Организация психологической помощи в системе образования Беларуси

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

СБОРНИК

МИНСК

ЦЕНТР УЧЕБНОЙ КНИГИ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ

Автор-разработчик и составитель

А.Н.Сизанов – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

Печатается с дополнениями по изданию:

Нормативные документы для педагогов-психологов и психологической службы учреждений образования. Сборник // автор-составитель А.Н.Сизанов. Министерство образования Республики Беларусь. – Мн., Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, 2001. – 55 с.

Документы печатаются на языке оригинала.

организация психологической помощи в системе образования Беларуси

Организация психологической помощи – важнейшая задача совершенствования системы обучения и воспитания детей, подростков и молодежи в Беларуси. Инициатором оказания психологической помощи в нашей стране по праву можно назвать Л.С.Выготского. Он во многом опередил время, создав в период работы в техникуме г. Гомеля психологический кабинет.

Успешной организации психологической помощи за последнее десятилетие способствовали научно-практические разработки старшего поколения психологов высшей школы. Тематика их исследований имела практическую направленность на оказание психологической помощи учащимся, педагогам и родителям: профессиональная ориентация и подготовка учащихся к труду (руководитель Ф.И.Иващенко), психология межличностных отношений в дошкольном и школьном возрасте (руководитель Я.Л.Коломинский), дифференцированное обучение (руководитель Л.Н.Рожина), подготовка студентов к воспитательной работе (руководители М.С.Клевченя, Г.М.Красневская), проблемы профессиональной подготовки в вузе (руководитель Л.А.Кандыбович). Запросы психологической практики вызвали интерес к таким темам, как психология агрессивного поведения (И.А.Фурманов), кризисная психология (Л.А.Пергаменщик) и др.

Постепенно сформировалась потребность в психологических услугах у населения. В 19Т4 г. начала работать Служба знакомств «Спутник», прием в которой вели психологи под руководством профессора Я.Л.Коломинского. В марте 1986 г. в Минске открылась городская хозрасчетная консультация «Брак и семья», психологические услуги в которой обеспечивались А.Н.Сизановым. В журнале «Рабочая змена» появились статьи исследователей, проявивших интерес к практической психологии и психологическому консультированию. Начал работать Телефон доверия, преобразованный в дальнейшем в Службу экстренной психологической помощи (246–11–11).

В 1983 г. в школах и педагогических вузах был введен курс «Этика и психология семейной жизни». Многие ученые-психологи и преподаватели высшей школы включились в работу по подготовке учебно-методических пособий для обеспечения этого курса (Я.Л.Коломинский, Д.И.Водзинский, А.В.Васильева, М.А.Григорович, А.А.Логинов, А.Н.Сизанов, А.И.Кочетов, В.И.Писаренко и др.), который имел практическую психологическую направленность, способствовал развитию психологической помощи, повышению уровня психологической культуры и потребности населения в услугах психологов.

Реальные же условия для массового внедрения психологии в систему образования Республики Беларусь появились только в 1988 г., когда началась подготовка практических психологов для учреждений образования. Минский государственный педагогический институт им. М.Горького (в настоящее время – Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка) один из первых в бывшем СССР осуществил набор 23 учителей школ-интернатов для обучения по новой специальности «практический психолог учреждений образования».

Коллегия Министерства просвещения СССР приняла решение открыть с 1988 г. в МГПИ им. М.Горького специальный факультет переподготовки практических психологов для учреждений образования. Базой для него стал специальный факультет организаторов народного образования (декан Н.И.Мицкевич). На кафедре психологии (зав. кафедрой Л.Н.Рожина) и кафедре общей и детской психологии (зав. кафедрой Я.Л.Коломинский) были разработаны учебные планы и программы, определены основные дисциплины, виды психологической практики.

С начала 90-х годов создается нормативно-правовая база деятельности психологов учреждений образования. Значительную помощь в ее разработке оказали временные научные коллективы, образованные по инициативе Министерства образования (руководители Ю.Н.Карандашев, О.С.Попова, Н.А.Цыркун). Их наработки легли в основу многих документов, регламентирующих деятельность психологов и оказание психологической помощи. Создан образовательный стандарт по практической психологии (руководитель С.И.Коптева).

Таким образом, психологическая служба в системе образования постепенно стала переходить из экспериментального в рабочий режим деятельности.

В соответствии с приказами Министерства труда и Министерства образования с 1996 г. в начальных, базовых и общеобразовательных школах введена должность психолога (с 1998 г. – педагога-психолога) при наличии следующего количества классов-комплектов: до 11 – 0,5 ставки (при наличии не менее 50 учащихся), 12–33 – 1 ставка, 34–44 – 1,5 ставки, 45–55 – 2 ставки. На каждые 12 классов-комплектов свыше 55 – дополнительно 0,5 ставки.

