Вопрос 5. Наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, их осмотр и выемка
Наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления — это следственное действие, заключающееся в запрещении учреждению связи доставлять адресату почтово-телеграфные и иные отправления без разрешения следователя, органа дознания, наложивших арест; в их осмотре, а при необходимости и выемке в случаях, когда в них содержатся сведения, документы и предметы, имеющие значение для уголовного дела.
Такое наименование этого следственного действия дано в оглавлении главы 24 УПК, которое представляется правильным, так как оно всегда заключается в аресте почтово-теле-графных и иных отправлений и их осмотре, но не всегда сопровождается их выемкой. В литературе можно встретить мнение, что наложение ареста на корреспонденцию и ее выемка — это два самостоятельных следственных действия. Согласиться с этим нельзя в связи с тем, что наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления относится к ряду сложных следственных действий, состоящих из нескольких действий. Это следственное действие состоит либо только в наложении ареста на почтово-телеграфные и иные отправления и их осмотре, либо еще и в их выемке, но только если они содержат сведения, документы и предметы, имеющие значение для уголовного дела.
Основанием для проведения наложения ареста на почтово-телеграфные и иные отправления является наличие достаточных данных полагать, что письма, телеграммы, радиограммы, бандероли, посылки и другие почтово-телеграфные и иные отправления могут содержать сведения, документы и предметы, имеющие значение для уголовного дела (ст. 213 УПК).
Целью наложения ареста на почтово-телеграфные и иные отправления могут быть выявление соучастников совершенного преступления, установление местонахождения скрывающихся преступников, похищенного имущества, орудий преступления и т. д.
Порядок проведения наложения ареста на почтово-телеграфные и иные отправления установлен в ст. 213 УПК.
Следователь, орган дознания о проведении наложения ареста на почтово-телеграфные и иные отправления выносят постановление, которое должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. Постановление о наложении ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, об их осмотре и выемке направляется следователем, органом дознания в соответствующее учреждение связи, которому предлагается задерживать почтово-телеграфные и иные отправления и немедленно сообщать об этом следователю, органу дознания.
Следователь, дознаватель проводят осмотр, выемку и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных и иных отправлений в учреждении связи с участием представителя данного учреждения. Следователь, дознаватель вправе в необходимых случаях для участия в проведении осмотра и выемки почтово-телеграфных и иных отправлений вызвать соответствующего специалиста, а также переводчика.
В каждом случае осмотра почтово-телеграфных и иных отправлений составляется протокол с соблюдением требований ст. 193 и 194 УПК, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные и иные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы и отправлены адресату или изъяты.
Наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления отменяется постановлением следователя, органа дознания. В любом случае данная мера не может осуществляться свыше срока предварительного расследования по уголовному делу. По смыслу уголовно-процессуального закона в данном случае имеются в виду сроки, установленные ч. 1 ст. 188 и ч. 1 ст. 190 УПК, и не включаются сроки продления предварительного расследования.
Прослушивание и запись переговоров
Прослушивание и запись переговоров — это следственное действие, заключающееся в применении соответствующими учреждениями по решению следователя, органа дознания технических средств по прослушиванию и записи переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц в целях получения сведений, имеющих значение по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Согласно ст. 214 УПК, проводить прослушивание и запись переговоров по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких запрещается. Под другими лицами понимаются любые лица, которые могут использовать технические средства связи и иные переговоры для передачи информации подозреваемому, обвиняемому и связанным с ними лицам.
Основанием для проведения прослушивания и записи переговоров является наличие достаточных данных полагать, что переговоры с использованием технических средств связи и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела о тяжком или особо тяжком преступлении (ст. 214 УПК).
Порядок проведения прослушивания и записи переговоров установлен в ст. 214 УПК.
Следователь, орган дознания о проведении прослушивания и записи переговоров выносят мотивированное постановление, которое должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. Постановление направляется в соответствующее учреждение для исполнения.
Прослушивание и запись переговоров в любом случае не могут осуществляться свыше срока предварительного расследования уголовного дела и отменяются постановлением следователя, органа дознания. В этот срок не включаются сроки продления предварительного расследования.
Следователь, дознаватель в течение всего установленного срока вправе в любое время истребовать фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю, дознавателю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны время начала и окончания записи переговоров и необходимые технические характеристики использованных средств.
Осмотр и прослушивание фонограммы проводятся следователем, дознавателем, при необходимости с участием специалиста. Об осмотре и прослушивании фонограммы следователь, дознаватель составляют протокол с соблюдением требований ст. 193 и 194 УПК, в котором должна быть дословно воспроизведена часть фонограммы переговоров, имеющая отношение к уголовному делу. Фонограмма приобщается к протоколу. При этом ее часть, не имеющая отношения к делу, после окончания производства по уголовному делу уничтожается.