Проблема классификации упражнений и основные типы упражнений
В методической литературе существуют разные подходы к определению целей, задач, роли упражнений в обучении иностранному языку и, соответственно, разные критерии их классификации и типологизации.
Критерии классификации упражнений | Виды упражнений | |
Предречевые | Речевые | |
1. По цели усвоения материала | Предречевые (подготовительные) – направлены на формирование аспектных навыков (фонетических, грамматических, лексических) и на усвоение языковой формы: фонетические, лексические и грамматические упражнения | Речевые – направлены на развитие речевых умений в различных видах речевой деятельности. В соответствии с этим выделяют: упражнения в аудировании, говорении, чтении и письме |
2. По способу выполнения | одноязычные (на ИЯ) устные, письменные вербальные (словесные), невербальные | одноязычные, двуязычные устные, письменные вербальные, невербальные с использованием наглядности |
3. По количеству учащихся | индивидуальные или парные, групповые, хоровые | |
4. По методу выполнения упражнений | классные | домашние |
5. По назначению | тренировочные | контрольные |
6. По этапам работы с текстом | предтекстовые | текстовые, послетекстовые |
7. По степени сложности мыслительного и мнемического (связанного с запоминанием) процесса | полумеханические и механические | творческие |
8. По стадии формирования навыков | рецептивные (упражнения на восприятие языкового материала) | репродуктивные (упражнения на употребление языкового материала в речи) |
9. По критерию соответствия упражнений целям обучения иностранным языкам | некоммуникативные (языковые) упражнения | условно (учебно) коммуникативные, подлинно (естественно) коммуникативные |
С:
Рогова дает следующую терминологию: она называет неязыковые упражнения неречевыми, согласно ей существуют условно-речевые и неречевые упражнения.
Типы упражнений
В соответствии с коммуникативно-практическими целями обучения иностранным языкам в школе все разнообразие упражнений можно свести к трем языковым типам:
1. Некоммуникативные упражнения – данный тип упражнений выполняется в целях осмысления и сознательного усвоения языкового материала (грамматического, лексического, фонетического) в разных видах речевой деятельности. Сюда входят следующие упражнения:
1) языковые или аспектные:
а) грамматические (например: постановка глагола в нужную форму)
б) лексические (например: подстановка подходящих по смыслу слов, группировка слов по темам)
в) фонетические (например: чтение ряда слов, группировка слов по способу произнесения)
Данный тип упражнений на соответствующей стадии усвоения материала используется в качестве части домашнего задания.
2) трансформационные упражнения (например: переделка утвердительных предложений в вопросительные, активных форм в пассивные)
3) упражнения в переводе (данный тип упражнений используется в качестве контроля)
4) имитативные, подстановочные упражнения – принцип действия состоит в том, что ученик подставляет подсказываемые ему лексические единицы в данную ему структуру или составляет и собирает по частям предложения из слов, даваемых в разных колонках.
2. Речевые упражнения (РУ) или подлинно коммуникативные упражнения (ПКУ)
Цель этих упражнений – осуществление коммуникативной функции иностранного языка и обучение коммуникативным умениям (аудированию, говорению, чтению, письму).
Речевые упражнения – всегда творческие упражнения. Это всегда речемыслительные задачи разного уровня. Главные характеристика упражнений – ситуативность и мотивированность (обеспечивающие мотивированную инициативность учащихся).
Пассов организует данные упражнения в 3 группы:
1) упражнения в передаче содержания: пересказ (классификация Скалкина), сокращенно-выборочное изложение, пересказ-перевод, драматизация и другие виды упражнений
2) упражнения в описании чего-либо: описание элементарных изображений, фабульных сюжетов, реальных объектов
3) упражнения выражения, в выражении отношения и оценки: дискуссия, комментирование
Особый вид упражнений – упражнения, имитирующие общение, позволяющие работать в быстром темпе, психологически простые по способу выполнения. По характеру они могут быть речевые, по методической направленности могут быть аспектными. Примеры: репликовые упражнения, условная беседа, вопросы учащихся, пресс-конференция, интервью, упражнения типа «обратитесь ко мне».
3. Условно-речевые упражнения (УРУ)или условно-коммуникативные упражнения
Характерной особенностью этого типа упражнений является то, что он позволяет осуществлять тренировку языкового материала в учебной или условной коммуникации, имитирующей естественную.
Условно-речевые упражнения должны быть ситуативными (любая реплика учителя и ответ ученика должны соотноситься с ситуацией, взаимоотношениями собеседников, их деятельностью). Они должны обеспечить направленность обучающихся на цель и содержание высказывания, а не на форму (отработка идет на хорошо отобранном материале), характеризуются коммуникативной ценностью фраз, так как являются обучающими. Учитель должен исключить надуманные реплики типа «Скажите, что вы делаете то же самое: - Зимой я надеваю пальто. – И я зимой надеваю пальто». Следует иметь в виду экономичность упражнений во времени.
Виды условно-речевых упражнений:
1) имитативные УРУ – ученик свою реплику полностью имитирует по реплике учителя (например, при установке «Прав ли я?»)
2) подстановочные УРУ – в этих упражнениях происходит подстановка лексических единиц в воспринимающую структуру (например, можно возразить учителю)
3) трансформационные УРУ – представляют собой трансформацию воспринимаемых форм (например, перевод пассивного залога в активный)
4) репродуктивные УРУ – предполагают самостоятельное восприятие усваиваемой формы (пример установки: «Расскажите, что вы хотите делать на каникулах.»)
Заключение:
Речевые упражнения – это упражнения для развития речевых умений, а условно-речевые упражнения, будучи по характеру в основных параметрах речевыми упражнениями, предназначены для формирования навыков.
D: