы детей о прочитанном произведении.
Творческие: проблемная беседа; сочинения, сказки, загадки; продолжение рассказа; чтение по ролям; сопоставление произведений разных писателей, художников; составление сценария фильма; домысливание судьбы персонажа; постановка спектакля; подготовка праздника книги; аналитические суждения детей о персонажах, книге; самостоятельные рассказы детей о прочитанном.
Вариативность методов, применяемых на уроке чтения, естественно, не ограничивается перечисленными. Необходимо всегда иметь в виду, что в зависимости от этапа работы с произведением, его рода и жанра сочетание используемых методов видоизменяется. Так, на этапе первичного знакомства с текстом преобладают репродуктивные методы, хотя имеют место и эвристические (типа выразительного чтения ранее изученных стихотворений, рассказов из личного опыта, пересказа самостоятельно прочитанных произведений). На этапе углубленного изучения произведений ведущими становятся эвристические методы при использовании репродуктивных и небольшого числа творческих методов. На этапе обобщения прочитанного применяются лишь эвристические методы.
Рассмотрим эти вариативные сочетания на примере чтения стихотворения Ф. Тютчева «Вечер» (3-й класс).
Первый этап — подготовка к восприятию стихотворения. Рассказы детей о природе осенью (личные впечатления); рассматривание иллюстраций, подбор заглавия; проведение словарно-стилистических упражнений.
Второй этап — непосредственное восприятие стихотворения. Выразительное чтение педагога, беседа об эмоциональности восприятия, чтение стихотворения детьми.
Третий этап — углубленное изучение произведения. Чтение отдельных картин, выборочное чтение, словесное рисование, словарно-стилистические упражнения, сопоставительная беседа, выразительное чтение.
Четвертый этап — обобщение изученного. Аналитическая беседа, выразительное чтение, сравнение с иллюстрацией, с романсом, оценочное суждение о прочитанном произведении.
Таким образом, знание педагогом методов и приемов работы на уроках чтения поможет разнообразить учебный процесс и повысить качество усвоения. Вариативность избираемых методов способствует снятию однообразия, утомления школьников и стимулирует интерес учащихся к чтению.
Сочетание разнообразных приемов и методов работы с текстом рассмотрим на примере изучения рассказа С. Баруздина «Как я сидел под партой» (2-й класс). На работу с текстом этого рассказа целесообразно отвести три урока.