В профессионально-технических учебных заведениях должность педагога-психолога введена из расчета: до 400 учащихся – 0,5 ставки, свыше 400 – 1 ставка. В средних специальных учебных заведениях: до 500 учащихся – 0,5 ставки, свыше 500 учащихся – 1 ставка. С 1998 г. должность педагога-психолога введена в отделах воспитательной работы с молодежью высших учебных заведений: на каждые 1500 студентов дневной формы обучения – 1 ставка, но не менее одной ставки на вуз. С 2000 г. должность педагога-психолога появилась во всех типах дошкольных учреждений из расчета: 0,5 ставки при наличии 4–7 групп детей и 1 ставка – свыше 7 групп. Педагоги-психологи работают сегодня и в учреждениях внешкольного воспитания и образования, детских спортивных школах и оздоровительных лагерях, хотя вопрос обязательного введения этой должности в штатное расписание только рассматривается Министерством образования совместно с Министерством труда и социальной защиты.

Кроме того, психологическую помощь детям и родителям в системе образования оказывают 112 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), 31 социально-педагогический центр (СПЦ), 94 детских социальных приюта, 3 социально-психологических реабилитационных центра для населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС.

Развитие в последние несколько лет сети названных учреждений позволило успешно решить вопросы оказания специализированной помощи детям с особенностями психофизического развития по месту жительства и благодаря этому не допустить их разрыва с семьей, своевременно оказывать поддержку, в том числе и психологическую, детям из семей, в которых проявились признаки неблагополучия, и таким образом сдерживать рост социального сиротства. И главное, работа специалистов в социально-педагогических учреждениях дала возможность не допустить развития в нашей стране такого страшного явления, как детская беспризорность, создать институт приемной семьи, расширив для ребенка, выпавшего из гнезда, возможности воспитания в семье.

В системе образования сложилось понимание значимости деятельности педагога-психолога, идет работа по совершенствованию научно-методического, технического и организационного обеспечения его деятельности. Одно из подтверждений – ежегодное увеличение численности педагогов-психологов в учреждениях образования, несмотря на постоянный поиск системой образования возможностей экономии средств и необходимость сокращения общей численности работников. В настоящее время в учреждениях образования всех типов (дошкольные учреждения, школы, ПТУ, ССУЗы, вузы, СПЦ, ЦКРОиР, детские социальные приюты и другие учреждения) работают более 4000 педагогов-психологов, что составляет 71 % от потребности, отраженной в типовых штатных расписаниях. Почти половина педагогов-психологов работает в общеобразовательных школах и школах-интернатах. К сожалению, в малокомплектных сельских школах педагог-психолог все еще редкость.

Признание значимости профессиональной позиции педагога-психолога в системе образования говорит о том, что очевидно непростой процесс поиска педагогом-психологом своей ниши в педагогическом коллективе, определения своих функций и возможностей во взаимодействии с другими специалистами (учителем, воспитателем, мастером, преподавателем, социальным педагогом, дефектологом) дает положительные результаты. Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и педагога иной специализации в подходе к развивающейся личности, их тесное сотрудничество на всех стадиях работы с отдельными личностями и коллективами (классы, группы) является необходимым условием оказания эффективной психологической полмощи в системе образования.

Популярность деятельности психолога увеличивается с каждым годом. За последние 10 лет конкурс при поступлении в вузы на данную специальность один из самых высоких. И это несмотря на то, что психологов готовят на 26 факультетах в 22 государственных и негосударственных вузах и 12 институтах повышения квалификации и переподготовки кадров. Ведущим вузом в РБ по подготовке психологов различных специализаций по праву считается Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, где на 6 факультетах обучаются более 2000 будущих психологов. В подготовке педагогов-психологов задействован научно-педагогический потенциал 30 кафедр психологии. Сегодня наступил момент, когда необходимо сместить акцент с количественных показателей в подготовке психологов на качественные. В связи с этим целесообразно рационализировать сеть учреждений и структур, аттестацию кадров, осуществляющих подготовку психологов, уточнить стандарты подготовки специалистов данных специалистов.

Качество психологической помощи во многом определяется уровнем образования специалистов-психологов. В настоящее время в системе образования высшее базовое психологическое образование имеют 37 % педагогов-психологов. Вместе с тем без какого-либо психологического образования работают 13 % специалистов с высшим педагогическим образованием. Правда, большинство из них уже обучается по психологической специальности на двухгодичных очно-заочных курсах. Остальные 50 % специалистов имеют базовое педагогическое образование и дополнительное психологическое, полученное в основном в течение двухгодичной очно-заочной переподготовки в институтах повышения квалификации. Часть психологов закончила психологические факультеты в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, что способствует научно-практической интеграции в сфере оказания психологической помощи.

Еще один ярко представленный сегодня путь такой интеграции и влияния психологических школ других стран – широкое распространение и востребованность среди белорусских специалистов психологической литературы, издаваемой в России, Украине и других странах. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по социальной поддержке работников учреждений образования, содержащихся за счет средств бюджета» от 1 октября 1997 г. № 494 с 1998 г. педагоги-психологи имеют право на получение дополнительных выплат для приобретения методической литературы, предметных журналов и других периодических изданий, что несколько расширяет возможности их профессионального роста.

