Вопрос 8. Проектирование форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий.
Проблемы мониторинга, контроля и оценивания перманентно являются актуальными как для педагогической теории, так и для повседневной педагогической практики, так как повышение качества преподавания и обучения напрямую связано с улучшением системы мониторинга и контроля. Мониторинг – управление процессом контроля с постоянным или периодическим слежением за объектом и обязательной обратной связью и рефлексией.
Характеристики мониторинга и контроля: прозрачность, системность, последовательность, согласованность, координация, обратная связь, рефлексия.
В обучении операцию соотнесения фактических результатов и заданных целей, стандартов, норм, эталонов называют проверкой. Интерпретацию и отношение к фактическому результату составляет процесс оценивания, или просто оценка. Зафиксированный в баллах результат оценки называют отметкой.
Функции контроля: обучающая, диагностирующая, контролирующая, корректирующая, оценочная, воспитывающая, развивающая, управленческая.
В педагогической практике используют следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический или периодический, итоговый и др.
Предварительный контроль направлен на выявление ЗУН учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.
Тематический (периодический) контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся.
Итоговый контроль выполняет задачу обобщения и систематизации учебного материала по всему курсу или по большому разделу курса.
Контрольный срез остаточный знаний направлен на проверку прочности усвоения и проводится через определенное время после сдачи зачета, экзамена.
Комплексный контроль диагностирует способность учащихся применять полученные при изучении различных учебных предметов знания и умения для решения практических задач (проблем).
Формы контроля – индивидуальный, групповой, фронтальный.
Методы контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.
Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.).
Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте. На уроке и в лексике учителей это называется опросом. Разграничивают индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачет и устный экзамен.
Письменный контроль – контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат, письменный зачет и т.п., могут быть кратковременными и длительными, различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).
Лабораторный контроль направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке; часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.
При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет педагогу составить представление о том, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков и т.п.
Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
Машинный (программированный) контроль при наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих программ применяется на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью.
Тестовый контроль может быть безмашинным и машинным. В основе такого контроля лежат тесты – специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений. Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения.
Дидактический тест (тест достижений) – это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя. Однако к тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения разработка тестов – дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, объективность.
Надежность – характеристика теста, показывающая обеспечивает ли тест объективность результатов; отражающая точность диагностических измерений; устойчивость результатов теста к действию случайных факторов.
Валидность (пригодный) – характеристика теста, указывающая на то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает; пригодность тестовых результатов для той цели, ради которой проводится тестирование (качество заданий, их число в тесте, глубина охвата содержания, баланс распределения заданий в тесте по степени трудности).
Объективность – оценивания, как показала практика, обеспечивается максимальной стандартизацией ее проведения. Объективность процедуры измерения возможна лишь при одинаковых условиях для всех участников. Кроме того, эта процедура должна дополняться объективностью обработки данных и интерпретации полученных результатов.
Технология разработки КИМов, так же как и вся система диагностики, в целом, построена по принципу замкнутого жизненного цикла, который в менеджменте качества известен как цикл Деминга (схема 2).
В последнее время благодаря развитию информационных технологий и компьютерной техники, широкое применение в образовании получают компьютерные тесты в качестве эффективных средств педагогического измерения. Их эффективность обуславливается возможностью оперативного проведения тестового контроля и быстротой обработки результатов.
Оперативная информация, получаемая автоматизированным способом о результатах тестирования, позволяет быстро оценить текущее состояние процесса, выделить недостатки и своевременно устранить их.
Представим технологические этапы методики разработки контрольно-измерительных материалов (схема 3).
Сохранение стабильности инструмента для действующего контроля – одна из основных задач. Стабильный инструментарий дает основное преимущество контроля – возможность получения сравнимых данных как в динамике, так и между образовательными системами. Любое изменение инструмента может привести к нарушению сравнимости, что ведет к недостоверности контроля достижений учащихся.
Вопрос 9. Цели, содержание и методика организации методической работы в учреждении образования. Менеджмент качества методической деятельности в учреждении образования.
Современное образовательное учреждение – это сложная социально-педагогическая, целенаправленная, открытая система, которая включает в себя разнообразные направления деятельности.
Методическая работа –это системная методическая деятельность по руководству педагогическим коллективом, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом для достижения поставленных в учреждении образования целей.
Принципиально новые условия, в которые попал сегодня педагог, очевидный диссонанс между его базовой подготовкой и современными требованиями компетентностного подхода. В связи с чем, объективно повышается значимость методической работы в учреждении образования по следующим причинам:
- во-первых, необходимо рационально и оперативно совершенствовать качество содержания образования посредством инноваций в программно-методическом и программно-дидактическом обеспечении, в методиках, технологиях организации воспитательно-образовательного процесса, в выборе современных методов и форм работы с детьми и др.;
- во-вторых, становится более актуальным участие педагогов в управлении, в управлении познавательным процессом группы детей, в совершенствовании условий предметно-развивающей среды и др.
- в-третьих, гуманистический, социально-ценностный комплекс идей, утверждающий отношение к человеку как к высшей ценности, способствует посредством методической деятельности становлению нового стиля взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса.
Из этого следует, что современный уровень системы образования предъявляет новые требования к пониманию цели и основных направлений методической работы в учреждении образования.
Цель методической работы заключается в оказании системной методической помощи педагогам в развитии их профессиональной компетентности, как непрерывного процесса образования и самообразования для реализации их профессиональных функций.
К задачам методической работы относятся:
· совершенствование методической работы, рациональное использование возможностей для повышения квалификации педагогических кадров в условиях школы;
· мотивирование успешности педагогов, что оказывает стратегическое влияние на результаты их трудовой деятельности;
· решение вопросов материального стимулирования педагогов, повышающих свою квалификацию, добивающихся высокого качества знаний учащихся и роста достижений, как собственных, так и школьников;
· проведение оценки возможностей коллектива;
· совершенствование аттестационных мероприятий как средства повышения уровня квалификации педагогических и руководящих работников;
· развитие инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления;
· развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры учителей;
· моделирование профессиональной деятельности педагогов на основе психолого-педагогической диагностики, выработка своевременных коррекционных мер, опора при этом на результаты деятельности, анализ причин отклонений;
· совершенствование системы контроля, создание гибких механизмов управления результатами деятельности педагогов;
· создание в учреждении образования мониторинговых и диагностических программ, направленных на объективную оценку труда педагогических работников;
· социальная защита педагогических работников и ресурсное обеспечение их профессиональной деятельности
· повышение статуса учителя и престижа педагогической профессии.
Направление любой деятельности, в том числе и методическойобычно рассматривается как более широкая категория, охватывающая единство целеполагания, стратегических планов, путей отображения данного вида деятельности.
По мнению большинства авторов, занимающихся исследованием методической работы в учреждении образования (Л.Н. Атмахова, К.Ю. Белая, Л.В. Волобуева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Л.И. Фалюшина и др.) основными направлениями методической работы являются:
1) создание условий для качественной организации воспитательно-образовательного процессав учреждении образования:
- разработка, обновление и пополнение научно-методического, программно-методического, дидактического обеспечения образовательного процесса в учреждении образования;
- внедрение в практику научных исследований и достижений передового педагогического опыта;
- оказание помощи педагогам в социально-партнерских взаимоотношениях с детьми, родителями и общественностью района и города и др.;
2) обеспечение процессов совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогического коллектива для реализации их профессиональныхфункций:
- изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и выявление уровня развития положительной динамики в их профессиональном росте;
- определение индивидуального маршрута и эффективных форм работы с педагогами учреждения.
- мотивация педагогов на ситуацию профессионального успеха, творческого, профессионального и карьерного роста и др.
Цели, задачи и основные направления методической деятельности в учреждении образования обеспечены широким спектром организационных форм работы с педагогами. В практике многих образовательных учреждений можно выделить:
· традиционные формы методической работы, которые предполагают совершенствование профессиональной компетентности педагогов с позиции психолого-педагогических, методических знаний, умений, практического опыта работы с детьми, родителями, коллегами;
· инновационные формы методической работы, которыенаправлены на активизацию педагогов, самосовершенствование и саморазвитие их творческого потенциала.
К индивидуальным формам работы с педагогамиотносятся: консультации, самообразование, стажировки, наставничество, посещение занятий отдельных педагогов, творческие мастерские, работа над единой методической темой и др.
К групповым формам работыотносятся: творческие объединения педагогов, временные исследовательские коллективы, творческие отчеты педагогов, школа молодого специалиста, методические секции и др.
К коллективным (фронтальным) формам работыотносятся: конкурсы педагогического мастерства, научно-практические и педагогические конференции, круглые столы по решению определенной проблемы и др.
Выбор формы методической работы с педагогами зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, их профессиональных потребностей, основных целей и задач методической деятельности и деятельности. Все формы методической работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения должны разумно сочетаться в практике.
Содержание методической работы в образовательном учреждении включает:
· Опытно-экспериментальные исследования по различным вопросам учебной и воспитательной работы.
· Координацию разработки учебных планов и программ, их согласование по смежным и взаимообеспечивающим дисциплинам.
· Обсуждение проблем информатизации образования, повышения качества профессиональной подготовки учителей на основе информационной техники.
· Анализ и коррекцию подготовки учащихся по результатам текущей успеваемости, зачетов и экзаменов, контрольных посещений занятий.
· Организацию теоретических и научно-практических семинаров по вопросам педагогики и психологии, новым достижениям в науке по проблемам обучения и воспитания обучающихся, методики проведения отдельных видов занятий.
· Выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдельных педагогов и методических объединений учителей.
· Изучение и внедрение в образовательный процесс положительного опыта методической работы других образовательных учреждений.
· Создание для педагогов образовательной среды, в которой они смогли бы получить необходимый опыт личностно ориентированного обучения в условиях профильной дифференциации.
Вся научно-методическая работа ведется по трем направлениям повышения квалификации учителя – как предметника, методиста и воспитателя. Работа по повышению квалификации учителя-предметника проходит через школьные методические объединения учителей, постоянно действующие обучающие и практикоориентированные семинары, временные творческие группы и лаборатории.
Деятельность методических объединений направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета, методики его преподавания и расширения кругозора учащихся по предмету.
Формы научно-методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональными возможностями, образовательными потребностями и интересами учителей:
1. Поисковая работа и научные исследования педагогов.
2. Руководство поисковой работой обучающихся.
3. Разработка методической документации.
4. Подготовка учебных аудио- и видеозаписей
5. Повышение квалификации учителей
6. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.
Критериями оценкирезультатов методической работы в школе являются:
· рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
· положительный психолого-педагогический климат;
· высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
· овладение современными методами обучения и воспитания;
· хорошо организованный процесс обучения и воспитания;
· положительная динамика качества образования;
· высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
· своевременное распространение передового педагогического опыта;
· постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
· качественно организованная система повышения квалификации педагогов.