Нестереоскопические способы восприятия пространства. Самостоятельно - изменение видимых размеров предмета при удалении, - наложение или перекрытие контуров
Самостоятельно… - изменение видимых размеров предмета при удалении, - наложение или перекрытие контуров, - положение тени, - линейная перспектива (оптическое искажение форм и размеров объектов), - воздушная перспектива (изменение цвета, очертаний и степени освещенности предметов по мере их удаленности).
Программное содержание занятия по развитию восприятия глубины пространства следующее: 1.Формирование нестереоскопических способов восприятия глубины пространства (формирование оценочных способов восприятия расположения предметов: уменьшение размеров предмета при удалении, перекрытие ближним предметом дальнего и др.). 2.Обучение умению переносить знания в практическую деятельность в новом пространстве. 3. Формирование измерительных навыков (в малом и большом пространстве) и развитие точности восприятия. 4. Развитие оценки глубины пространства на полисенсорной основе.
Примерный дидактический материал для занятий по развитию восприятия глубины пространства может быть следующим: индивидуальные столы с макетными изображениями перспективы; наборы моделей по отдельным темам для работы на индивидуальных столах; карточки-схемы с изображениями предметов на различных композиционных планах; наборы сюжетных картин с четко выделенными композиционными планами, наборами предметных или силуэтных изображений для составления сюжетных картин (по образцу); наборы изображений предметов, контуры которых перекрывают друг друга; наборы измерительных средств (бумажные полоски, шнуры и т.д.).
Рекомендуются следующие виды работ на занятии: определение расстояния от себя до других предметов (близко – далеко); определение величины предметов (больше – меньше относительно друг друга или с использованием условной мерки), расположенных сначала в горизонтальную линию, затем в шахматном порядке и, наконец, в вертикальную линию (расстояние между предметами постепенно увеличивается); узнавание знакомого предмета под разными углами зрения; рисование предметов, отраженных в зеркале, и сравнивание их с реальным изображением на рисунке; рисование предмета с разных точек зрения, сравнение изображений и определение отличительных пространственных признаков; измерение длины, ширины и высоты предмета; оценка пространственных отношений между предметами и отображение этих отношений в практической деятельности (рисование, аппликация, раскладывание предметов, игрушек, цветных и контурных изображений, изображение на схеме); оценка и сравнение размеров движущихся предметов; отбор одинаковых по величине предметов из множества; игры «Чем отличается?», «Что изменилось?», «Что не дорисовал художник?» и др.
43.Методические приемы и средства развития зрительно-пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения.
Используются следующие игры:1. Подбери предмет подходящий по форме. На специальных карточках изображены знакомые ребенку предметы (огурец, яблоко, шар, тарелка) и 4 трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал). Перед ребенком выкладываются трафареты фигур и ему предлагается подобрать к каждой фигуре похожую картинку. 2. Помещение в коробку с прорезями различных геометрических фигур («Почтовый ящик»). 3. Узнавание и копирование геометрических фигур. Ребенка просят наощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке, назвать, а затем нарисовать (прямоугольник, треугольник, круг, квадрат). 4. Отгадать, из каких геометрических фигур составлен рисунок. Вспомнить и назвать предметы, похожие на круг, квадрат, треугольник. 5. Выложить фигуры из 3 палочек по образцу. 6. Выкладывание узоров по образцу из мозаики. 7. Игры-лабиринты. 8. Складывание из частей геометрических фигур. 9. моделирование пространственных отношений на фланелеграфе.
Представления о пространственных признаках предметов формируются в играх с геометрическими блоками Дьенеша, в которых в игровых заданиях дети знакомятся с признаками формы, размера учатся их выделять, оперировать двумя, тремя свойствами одновременно, учатся их зашифровывать условными обозначениями.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму). Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а)четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б)трех цветов (красные, синие и желтые фигуры); в) двух размеров (большие и маленькие фигуры); г)двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Этим же автором была разработана система игр с блоками Дьенеша для детей от двух до семи лет. Многие игры и упражнения проводятся с целью научения детей определять местоположение предметов в пространстве. В начале любого занятия она предлагает проводить «зрительную разминку» перед детьми в ряд выставляются, разные игрушки их местоположение меняется. Ребенок должен вспомнив главный ориентир – правую руку сказать, что слева, справа, между.
44.Рисование, лепка, конструирование, как средство развития зрительно-пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения.
Важное значение в развитии пространственных представлений имеют все виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, специальные двигательные упражнения. Во всех этих видах деятельности ребенка учат наблюдать за предметами, выделять в них пространственные признаки и отношения, устанавливать между ними сходство и различие, обобщать их по общности пространственных признаков и словесно их обозначать.
