Дефекты осанки. Классификация.
В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов:
1. в сагиттальной плоскости
2. во фронтальной плоскости
1. Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:
· сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
· увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
· увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость); (Приложение 2)
· увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
· увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).
Круглая спина наблюдается у детей в период усиленного роста при слабости мышечно-связочного аппарата. Этот вид осанки характеризуется плоской впалой грудью, крыловидными лопатками, опущенными надплечьями, наклоненной вперед головой, выступающим животом (атонична брюшная стенка). Ноги полусогнуты в коленных суставах. Грудная кривизна позвоночника увеличена. Осанку с менее выраженной круглой спиной называют сутулостью. Обе деформации чаще встречаются у девочек в возрасте 9 — 13 лет. Осанка с плоской спиной отличается сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника, что снижает его пружинящие свойства.
Существует осанка с кругло-вогнутой спиной, когда увеличены все прогибы позвоночника; в этом случае осанку с круглой спиной дополняет чрезмерный прогиб в поясничном отделе.
Даже при нормальном позвоночнике отмечают два вида неправильной осанки:
1) вялую (неустойчивую, неряшливую), когда вид человека производит впечатление крайней утомленности, усталости.
2) сколиотическую — привычную позу с наклоном туловища в одну сторону. Часто эти нарушения осанки сочетаются.
Бороться за правильность телосложения необходимо на только из эстетических соображений. Правильная осанка — не просто красота фигуры, ее изящество, стройность, это, прежде всего, правильное положение внутренних органов и их нормальная деятельность.
Деформации позвоночника и грудной клетки вызывают нарушения функции систем организма. При впалой плоской груди и сутулой спине дыхание более поверхностное, чем в норме, так как легкие развертываются не полностью организм получает недостаточное количество кислорода, что обуславливает снижение обмена веществ, затруднение работы сердца. Такие дети на уроках рассеяны, вялы, раздражены, часто страдают бронхитом, воспалением легких, предрасположены к туберкулезу.
При чрезмерном прогибе поясничного отдела позвоночника отмечается слабость брюшного пресса, с опущением желудка и кишечника, дети имеют склонность к запорам. В результате шлаки задерживаются в кишечнике, вызывая постоянное отравление организма, что ведет к развитию нервозности, быстрой утомляемости, плохому цвету лица, снижению работоспособности. При неправильной осанке страдает физическое и психическое развитие детей, снижается сопротивляемость организма к заболеваниям. Активная коррекция (исправление) дефектов осанки оказывает общее оздоровительное влияние на растущий организм.
2.Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.
Степень нарушения осанки у детей может быть различной:
· I степень – отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.
· II степень – нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины.
· III степень – у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника.
У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.