Возникновения и развитие педагогической профессии
Объективными предпосылками возникновения педагогической профессии являлась возникшая потребность в передаче общественного опыта от старшего поколения к младшим с целью обеспечения готовности этих поколений к жизни и труду, что являлось условием обеспечения выживания и развития человеческого общества. Корни возникновения педагогической профессии уходят в эпоху зарождения человеческого общества. В условиях существования дородовой общины накопленный опыт передавался в ходе трудовой деятельности. Усложнение орудий труда привело к необходимости обеспечить специальную передачу трудовых умений и навыков. По прошествии некоторого времени у людей появляется потребность обобщить существующий опыт воспитания, а также потребность в специальном учебно-воспитательном учреждении, целью которого была бы подготовка молодых людей к жизни. В развитых государствах древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет) предпринималась попытка обобщить опыт воспитания, выделить теоретические основы. Генезис педагогической деятельности позволяет условно весь период становления и развития педагогической профессии разделить на следующие этапы: допрофессиональный; условно профессиональный; собственно-профессиональный; современный.
3 Профессиональная компетентность и компетенция воспитателя дошкольного учреждения:
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Структура профессиональной компетентности:
· когнитивный компонент - включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук;
· деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт;
· личностный (профессионально-личностный) компонент - личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога;
Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такимипрофессиональными компетенциями, как:
· 1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,
· 2) умение общаться с каждым ребёнком,
· 3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
· 4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
· 5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
· 6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
· 7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
· 8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;
· 9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
· 10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка,
· 11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
4 Возникновение и становление педагогики как науки:
Развитие педагогики как науки было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в его воспитании.
Как особая наука педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале 17 века. Этапы становления педагогики:
1. Становление педагогической мысли (V-IV века до нашей эры и до середины XVI нашей эры);
2. Становление педагогики, как науки (с середины XVI до XIX века);
3. Совершенствование педагогики как науки (с середины XIX века до наших времен)
Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей. Современная педагогика - это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.