Тема I. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений (2 часа)
Понятие образования в правовом аспекте; роль и задачи образования в современном обществе, условия развития российского образования; система образования в Российской Федерации; конституционные основы функционирования системы образования в Российской Федерации;
правовой статус образовательных учреждений; типы и виды образовательных учреждений и организаций.
Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности; учредительные документы, регистрация образовательных учреждений; автономия образовательных учреждений; права и обязанности, ответственность образовательных учреждений; типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизация и ликвидация; требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус; учредители образовательных учреждений и организаций.
Тематика семинарских занятий (6 часов).
Тема I. Нормативно-правовые основы деятельности образовательного учреждения (2 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Типовые положения о соответствующих типах и видах, образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, органы управления образовательными учреждениями.
2. Понятие качества образования и его правовые основы. Система контроля образования на уровне образовательного учреждения (промежуточная, итоговая аттестация учащихся, экзамены).
3. Критерии оценки содержания и качества подготовки по образовательным программам различной длительности и направленности.
4. Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях.
5. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений
Задания к семинару:
1. Заполните таблицу, используя типовые положения об образовательных учреждениях:
№ | Тип образовательного учреждения | Предназначение | Особенности |
Общеобразовательное учреждение. | |||
Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение. | |||
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. | |||
Образовательное учреждение дополнительного образования. | |||
Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. | |||
Образовательная школа-интернат. | |||
Оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. | |||
Межшкольный учебный комбинат. |
2. Классифицируйте высшие учебные заведения по их задачам и структуре.
3. Цели, содержание, порядок лицензирования, аттестации и аккредитации
образовательных учреждений. Отличия между российской и зарубежными системами аккредитации.
Тема II. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования (2 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Направления и реформирования образовательных систем;
2. Структурные изменения образовательных систем;
3. Система финансирования как экономический рычаг управления образованием;
4. Привлечение к управлению образованием общественных организаций;
5. Формирование европейского образовательного пространства;
6. Основные правовые акты международного образовательного законодательства.
7. Нормативно-правовая поддержка вхождения РФ в Болонский процесс.
Задания к семинару:
1. Структура и виды нормативных документов в сфере образования.
2. Системы аккредитации европейских стран: Великобритания, Германия, Франция.