Возникновения и развитие педагогической профессии

Объективными предпосылками возникновения педагогической профессии являлась возникшая потребность в передаче общественного опыта от старшего поколения к младшим с целью обеспечения готовности этих поколений к жизни и труду, что являлось условием обеспечения выживания и развития человеческого общества. Корни возникновения педагогической профессии уходят в эпоху зарождения человеческого общества. В условиях существования дородовой общины накопленный опыт передавался в ходе трудовой деятельности. Усложнение орудий труда привело к необходимости обеспечить специальную передачу трудовых умений и навыков. По прошествии некоторого времени у людей появляется потребность обобщить существующий опыт воспитания, а также потребность в специальном учебно-воспитательном учреждении, целью которого была бы подготовка молодых людей к жизни. В развитых государствах древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет) предпринималась попытка обобщить опыт воспитания, выделить теоретические основы. Генезис педагогической деятельности позволяет условно весь период становления и развития педагогической профессии разделить на следующие этапы: допрофессиональный; условно профессиональный; собственно-профессиональный; современный.

3 Профессиональная компетентность и компетенция воспитателя дошкольного учреждения:

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Структура профессиональной компетентности:

· когнитивный компонент - включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук;

· деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт;

· личностный (профессионально-личностный) компонент - личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога;

Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такимипрофессиональными компетенциями, как:

· 1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,

· 2) умение общаться с каждым ребёнком,

· 3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

· 4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

· 5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

· 6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

· 7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

· 8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

· 9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

· 10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка,

· 11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

4 Возникновение и становление педагогики как науки:

Развитие педагогики как науки было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в его воспитании.

Как особая наука педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале 17 века. Этапы становления педагогики:

1. Становление педагогической мысли (V-IV века до нашей эры и до середины XVI нашей эры);

2. Становление педагогики, как науки (с середины XVI до XIX века);

3. Совершенствование педагогики как науки (с середины XIX века до наших времен)

Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей. Современная педагогика - это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

Наши рекомендации