45. Задачи обучения младших школьников с нарушениями зрения устанавливать причинно-следственные связи при восприятии множества объектов окружающей действительности.
Общие задачи, направления работы: 1. Учить воспринимать множество объектов через формирование способов восприятия сюжетного изображения (целостное обведение взором, выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных объектов и др.). 2. Формировать знания об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет, учить детей выделять их в сюжетном изображении с установлением логических связей. 3. Развивать монологическую и описательную речь, учить детей определять и рассказывать о месте и времени событий, о действующих лицах сюжета, оценивать происходящее путём детального, последовательного и целостного восприятия изображенного.
Частные задачи: 1. Формировать умение ориентироваться на плоскости картины (верх-низ, центр, лево-право). 2. Учить выполнять зрительные действия при восприятии сложного изображения (глаз+рука), последовательно выделять объекты на изображении. 3. Учить распознавать и осмысливать действия на картине: устанавливать связи между действием и предметом, узнавать и воспроизводить действия (1 кл.). 4. Учить рассматривать человека с определением позы, жестов, мимики и др. 5. Учить распознавать и осмысливать действия персонажей картины, понимать последовательность изображенных действий. 6. Формировать умения зрительно воспринимать и понимать эмоциональные состояния, выраженные в позе, жестах, мимике персонажей, умение называть их. 7. Учить целенаправленно определять информативные признаки, характеризующие явления природы, место действия. 8. Учить детально рассматривать изображения на всех композиционных планах картины. 9. Учить определять социальную принадлежность персонажей, по одежде, предметам обихода и т.д. 10. Учить целостно рассматривать три композиционных плана. 11. Формировать умения читать простые перспективные изображения, выделять ближний и дальний план. 12. Формировать умения выделять признаки сезонных изменений на пейзажном изображении, определять преобладающий на картине цвет. 13. Формировать умения устанавливать простые причинно-следственные связи между изображенными объектами, опираясь на собственный опыт. 14. Формировать умения анализировать содержание сюжетной картины с использованием алгоритмического предписания (2-3). 15. Развивать способность прогнозировать поведение героев картины. 16. Учить самостоятельно воспринимать и понимать сюжетные картины, описывать фон, дополнительные детали и их роль в передаче сюжета (4).
46.Этапы работы по обучению младших школьников с нарушениями зрения зрительному восприятию ситуации / сюжетной картины.
Примерная схема обучения умению соединять движения с конкретными предметами в сюжетной картине: 1. Восприятие и называние действий с предметами, производимых тифлопедагогом. 2.Выполнение конкретных действий с предметами по заданию тифлопедагога. 3.Имитация действий с предметами на игрушках и моделях. 4.Подбор конкретного предмета из нескольких к заданному движению. 5.Поиск движения и позы к действию с заданным предметом. 6.Узнавание разнообразных действий человека и животных, графически изображенных на карточках, «прочитывание» элементарных ситуаций.
Дети с нарушениями зрения в условиях специального обучения вполне овладевают умениями правильно воспринимать и осмысливать эмоциональные состояния, позы и жесты персонажей картин. Как показывает опыт, подгрупповые занятия по развитию восприятия сюжетных картин рационально включать в работу, начиная со средней возрастной группы.
Обучение проводится в 4 этапа: 1.дети слушают стихотворения, тексты рассказов, музыкальные отрывки, которые вызывают у них определенные эмоции. Затем им предлагается посмотреть друг на друга, на свое изображение в зеркале и отметить у себя и у других детей те изменения в лице, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Каждое эмоциональное состояние обозначается словом и характеризуется набором изменений в лице по сравнению с лицом спокойным. 2.этапе детям предъявляется для восприятия несколько карточек с изображением различных эмоциональных состояний человека, каждое из которых акцентировано изобразительными средствами. Дети должны научиться с помощью положения и формы рта, глаз, бровей определять различные эмоциональные состояния. Эти карточки можно использовать как сигнальные при определении настроения, которое вызывается различными текстами или музыкальными отрывками. 3.этап работы связан с распознаванием конкретных эмоциональных состояний людей, изображенных на отдельно подобранных карточках. Дошкольники называют настроение, объясняют, почему они так думают, и по заданию тифлопедагога придумывают возможные причины конкретного настроения персонажа. 4.этап обучения предполагает распознавание эмоциональных состояний персонажей, непосредственно включенных в смысловые ситуации. На картинке изображены персонажи с конкретными эмоциями и причины, их вызвавшие. Дети составляют рассказы по картинам, обосновывая свои решения ситуаций.
Таким образом, специально организованное обучение совершенствует процесс восприятия дошкольниками эмоций и жестов, изображенных на картине, способствует коррекции восприятия и процессу доразвития перцептивных функций.