Психолого-педагогические основы социальной работы.
Социальную работу вполне можно назвать психолого-педагогической деятельностью в социальной сфере c теми, у кого возникли проблемы. Эти проблемы могут быть связаны и с внешней стороной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, инвалидность) и внутренней (например, комплекс неполноценности либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность и т. п.).
Социальные работники осуществляют психолого-педагогическую диагностику личности, воспитанности и воспитуемости, обученности и обучаемости субъектов, на которых ориентирована социальная помощь. Педагогические технологии являются стержнем социальной помощи, коррекции воспитания. Необходимым элементом социально-педагогической технологии является включение людей в деятельность, соответствующую содержанию предстоящего труда, учения, общения. Для детей и подростков с отклоняющимся поведением включение в адекватную коррекционную деятельность является основным источником социально-педагогической работы. Социальные технологии работы со взрослыми тоже содержат педагогические компоненты. Так, социальные работники служб занятости диагностируют не только уровень образования, но и качество его. В беседе с людьми, которым оказывается социальная помощь, выясняют уровень их профессиональной ориентированности. Немаловажный педагогический компонент содержится в социальной работе с молодой семьей. Социальные работники хорошо знают личность молодых супругов, их материальное положение, профессиональный статус. С учетом этих данных осуществляется медико-психологическое консультирование, определение перспектив культурного, общеобразовательного, профессионального роста.
Также соц. раб необходим определенный уровень псих-кой грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб. Необходимость достаточно высокой псих-кой компетенции обусловливается тем, что соц раб, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» соц проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную соц поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психи проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.
В практике соц раб одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто соц раб сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях. Работа с людьми требует научных, т.е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.
Нередко в помощи соц раб нуждаются люди, кот не могут решить свои проблемы из-за физического состояния (престарелые, инвалиды и т.д). У них, как правило, наблюдаются и своеобразные тенденции в сфере психики: агрессия, депрессия, аутизм и т.д.Также к соц. помощи прибегают люди, которые не умеют или не знают, как выбрать путь для решения своих проблем, найти силы для реализации своих намерений. Объектом деятельности социального работника являются и лица, находящиеся в измененном (но в границах нормы) душевном состоянии, где чаще всего ведущая роль принадлежит психологической составляющей. Особая взаимосвязь псих-гии и соц раб прослеживается и в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется и общий объект воздействия — человек. Значимость психологических знаний для соц раб усиливается в связи с необходимостью организации работ профилактического характера: с подростками и молодежью, отличающимися асоциальным поведением (хулиганство, мелкие кражи, угон автотранспорта, наркотоксикомании); суицидоопасными людьми; лицами, склонными к частым «кризисным психическим состояниям» и др. В этих случаях социальная поддержка носит преимущественно хар-р индивидуальной психосоциальной работы. Во всей этой деят-ти соц раб нужно знать, какие изменения происходят и у индивидов, и в семьях, где они живут, и то, как ослабить влияние таких изменений.
7. Критерии эффективности работы социального педагога
Основой для оценки деятельности социального педагога образовательно-воспитательного учреждения является выполнение им функциональных обязанностей в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой (Приказ Министерства образования № 296 от 31 июля 1996 г.) и данными методическими рекомендациями.
В качестве основных критериев оценки деятельности социального педагога можно считать:
1. деятельность по созданию условий для эффективной работы: социально-педагогическая паспортизация образовательно-воспитательного учреждения и его микрорайона, оборудование и методическое оснащение рабочего кабинета,
2. достаточность и системность созданного социально-педагогического банка данных;
3. регулярное прохождение курсов повышения квалификации, активное участие в работе регионального метод.объединения, посещение семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня социального педагога;
4. обоснованность, технологичность и эффективность оказываемой социально-педагогической помощи;
5. актуальность превентивных мер и действенность профилактической социально-педагогической работы:
6. адекватность и качество планирования и документирования;
7. активность в пропаганде сущности социально-педагогических подходов, гуманистических идей;
8. развитие и поддержание социально-педагогических инициатив среди детей, подростков, молодежи;
9. отзывы учащихся и их родителей, педагогов, руководителей учреждения о работе социального педагога;
10. участие в научно-исследовательской работе, выступления в профессиональной периодической печати и других средствах информации по вопросам социально-педагогической деятельности, развития социальной педагогики как науки и практики.