Психологическая характеристика готовности студентов к трудовой деятельности
Готовность студента-выпускника — это существенная предпосылка эффективности его деятельности после окончания вуза. Готовность помогает молодому специалисту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных препятствий. Готовность — решающее условие быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации.
Как профессионально важное качество личности готовность студента является сложным психологическим образованием и включает в себя: а) положительное отношение к профессии, достаточно устойчивые мотивы деятельности; б) адекватные требования профессиональной деятельности чертам характера, способностям, проявлениям темперамента; в) необходимые знания, навыки, умения; г) устойчивые профессионально важные особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоциональных, волевых процессов и т. д.
Готовность может выступать и в виде психического состояния, которое, хотя и не является качеством личности, все же может характеризовать возможности студента решать в условиях обучения задачи, близкие к реальным задачам профессиональной деятельности, а после распределения успешно включиться в работу по специальности. Психическое состояние готовности — это «настрой», актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент. Готовность как психическое состояние личности студента — это его внутренняя настроенность на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активные и целесообразные действия (во время обучения и с началом работы после вуза).
Состояние готовности, закрепляясь в ходе обучения, превращается в устойчивую, длительную готовность. Поэтому важным показателем готовности студентов является как процесс приобретения профессиональной самостоятельности во время учебы в вузе, так и процесс адаптации их как выпускников к успешной профессиональной деятельности. О готовности, ее уровне можно судить по времени, необходимом для приобретения профессиональной самостоятельности после окончания вуза.
Исследованиями установлено, что наиболее существенным фактором, влияющим на успеваемость студентов младших курсов втузов, являются трудности, связанные с переходом на вузовские формы обучения. Очевидно, что переходные трудности замедляют формирование готовности к труду.
Следует отметить, что в ходе обучения в вузе не все студенты обнаруживают достаточно положительное отношение к своей будущей профессии
Как видно, размер этой группы студентов увеличивается от курса к курсу, и на четвертом курсе, когда в процессе прохождения производственной практики студенты получают наиболее полное представление о своей будущей специальности, группа достигает наибольшей величины.
Отмечается, что полная профессиональная адаптация измеряется временем, которое требуется молодому специалисту после окончания вуза для того, чтобы достичь эталонной производительности труда и качества работы на должности, отвечающей его профилю подготовки. Предлагается соотносить время адаптации со временем подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Там, где это соотношение меньше, там и качество обучения выше.
Об уровне профессиональной готовности можно судить также по тому, как оценивает молодой специалист свою профессиональную самостоятельность или несамостоятельность. По данным одного из исследований, подавляющее большинство молодых специалистов (81%) говорят, что им понадобилось менее одного года, чтобы «войти» в дело, т. е. почувствовать уверенность в себе. Более того, 67% считают, что им понадобился для этого значительно меньший срок — до 6 месяцев.
Думается, что срок профессиональной адаптации в пределах полугода для большинства выпускников можно считать оптимальным. Разумеется, более короткий срок профессиональной адаптации выпускников будет свидетельствовать об их высокой готовности к труду после окончания вуза.
Исследование адаптации к условиям коллективной деятельности показало, что выпускникам нужно разное время, чтобы почувствовать себя в коллективе уверенно, понять и принять систему личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе. Как видно, адаптация к внутригрупповым отношениям заканчивается приблизительно на полгода раньше, чем профессиональная. Таким образом, одним из важнейших показателей готовности является период адаптации к трудовой деятельности. Вместе с тем для определения уровня готовности нужна характеристика процесса и результатов деятельности специалиста в первые месяцы его работы после назначения.
19.Психологическая служба в вузах
Психологическая служба - явление не новое, и уже накоплен достаточно большой опыт в реализации помощи учащимся учебных заведений. Но вся проблема состоит в том, что опыт психологической службы в вузе не достаточно большой и служба в вузе практически дублирует психологическую службу в среднем учебном заведении. Безусловно, в модели любой психологической службы есть структурные единицы, которые обязательно должны присутствовать, например, такие как консультирование и тренинги. Но хочется обратить внимание на то, что в особенностях учащихся школ и вузов есть различия, прежде всего это очень сильное стремление к самосовершенствованию, активному проявлению себя и в какой-то мере продолжающийся протест требованиям и советам со стороны старших по возрасту. То есть психолог вуза решает проблему как стать партнером по общению, а не старшим товарищем. Причем мы заметили еще одну особенность. В результате проведенных нами исследований локуса контроля мы получили следующие выводы: большая часть студентов имеет локус контроля, расположенный вне себя, то есть человек переносит ответственность за свое поведение и поступки на тех, кто находится и вне. И понятно, что к окончанию учебного заведения студенты должны иметь локус контроля, расположенный внутри себя, то есть они должны научиться быть ответственными за свои поступки. Все вышеизложенные данные мы приняли во внимание при создании модели психологической службы в ТИСБИ. В модель вошли обязательные и общеизвестные структурные единицы психологической службы:
1.психологическое консультирование;
2.психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);
3.тренинги социально-психологической направленности (направленные на формирование определенных навыков и умений, таких как навыки партнерского общения и навыки уверенного поведения);
4.тренинги личностной направленности (направленные на корректировку внутренних состояний).
К окончанию учебного заведения студенты должны иметь еще и соответствующий уровень социально-психологической компетентности. И для формирования этого уровня необходимо задействовать не только самих студентов, но и создать определенную среду для взаимодействия с преподавателями и родителями. В результате в нашу модель вошли структурные единицы, связанные работой с родителями и преподавателями. В свете всего вышеизложенного мы предлагаем к реализации в вузе следующую модель психологической службы.
Работа со студентами:
1.психологическое консультирование;
2.психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);
3.тренинги социально-психологической направленности (направленные на формирование определенных навыков и умений, таких как навыки партнерского общения и навыки уверенного поведения);
4.тренинги личностной направленности (направленные на корректировку внутренних состояний);
5.имидж-классы;
6.реализация проекта "Интеллект и креативность";
7.реализация проекта "Наставничество";
8.проведение тематических недель (антитабачная, против наркотиков, имидж учебного заведения, день открытых дверей в психологической службе);
9.проведение "круглых столов" и конференций со студентами и аспирантами других вузов;
10.проведение психологических капустников.
Работа с преподавателями и кураторами:
1.школа психологического мастерства (тренинги эффективного взаимодействия со студентами, проведение общих мероприятий с группой, тренинг эффективных коммуникаций, семинары по основам психологических особенностей студентов, инновационные методы обучения); 2.балинтовские группы (разбор трудных ситуаций);
3.тренинг развития адаптационных возможностей студентов и повышения группового сплочения).
Работа с родителями (родительская академия):
1.индивидуальные консультации по проблемам детей;
2.разбор трудных ситуаций;
3.подготовка психологических "сюрпризов" к родительским собраниям.