Принцип связи обучения с жизнью
Требования принципа:
- профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса;
- получение ответа на вопрос где, когда и как можно использовать приобретенные знания и в жизни и на производстве.
Принцип систематичности и последовательности
Требования принципа:
- строгое, логичное расположение учебного материала как в учебной программе, так и в методах передачи знаний студентам;
- последовательное овладение студентами знаниями, умениями и навыками и одновременное их применение на практике.
Принцип сознательности и активности
Его требования:
- учет «двусторонности» характера учебного процесса;
- необходимость вызвать у студентов желание работать самостоятельно, творчески;
- эффективное включение в учебный процесс активных методов, форм обучения;
- включение студентов в процесс самостоятельного добывания знаний;
- развитие у студентов научного мышления и профессионального творческого подхода к приобретению знаний, умению самостоятельно и свободно использоваться ими для решения конкретных производственных задач.
Принцип наглядности
Его требования:
- четкое определение дидактической цели использования наглядности;
- порядок и методика показа;
- выбор целенаправленного количества наглядности;
- последовательность демонстрации;
- сочетание отдельных видов наглядности;
- включение студентов в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов;
- соблюдение требований культуры показа;
- психологические требования к оформлению наглядности;
- наличие вывода преподавателя.
Принцип доступности
Его требования:
- учет образовательного уровня студентов;
- учет познавательных возможностей студентов;
- учет профессиональной подготовки, характера и опыта студентов;
- учет возрастных особенностей студентов;
- учет потребностей и интересов студентов.
Принцип интегрированного подхода
Его требования:
- одновременное использование различных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов для решения профессиональных и жизненно важных проблем.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения
Его требования:
- правильное определение ведущих целей обучения: познавательной, воспитывающей, развивающей;
- формирование у студентов в ходе занятия научного мировоззрения;
- воспитание чувств патриотизма, гражданственности, гуманности, интеллигентности, формирование навыков культурного поведения, дисциплинированности;
- развитие самостоятельности, инициативы, творчества;
- развитие познавательных способностей и творческих сил (умение анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы).
Принцип прочности
Его требования:
- эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов;
- педагогически целесообразно и четко организовать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки использования этих знаний на практике;
- систематически контролировать оценивать приобретенные студентами знания, умения и навыки;
- осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к студентам в процессе организации учебно-воспитательной работы.
Перечисленные выше требования ведущих принципов обучения, являются как бы стержневой основой для современных педагогических технологий.
Каковы же составные современных педагогических технологий (СТП), каково их содержание? Охарактеризуем их в той логической последовательности, в которой они представлены в нашей формуле: СПТ= цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Сегодня в условиях реформирования экономики и образования, исходя из закона об образовании, цель воспитания и обучения студентов трактуются несколько по-новому - формирование у них общечеловеческих ценностей.
Сущность этих ценностей в задачах воспитания и обучения: формирование у студентов качеств гуманности, гражданственности, патриотизма, интеллигентности, личностных, профессиональных качеств и др.
Спецификой решения этих задач является включение каждого студента в практическую, полезную, именно каждому, деятельность.
Что же касается содержания обучения, оно определяется учебно — планирующей документацией: учебными планами, программами, учебниками, учебно-методическими материалами.
Типические свойства
Многогранность– проявляется в том, что учебный материал рассчитан не только на формирование програмных ЗУН, но и на общее психическое развитие школьника.
Процессуальность -согласно которому «каждый отрезок учебного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами». Постоянный возврат к ранее пройденному материалу, его органическая существенная связь с новым – главное условие становления знаний, а значит, и процессуальности учебного материала.
Коллизии – свойство, из которого следует, что в учебном процессе необходимо использовать противоречия, возникающие при столкновении старого знания с новым (нового способа действия с предшествующим). Для этого автор предлагает включать в учебный материал противоречивые факты, события, а в условия организации его усвоения противоречивые способы выполнения действия и подводить учащихся к теоретическому осмыслению неизбежности противоречий.
Вариативность. Функциональная роль данного свойства заключена в том, что необходим постоянный поиск путей и средств допустимых видоизменений методической системы.
Комплектность как типическое свойство УМК предусматривает, прежде всего, единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом).
Инструментальность — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
Интерактивность — новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации.
Интеграция — важнейшее основание единства методической системы. Это, прежде всего понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.