Перспектива прямой и плоскости 10 страница
На картине (рис. 267) заданы часть комнаты, предмет прямоугольной формы, плотно придвинутый к двум стенам комнаты и источник света. Требуется построить собственные и падающие тени на полу и стене.
Верхнее основание параллелепипеда обозначим буквами А, В, Е, К. Построим падающие тени ребер Аа —отрезок аА* и АВ —А*В*. Для построения
Рис. 266
падающей тени на боковую стену, найдем проекцию источника света на этой стене. Через точку С проведем фронтальную плоскость и найдем линии ее пересечения с полом и правой стеной. Через точку С2 и вершину В проведем проекцию светового луча С А* на правую стену комнаты.
На картине (рис. 268) изображена часть комнаты, на левой стене которой висит картина. Задан источник света (торшер), который стоит на полу. Требуется построить падающую тень картины.
Найдем проекцию вершины А на пол. Полученную точку а соединим с проекцией источника света с и проведем теневую плоскость. Она пересечет
Рис. 267
Рис. 268
Рис. 269
пол до плинтуса по прямой аа0, а стену по вертикальной прямой а^А*. Тень В* совпадает с точкой В. Соединим А* и В* и получим тень прямой АВ. Прямая АЕ стремится в точку схода Р. Соединив точку А*, с точкой схода Р, получим тень второй стороны картины, определяющей форму тени картины.
На картине изображен интерьер комнаты, освещенной лампой (рис. 269). Требуется построить падающие тени предметов обстановки.
Поскольку тени от предметов падают на пол и две стены, построим проекции Си С2 и С3 источника света С на все три плоскости, для чего опустим на них перпендикуляры из точки С. Тень от висячей картины построим в той же последовательности, что и в предыдущем примере.
Для построения тени стола найдем проекции вершин крышки стола на пол. Тень значительно сдвинется в сторону, поскольку источник света смещен в левый угол комнаты. Построим тень шкафа, для этого соединим проекцию источника света С2 на правой стене комнаты с углом шкафа и определим форму тени на стене. Свет частично распространится в соседнюю комнату через дверной проем.
На картине (рис. 270) изображен угол комнаты с предметами обстановки и задан источник света. Требуется построить падающие тени предметов обстановки.
Рис. 270
Для построения тени от картины воспользуемся проекцией источника света на правой стене комнаты — точкой С2. Все остальные построения аналогичны построениям предыдущего примера.
На картине (рис. 271) задан угол комнаты с арочными проемами (толщина стены не задана и при построении тени не учитываются). Солнце находится слева от зрителя. Требуется построить контур солнечного пятна.
Расположим точки схода солнечных лучей и их проекции так, чтобы световые пятна полностью находились на полу.
Определим на полу точку А»— тень от самой высокой точки А арочного проема. Для этого из предельной точки С^ в точку А проведем луч света. Найдем проекцию точки А пола — а, соединим ее с проекцией предельной точки сх и продолжим до пересечения с лучом света в точке А*. Из точки с„ проведем проекции c^l* и 0^2* солнечных лучей и определим направление сторон световых пятен от ближайшего арочного проема. Провести через точку А* прямую в точку F2, получим четырехугольник, куда впишется световое пятно. Используя точку схода F2, построим тени точек 4 и 3. Лучи
Рис. 271
света, проведенные через точки эллипса на диагоналях половины квадрата, определят контур светового пятна от арочной части проема.
На картине (рис. 272) заданы угол комнаты с арочным окном и направление световых лучей. Угол наклона солнечных лучей невелик (положение солнца на закате), поэтому еветовоечзятно от окна будет падать только на стену. Найдем величину оконного проема на плинтусе левой стороны комнаты, перенесем размер на плинтус правой стороны и восстановим перпендикуляры до пересечения со световыми лучами.
На картине (рис. 273) заданы угол комнаты с арочным окном и подоконником и направление световых лучей. Требуется построить световое пятно.
Определим ширину светового пятна, для чего проведем проекции лучей 1—1*, 2-2*, 3-3* на пол параллельно проекции светового луча, на стену —
Рис. 273 |
Рис. 274
Рис. 275
Рис. 276 |
Рис. 277
Рис. 278
вертикально. Световые лучи пересекут свои проекции в точках 1*, 2* и 3* на стене, а в точках 4* и 5* на полу.
Тень подоконника перекроет часть светового пятна на полу комнаты. Через точку 6 проведем световой луч до пересечения с его проекцией.
Форма теней в интерьере зависит от положения источника света, а значит светового луча и проекции этого луча на пол и стены комнаты.
Вопросы и упражнения для самоконтроля
1. Как образуется светотень и как она располагается на многогранных и круглых предметах?
2. Как образуется собственная и падающая тени?
3. Какие бывают источники освещения? В чем особенности при построении теней?
4. В чем сущность способа построения падающих теней при точечном источнике освещения?
5. Почему падающие тени при удалении от источника света теряют интенсивность и четкость конфигурации?
6. Постройте собственные и падающие тени при точечном источнике света:
а) от вертикального предмета на горизонтальную плоскость, если источник
света находится за этим предметом;
б) от вертикального предмета на горизонтальную плоскость, если источник
света находится сбоку от этого предмета;
в) от настольной лампы, падающие на плоскость стола и стены комнаты;
г) от висячей картины, при освещении комнаты торшером.
7. В чем заключается сущность построения солнечной тени?
8. Какое положение может иметь солнце относительно зрителя и как оно влияет на формообразование тени?
9. На каждой из картин (рис. 274, рис. 275, рис. 276, рис. 277, рис. 278) определите какое положение занимает солнце относительно зрителя и в какую сторону расположатся тени.
10. Постройте падающие тени от предметов, освещенных солнцем:
а) от бордюра на лестницу;
б) в полуцилиндрической нише.
11. Постройте световое пятно от прямоугольного окна на вертикальной стене
в угловом интерьере.
Глава VIII