Ниже перечислены различные виды коммуникаций. Определите, в каких случаях уместна только книжная речь, только разговорная, а в каких и та и другая

Рабочая тетрадь

по предмету: «Культура речи и русский язык»

студент__________________________________группы

________________________________________________

________________________________________________

Общение – социальное явление.
Невербальные средства общения

Определите значение устойчивых сочетаний и выражений.

находить общий язык –_________________________________________________________

говорить на разных языках –_____________________________________________________

держать язык за зубами –________________________________________________________

дать волю языку –______________________________________________________________

язык без костей –_______________________________________________________________

язык хорошо подвешен – ________________________________________________________

эзопов язык –__________________________________________________________________

2. Объясните значение фразеологизмов:

вытаращить глаза –_____________________________________________________________

глаза на лоб лезут –_____________________________________________________________

делать большие глаза –__________________________________________________________

хлопать глазами –______________________________________________________________

прятать глаза –_________________________________________________________________

строить глазки –_______________________________________________________________

бровью не шевельнуть –_________________________________________________________

нахмурить брови –_____________________________________________________________

поджать губы –________________________________________________________________

надуть губы –__________________________________________________________________

лоб наморщить –_______________________________________________________________

разинуть рот –_________________________________________________________________

вешать голову –________________________________________________________________

опустить руки –________________________________________________________________

махнуть рукой –_______________________________________________________________

положа руку на сердце –________________________________________________________

погрозить пальцем –____________________________________________________________

бить себя в грудь –_____________________________________________________________

ударить себя по лбу –___________________________________________________________

пожать плечами –______________________________________________________________

стоять фертом –________________________________________________________________

заглядывать в глаза –___________________________________________________________

чесать затылок –_______________________________________________________________

превратиться в слух –___________________________________________________________

Найдите и запишите пословицы об общении.

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

Литературный язык – высшая форма национального языка

1. Распределите данные слова на четыре группы: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы.

Морфема, майдан (площадь), сидюк (CD-ROM), анабиоз, подвижной состав, думпкар, пахать (подметать), интеграл, водни (оводы), капуста (деньги), постоянный ток, бесстыковой путь, грузить (обременять ненужной информацией), архаизм, рельс, бардадын (бездельник), клеиться (ухаживать), сортировочная станция, светофор, романтизм, кочет (петух), глючить (работать с неполадками), урбанизация, контактная сеть, панева (женская одежда), винт (винчестер), противоугон

диалектизмы жаргонизмы термины профессионализмы
       
       
       
       
       
       
       
       

2. В какой профессиональной среде употребляются перечисленные ниже слова?

Кильватер, гранка, флексия, семафор, амнистия, такелаж, алиби, ампутировать, дрезина, корректура, паронимия, фок-мачта, курсив, дознание, ингаляция, метаязык, инъекция, стрелочный перевод

           
             

Найдите в тексте профессиональные слова.

Графики движения поездов классифицируются следующим образом: по соотношению скоростей – на параллельные, когда все поезда имеют одинаковые перегонные времена хода, и непараллельные, если поезда различных категорий (пассажирские, пригородные, грузовые) следуют с неодинаковыми скоростями; по числу главных путей – на однопутные и двухпутные; по соотношению числа поездов в грузовом и обратном направлениях – на парные, если количество поездов одинаково, и непарные; по характеру следования поездов в попутном направлении: на пачечные, когда поезда, идущие в одном направлении, разделяются межстанционным перегоном, пакетные, когда на перегоне находится несколько поездов, идущих в одном направлении и разделяемых межпоездными интервалами, и частично-пакетные, когда часть поездов движется одиночно, а часть – пакетами.

(Л.И. Хушит «Общий курс железных дорог»)

Напишите несколько профессиональных слов Вашей специальности, дайте их объяснение.

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

5. Найдите в отрывке из романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» диалектную лексику. По возможности подберите синонимы из литературного языка.

У Кондрата же свои думки. Бьётся он в них, как засетившаяся рыба... «...И с чего бы это? Иду мимо лошадиных станков, чужие кони стоят, – мне хоть бы что, а как до своего дойду, гляну на его спину с чёрным ремнём до самой репки, на меченое левое ухо, и вот засосёт в грудях... И другие так-то: сохнет всяк возле своего, а об чужих и – бай дюже. Ить нету зараз чужих, все наши, а вот оно как... За худобой не хотят смотреть, многим она обчужала... Вчера дежурил Куженков, коней сам не повёл поить, послал парнишку; энтот сел верхи, погнал весь табун к речке в намёт. Напилась какая, не напилась – опять захватил в намёт и – до конюшни. И никому не скажи супротив, оскаляются: «Га-а-а, больше всех надо!» <...> С таким доглядом лошадюка к весне и борону с места не стронет».

Укажите, какие функции выполняет диалектная лексика в тексте?

______________

______________

Ниже перечислены различные виды коммуникаций. Определите, в каких случаях уместна только книжная речь, только разговорная, а в каких и та и другая.

Публичное выступление, лекция, сообщение для конференции, разговор пациента с врачом, разговор ученика с учителем, интервьюирование, разговор пассажиров в автобусе, разговор покупателя с продавцом, беседа между друзьями, разговор за обеденным столом.

Наши рекомендации