Для педагогов-психологов учреждений образования издается специальные журналы «Псіхалогія», «Белорусский психологический журнал». Но сегодня преждевременно говорить о достаточном методическом обеспечении педагогов-психологов. Скорее, мы должны констатировать обратное. Расширение сферы деятельности психологической службы оказания психологической помощи в системе образования, усложнение и уточнение их задач в реформируемой национальной системе образования предъявляют все большие требования к их научно-методическому обеспечению. На наш взгляд, наблюдается значительный разрыв между запросами практики и научно-методическими возможностями психологической службы профессионально ответить на эти запросы. От того, насколько качественно и быстро этот разрыв будет преодолен, зависит будущее психологической службы и качество психологической помощи в системе образования.

К числу наиболее типичных проблем в работе педагогов-психологов можно отнести следующие.

1. Увлеченность психодиагностикой в ущерб другим направлениям работ (психопрофилактическому, коррекционному, консультативному и просветительному). При этом часто используются громоздкие, неадаптированные психологические методики. Сегодня мы стоим перед необходимостью создания в стране соответствующей структуры, в функции которой входила бы подготовка, адаптация и стандартизация психологических методик, используемых в системе образования.

2. Педагоги-психологи недостаточно владеют методикой психологического просвещения детей, подростков и родителей, их выступления на страницах газет, журналов, на радио и телевидении все еще редки. Количество факультативов психологической тематики недостаточно для массового просвещения учащихся.

3. Педагоги-психологи не уделяют должного внимания планированию работы, пренебрегают анализом своей деятельности. Рабочая документация примитивна и часто избыточна. Отсутствует прогнозирование результатов организационно-педагогических решений, принимаемых в учреждении.

4. В 40-часовой рабочей неделе педагога-психолога предусмотрены 8 часов на профессиональное самосовершенствование. Да, мы сталкиваемся с фактами, когда отдельные руководители не предоставляют педагогам-психологам этого времени. К сожалению, они и сами не всегда рационально его используют. За 4 года педагоги-психологи опубликовали около 500 методических разработок. За это же время проведены 1754 региональных конференций и семинаров психологической тематики. Но часто эти мероприятия проходят формально, их эффективность не анализируется, результаты нигде не фиксируются и не становятся в дальнейшем предметом профессиональной рефлексии.

5. Педагоги-психологи недостаточно изучают потребности учебно-воспитательного учреждения, часто предлагают только ту психологическую помощь, в оказании которой имеют определенный опыт, не проявляя при этом инициативы для профессионального роста. Как показали республиканские конкурсы «Психолог года», проведенные в 2000 и 2002 годах, в системе образования работает имеются высококлассные педагоги-психологи. Но, к сожалению, большинство педагогов-психологов имеет низкую квалификацию. Высшую квалификационную категорию получили только 2,8 % педагогов-психологов, первую – 16,9 %. Большинство же психологов (51,8 %) не имеют квалификационной категории.

В настоящее время восстановлено Белорусское общество психологов, которое необходимо, прежде всего, практикам для повышения их профессионального мастерства. Этот вопрос становится все более актуальным. Именно общество психологов может способствовать их профессиональному росту, а также контролировать выполнение этических норм в деятельности психолога. Но этот процесс нуждается в поддержке со стороны государственных органов власти.

Очень много предстоит сделать для совершенствования управления психологической службой. Сегодня в организации психологической службы часто не выполняется одно из важнейших условий: инспектор районного (городского) отдела образования, курирующий деятельность педагогов-психологов, должен иметь высшее базовое психологическое образование. Данное обстоятельство, в свою очередь, не позволяет разграничить уровни подчинения педагога-психолога: по профессиональной линии он должен подчиняться инспектору-психологу; по организации режима работы, выполнению функциональных обязанностей – руководителю учреждения. Закон «О местном самоуправлении» для решения этого вопроса на местах нередко становится препятствием.

Органы управления образованием также в долгу перед педагогами-психологами в создании должных условий для работы. Приказом Министерства образования утверждено Положение о кабинете психологической службы, определены требования к его техническому оснащению. Однако сложности в организации рабочего места педагогов-психологов остаются. Обеспеченность отдельными кабинетами для индивидуальной и групповой работы не превышает 50 %. 43 % психологов делят кабинет с другими специалистами, 7 % вообще не имеют рабочего места. Только 18 % кабинетов соответствуют нормативным требованиям материально-технического обеспечения, обеспечены необходимой психологической литературы и методик.

Таким образом, Министерству образования, органам управления образованием на местах, руководителям учреждений, кафедрам психологии, да и самим педагогам-психологам, предстоит еще многое сделать и в научно-методическом, и в организационном плане для совершенствования деятельности психологической службы и оказания психологической помощи учащимся, педагогам и родителям.

ПРИКАЗЫ И ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Наши рекомендации