Глава 3. биографический метод и гуманитарное знание

3.1. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ФИЛОСОФИИ

Биографический жанр занимает особый статус в системе историко–философских знаний и наук о человеке. Вопросы теоретико-методологических проблем биографики приобретают популярность в последнее время. Биографическая традиция в философии имеет свой генезис и логику развития.

Биографический аспект нашел широкое применение в историко-философских исследованиях, в которых акцентируется внимание на биографической интерпретации историко-философского процесса. Философский труд является проекцией личности мыслителя, его мировоззрения, его биографии. Поэтому изучение биографии мыслителя, его детства, воспитания, условий жизни, отношений с людьми и т.д. может пролить свет на понимание философской концепции и содержание философского труда

Впервые использовал биографический подход в философии Диоген Лаэрций. В трактате о жизни великих философов древности Д.Лаэрций не только раскрывает их теоретические положения философии, но и использует биографические данные, позволяющие увидеть не только характер эпохи, но и влияние индивидуальных особенностей философов на становление его философских взглядов.

А.Ф.Лосев в книге о творчестве Д.Лаэрция отмечает главные особенности биографического метода, которые нашли отражение в его трактате: анекдоты, афоризмы и изречения, портретное искусство, письма, завещания, стихотворные элементы.

Кроме того, в сочинении Диогена содержится довольно много надписей на статуях, или на гробницах, эпитафии, посвященные великим философам(49).

Биографический метод в античности нашел свое продолжение в творчестве Плутарха. В «Сравнительных жизнеописаниях» он представляет биографии выдающихся греков и римлян, объединенные в пары. Плутарх вводит в биографический жанр этическую направленность. Этическая цель определяет характер исторического повествования, а исторический персонаж является олицетворением какого-то нравственного принципа. Для Плутарха главным является не только показать исторические факты, но и вызвать эмоциональные переживания, наставить читателя на путь добродетели.

Теоретические основы биографии были заложены немецким философом Вильгельмом Дильтеем. Биографический метод он понимает как приложение антропологии и психологии к задаче живого и осмысленного описания жизненного единства, его развития и его судьбы. Изображение этого единства суть биографии, а задача биографа – «увидеть человека sub specie aeterni так же, как он сам ощущает себя в моменты, когда все вокруг становится для него покровом, одеянием и посредником божества и он чувствует, что близок к небу, словно к какой-нибудь частице земли» (26.с.134-135).

Биография является формой познания истории, так как она излагает «основополагающий исторический факт во всей чистоте, полноте и непосредственной действительности»(26.с.134). Однако не каждая биография является ценной для истории, а лишь та, в которой отражены основные черты эпохи. Соответственно «жизнь исторической личности – это система действий, в рамках которой индивид воспринимает воздействия исторического мира, формируется ими и вновь воздействует на исторический мир» (27.с.141). В двухтомном труде «Жизнь Шлейермахера» Дильтей показывает единство субъективного и объективного, личности и эпохи, анализируя жизнь выдающего мыслителя.

Он выступал за идею изучения не только законченных систем, но и контекста и процесса их формирования. «Поскольку в основу рассмотрения духовных движений полагается жизненный путь отдельного человека, всегда существует потребность в биографических и эволюционно-исторических материалах» (27.с.129). Для этой цели в 1889 году Дильтей выступил с идеей создания архивов, включающих многочисленные фрагменты, черновики и частную переписку, касающиеся отдельного философа или писателя. Задачей биографа является на основе источников понять взаимосвязи действий в жизни человека и историей.

Историю философию как отмечал В.Дильтей необходимо писать на основе сохранившихся рукописей, что предполагает учет и использование многообразия источников, которые позволяют увидеть во взаимосвязи объективные структуры и саморефлексии жизни. Объектом исследования является не только уже опубликованные произведения мыслителя, а также те, что составляют его «лабораторию мысли» - черновики, наброски, фрагменты маргиналии, а также частная и официальная переписка, свидетельства современников и прочие документы жизни.

В советской философии акцентировалось внимание на систематическом рассмотрении доктрин, тогда как упускались из вида сопутствующие им факторы. И как справедливо отмечает А.В.Перцев «изучение философских учений – именно как философских учений! – должно быть по преимуществу логическим: с биографией, с историческими условиями и социальной средой должны сопоставляться только философская система как целое»(58.с.31).

Жанр философской биографии существовал давно. Достаточно вспомнить биографии известных философов, представленные в библиотеке Павленкова. В советский период появляются серии биографий, которые выходили в сериях «Жизнь замечательных людей», «Мыслители прошлого», «Научные биографии». Э.Ю.Соловьев предлагает следующую типологию философских биографий:

а) жизнь мыслителя как лаборатория мысли, как процесс становления и развития идей;

б) подвижничество мыслителя и его борьба за общественное признание новой мировоззренческой концепции;

в) жизнь мыслителя как первого социально значимого воплощения его идеи;

г) жизнь как осуществление мыслителем личностного синтеза различных форм духовной деятельности (82).

Наши рекомендации