Алгоритм проектирования среды

Ясвин В.А. предлагает системный методический подходк педагогическому проектированию учителем образовательной среды, согласно которому осуществляется взаимосвязанное проектирование каждого из трех компонентов образовательной среды: пространственно-предметного, социального и технологического — в контексте организации системы возможностей для удовлетворения всего иерархического комплекса потребностей и реализации личностных ценностей всех субъектов образовательного процесса. Методической «матрицей» проектирования может служить модель «проектного поля» образовательной среды (рис. 17).

Алгоритм проектирования среды - student2.ru

«Эпицентр» проектирования образовательной среды — это «точка взаимопроникновения» пространственно-предметного, социального, технологического компонентов образовательной среды и субъекта образовательного процесса. Вокруг этого «эпицентра» организуется «зона развивающих возможностей». При этом необходимо учитывать, что, наряду с педагогически организованной, «контролируемой» зоной, неизбежно самоорганизуются и локальные участки спонтанных взаимодействий и взаимовлияний, которые могут выполнять как позитивную развивающую функцию, так и негативную, искажающую процесс конструктивного личностного развития субъектов образовательного процесса (заштрихованные участки на модели).

Доминирующая роль в педагогической организации «зоны развивающих возможностей» принадлежит проектированию технологического компонента, который призван адекватно опосредовать, целесообразно преобразовывать взаимодействие субъекта образовательного процесса с пространственно-предметным и социальным компонентами образовательной среды.

Определив цели и задачи образовательного процесса, именно через технологический компонент педагог организует контакты субъекта с содержанием образования, которые регулируются психодидактическими принципами организации деятельности. Психодидактические принципы организации стимулов регулируют педагогическую организацию контактов субъекта образовательного процесса с пространственно-предметным компонентом образовательной среды. Психодидактические принципы организации взаимодействий регулируют педагогическую организацию контактов субъекта с социальным компонентом образовательной среды.

Педагогическое проектирование пространственно-предметного компонента образовательной среды базируется на системе требований к его эффективной организации: 1) гетерогенности и сложности среды; 2) связности функциональных зон; 3) гибкости и управляемости среды; 4) обеспечении символической функции среды; 5) инди-видуализированности среды; 6) аутентичности среды (Ю.Г.Абрамова, М.Бубер, В.В.Давыдов, Г.А.Ковалев, В.А.Петровский и др.)

Основные требования к проектированию социального компонента: 1) взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями; 2) преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса; 3) авторитетность руководителей; 4) степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; 5) сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса; 6) продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса (Н.П.Аникеева, Л.И.Божович, И.П.Волков, Ю.Н.Емельянов, А.В.Запорожец, Е.С.Кузьмин, М.И.Лисина, В.А.Сухомлинский и др.).

Как уже подчеркивалось, проектирование всех компонентов образовательной среды осуществляется в контексте организации возможностей для удовлетворения потребностей субъектов образовательного процесса потребностей (Е.А.Климов, А.Маслоу и др.): 1) физиологических потребностей; 2) потребностей усвоить мировоззренческие принципы, нормы морали, идеалы группы, принимаемой за эталонную; 3) потребностей в определенных предметах питания, одежды, условиях быта; 4) потребности в безопасности; 5) потребности в любви и уважении; 6) потребности в признании со стороны общества; 7) потребности в труде, общественно-полезной деятельности; 8) потребности сохранить или улучшить самооценку; 9) потребности в познании специальной области явлений; 10) потребности в преобразующей деятельности в какой-либо специальной области; 11) потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки; потребности в самостоятельной выработке мировоззрения, упорядочении картины мира; 12) потребности в овладении наиболее высоким уровнем мастерства в своем деле; 13) потребности в самоактуализации личности.

Наконец, при проектировании образовательной среды необходимо ориентироваться также на обеспечение наиболее высоких показателей ее формальных параметров: 1) широты; 2) интенсивности; 3) модальности; 4) степени осознаваемости; 5) устойчивости; 6) эмоциональности; 7) обобщенности; 8) доминантности; 9) когерентности; 10) активности; 11) мобильности.

Таким образом, педагог, проектирующий образовательную среду, может пользоваться соответствующим алгоритмомее проектирования.

1. Определить образовательную идеологию(модальность образовательной среды) и стратегиюее реализации.

2. Определить конкретно-содержательные цели и задачипредполагаемого образовательного процесса в данной среде, на основе функций образования:

• прсдметно-деятельностного оспособления учащихся,

• обеспечения функциональной грамотности учащихся,

• обеспечения личностного роста учащихся.

3. На основе поставленных целей и задач разработать соответствующее содержание образовательного процессас учетом иерархического комплекса потребностей всех его
субъектов (учащихся, родителей, администрации, себя самого и других педагогов):

• физиологических потребностей;

• потребности в безопасности;

• потребности в любви, привязанности и принадлежности к группе (потребности усвоить мировоззренческие принципы, нормы морали, идеалы группы, принимаемой
за эталонную);

• потребности в уважении, самоуважении и признании (потребности в признании со стороны общества; потребности в труде, общественно-полезной деятельности; потребности сохранить или улучшить самооценку; потребности удовлетворении интересов; потребности в реализации склонностей; потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки; потребности в самостоятельной выработке
мировоззрения; потребности в достижении высокого уровня профессионального мастерства);

• потребности в самоактуализации.

4. Разработать проект технологической организации образовательной среды на основе системы следующих психодидактических принципов:

• организации деятельности;

• организации стимулов;

• организации взаимодействий.

5. Разработать проект пространственно-предметной организацииобразовательной среды, который удовлетворяет следующим требованиям:

• гетерогенности и сложности среды;

• связности ее функциональных зон;

• гибкости и управляемости среды;

• обеспечении символической функции среды;

• индивидуализированное среды;

• аутентичности среды.

6. Разработать проект социальной организацииобразовательной среды, который удовлетворяет следующим требованиям:

• взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями;

• преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса;

• авторитетность педагогов;

• степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

• сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса;

• продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса.

7. Провести экспертизуразработанного проекта образовательной среды на основе следующих формальных параметров ее дескрипции (описания): модальности; широты; интенсивности; степени осознаваемости; предполагаемой устойчивости; эмоциональности; обобщенности; доминантности; когерентности; социальной активности; мобильности.

Используя данный алгоритм педагогического проектирования образовательной среды, педагог может реально оптимизировать образовательный процесс, выйти на новый творческий уровень своей профессиональной деятельности.

Наши рекомендации