IV. Подготовка к восприятию произведений
Вступительное слово учителя. (Звучит тихая музыка.)
— Каждый день ранним утром вы выходите из дома. По дороге в школу наблюдаете за изменениями в природе. Вы радуетесь весеннему солнышку, с интересом смотрите, как на тонких веточках деревьев набухают почки, как на высоких местах подсыхает земля, а на отдельных кочках робко показывается первая травка. Птички тоже радуются теплому солнцу, приходу весны.
V. Работа с текстом рассказа В. Приходько «Капельные часы» 1.Лексическая работа.
• Напился вдоволь — напился достаточно.
2. Чтение рассказа учителем (с. 72).
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение передается в произведении? Почему?
4.Анализ произведения, выборочное чтение.
— Что вы представляли, слушая этот рассказ?
— Какие картины можно нарисовать к этому произведению?
— Какие часы вы знаете? Что такое «капельные часы»? Как автор называет капли?
Почему остановились капельные часы?
— Как автор передает весеннее настроение птиц?
— Какие птицы прилетают к нам весной?
— Как мы можем позаботиться о птицах?
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение молча (про себя):
— Найдите вопросительные предложения. Вспомните, как они читаются.
— Найдите в тексте запятые, вспомните, что запятая требует короткой паузы.
— Передайте настроение воробья при чтении.
б) выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца.)
— Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски — вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей и тихо шепчут только что родившиеся листочки. Слушайте и смотрите весну!
VI. Работа по картине белорусского художника Ф. Рущица «Весна»
— Какое время года изображено на картине? Какой период весны? Как вы догадались? (Начало весны. Яркое, нежное весеннее солнышко освещает подтаявший снег, тоненькие изящные деревца. От них падают длинные серо-голубые тени.)
— Что изображено на переднем плане? (Проснулась речушка, которая вытекает из темного оврага. Она вьется змейкой через всю картину. На переднем плане она растекается, и сквозь ее прозрачные воды видны мелкие, разноцветные камешки.)
— Что изображено на втором плане? (Второй план картины темный, это тень тяжелого от влаги облака.)
— Какое небо на картине? (Небо над горизонтом затянуто
влажными сероватыми облаками.)
— Какое настроение вызывает картина? (Ответы детей.)
— Ощущение радости от весеннего солнца достигается в картине благодаря контрасту солнечного света и тени от деревьев, низкого покрытого снегом берега, облаков.
VII. Работа с текстом сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце»
1.Чтение сказки учителем (с. 73).
2. Лексическая работа.
• Косолапый (медведь) — ступающий пятками врозь, носками внутрь.
♦ Покосолапил — пошел неровно, косолапо.
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
4.Анализ произведения, выборочное чтение.
— Что вы представляли, слушая сказку? О какой поре года в ней говорится?
— Почему заругался медведь?
— Какими словами автор передает испуг воды?
— Почему снег «заскрипел с перепугу» ?
— Кто главный виновник беды медведя?
— Почему солнце не испугалось медведя?
— Можно ли сказать, что солнце весну начинает? Почему?
5. Чтение произведения учащимися.
6. Чтение, сказки по ролям.
Физкультминутка
VIII. Работа в группах
Задание для 1 группы
— Пройдите по Лабиринту. Выпишите каждую букву в соответствующую клеточку и вы узнаете, в каком городе первые выходные марта посвящены «цветам на снегу», (прил. 3).
Ответ: Вильнюс — столица Литвы.
Задание для 2 группы
— Соедините части народных поговорок и примет.
Зимний снег глубокий — к дождливому лету.
Частые туманы в марте апрель с травой. Март с водой, летом хлеб высокий.
Задание для 3 группы
— Какой звук передаётся в выделенных словах? Что он передаёт: а) грохот грома; б) гул ветра? Подчеркните правильный ответ.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом