Тема2.2.4.: Задержанное развитие.
Глоссарий: «задержка психического развития», ЗПР церебрально-органического генеза, ЗПР соматогенного генеза, ЗПР конституционального генеза, ЗПР психогенного генеза
Вопросы:
1. Понятие «задержка психического развития». История изучения детей с задержкой психического развития, представленность в популяции.
2. Этиология. Структура дефекта (по Е.С.Слепович).
3. Классификация ЗПР по этиологическому признаку, предложенная К.С. Лебединской.
Литература:
1. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика/ Г.И. Колес-никова.-Изд.2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс,2010.-250с.- (Высшее образование).
2. Слепович Е.С Специальной психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова.-Минск: Выш.шк., 2012.-511с.
3.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160с.
4.Cорокин, В.М. Специальная психология: Учеб.пособие/ под научн. ред. Л.М. Шипицыной / В.М.Сорокин. – СПб.: «Речь». 2003.
5.Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии: Учебно-методическое пособие./ Под научн.ред. Л.М.Шипициной/ В.М.Сорокин, В.Л.Кокоренко. - СПб.: «Речь», 2003.
6.Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие/ И.А.Шаповал. – М.:ТЦ Сфера,2005.
1.Дети с задержкой психического развития составляют 50% в группе неуспевающих школьников начальных классов. Именно сниженные показатели успеваемости и стали причиной, по которой данная группа начала исследоваться в 60-е годы XX века. Его называли «временная задержка психического развития» и рассматривали в рамках проблемы школьной неуспеваемости. В этих исследованиях принимали участие такие психологи, как В.И. Лубовский, В.В Давыдов, Д.Б.Эльконин, Н.А.Менчинская и др. По данным У.В. Ульенковой, задержка психического развития встречается у детей дошкольного возраста в 10 %. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 18% детей с ЗПР разного генеза (в РБ 17%). Группа детей с ЗПР составляет 50% среди хронически неуспевающих. ЗПР является одним из наиболее распространённых отклонений в психофизическом развитии детей и относится к “пограничной” форме дизонтогенеза, которая выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния характерны гетеросхронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий.
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
Сам термин “задержка психического развития” был предложен Г.Е.Сухаревой. Понятие “ЗПР” употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
Клинико-психологическая характеристика задержки психического развития заключается в следующих специфических особенностях:
· Незрелость функциональных состояний ЦНС.
· Снижение активности во всех видах деятельности.
· Снижение потребности в общении.
· Сохранность разных видов чувствительности.
· Нарушение восприятия.
· Уменьшение объема памяти, скорости и продуктивности запоминания.
· Особенности развития мышления, речи.
· Нарушение внимания.
· Импульсивность, расторможенность, преобладание эмоциональных форм регуляции поведения.
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности.
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к группе детей:
ü с функциональной недостаточностью центральной нервной системы;
ü с минимальными органическими повреждениями;
ü находившимся в условиях депривации.
Дети с ЗПР к началу школьного возраста отличаются отставанием во всех сферах психической деятельности и неравномерностью проявлений данных отставаний, но своевременная организация коррекционно-развивающего обучения позволяет детям с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития.
Дети школьного возраста с задержкой психического развития могут обучаться:
1) в специальных образовательных учреждениях;
2) в коррекционных(интеграция) классах при общеобразовательных школах.
К особенностям обучения в коррекционном классе относятся:
ü адаптированные в соответствии со специальным образовательным стандартом программы и учебные планы;
ü изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и т.п.);
ü индивидуально-групповая коррекционная работа.
Коррекционно- развивающая работа в дошкольных и школьных учреждениях, группах ведётся при участии семьи ребёнка.
Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Медицинским показанием для приёма ребёнка в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу являются типы задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.
2. Причины возникновения задержки психического развития:
1. Минимальные (слабовыраженные) органические повреждения центральной нервной системы, возникающие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном, природовом, раннем периоде жизни ребёнка.
2. Функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникающая в результате воздействия патогенетических факторов (эндокринные, хромосомные нарушения), возникающие в результате внутриутробной патологии (асфиксии, лёгкие родовые травмы), раннем периоде жизни ребёнка.
3. Хронические соматические заболевания, перенесённые в раннем детстве. Например, расстройство питания при рано перенесённой дизентерии, при длительной диспепсии и дистрофиях (тяжёлых желудочно-кишечных заболеваниях на ранних этапах жизни).
4. Стрессовые психотравмирующие факторы. Например, дисгармоничные отношения в семье, развод, смена места жительства, изменения в составе семьи (смерть или тяжёлая длительная болезнь кого-либо из значимых людей, рождение второго ребёнка, приезд на постоянное жительство кого-либо из родственников).
5. Длительная депривация. Например, педагогическая запущенность детей с сенсорными дефектами или пребывание с момента рождения в доме ребёнка.
Симптомы задержки развития, как правило, неярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе сложным и опосредованным формам деятельности задержка психического развития становится явной.
Структура дефекта (по Е.С.Слепович):
1) недостаточная сформированность мотивационно-целевой основы деятельности;
2) сферы образов-представлений (их диффузность, ригидность, конкретность);
3) трудности в становлении знаково-символической деятельности.
Эти особенности проявляются во всех сферах жизнедеятельности ребёнка: игре, общении, речи, представлениях о себе, моральной регуляции поведения.
3.
1. ЗПР церебрально-органического генеза является самым распространённым типом ЗПР. Нарушения эмоционально-волевой и познавательной деятельности вызываемые им, являются наиболее выраженными. ЗПР церебрально-органического генеза корректируется только при сочетании медицинского лечения с психолого-педагогической коррекцией в рамках специальных школ.
Задержка развития представлена органическим инфантилизмом, который может проявляться в одной из двух форм: неустойчивый органический инфантилизм и тормозимый органический инфантилизм.
Для неустойчивого органического инфантилизма характерны психомоторная расторможенность, эйфорический оттенок настроения, импульсивность, повышенная внушаемость. Дети с данным видом обладают низкой способностью к систематической деятельности и волевым усилиям. У них не формируются стойкие эмоциональные привязанности.
Для тормозимого органического инфантилизма характерны пониженный фон настроения, нерешительность, боязливость, безынициативность.
2. ЗПР конституционального генеза может быть представлена наследственно обусловленным психическим инфантилизмом и психофизическим инфантилизмом, в последнем из которых выделяют 2 вида: гармонический и дисгармонический нфантелизм.
Гармонический (простой) инфантилизм в равномерной задержке темпа физического и психического развития. В дошкольном возрасте наблюдается недоразвитие интеллектуальных интересов (повышена отвлекаемость, утомляемость). Возрастная динамика благоприятна. При правильно организованном учебном процессе эти дети быстро догоняют своих сверстников в общем психическом развитии.
Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму, с отдельными патологическими чертами характера (аффективность, возбудимость, конфликтность, эгоцентризм).
3. ЗПР соматогенного генеза обусловлена длительной соматической недостаточностью различного генеза: врождёнными и приобретёнными пороками соматической сферы, хроническими инфекциями, аллергическими состояниями. В замедлении темпа психического развития значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический статус. (Астения – физическая и психическая слабость).
4. ЗПР психогенного генеза возникает как результат неблагоприятных условий воспитания, которые ограничивают или искажают психическое развитие уже на ранних этапах развития ребёнка. Неблагоприятные условия среды, оказывая травмирующее влияние на психику ребёнка, могут привести к стойким сдвига нервно-психической сферы, в результате чего возникает патологическое развитие личности.
ЗПР психогенного происхождения имеет 3 вида:
1) аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости;
2) аномальное развитие личности по типу кумира семьи;
3) аномальное развитие личности по невротическому типу.
1. Аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости чаще всего является следствием гипоопеки. В результате безнадзорности, у ребёнка не воспитываются формы поведения, позволяющие тормозить возникающие аффекты, а так же чувства долга, ответственности, не стимулируется развитие познавательной деятельности. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной внушаемости, аффективной лабильности, импульсивности. В результате ребёнок не обладает достаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для обучения в школе.
2. Аномальное развитие личности по типу «кумир семьи». Обусловлено гиперопекой. Мелочная опека приводит к формированию у ребёнка эгоизма и эгоцентризма, лени, паразитической установки.
3. Аномальное развитие личности по невротическому типу происходит в дисфнукциональных семьях деформированных в сторону жестокости, деспотичности, агрессивности. Такие условия задерживают развитие познавательной деятельности и способствуют формированию эмоционально незрелой личности: боязливой, нерешительной, пассивной.