Проблемы морального выбора журналиста: мотивы, цели, средства, результаты

В профессиональной деятельности журналиста выбор, в том числе моральный, является неотъемлемым элементом творчества и проявлением авторской позиции.

Постоянное внутреннее противоречие своей профессии журналист вынужден каждый раз разрешать лично, исходя из авторской позиции, руководствуясь индивидуальным моральным выбором, который предопределяется субъективными факторами и зависит от кредо журналиста, его мировоззрения, имиджа. Однако не менее, а может быть и более значимым фактором является «характер» издания, на которое работает журналист: его концепция и направление.

Требования профессиональной морали не отличаются особой сложностью. Сложнее правильно применить их в нестандартной ситуации. Тем более, что ни один, даже самый подробный кодекс не способен предусмотреть всего многообразия ситуаций, в которые попадает журналист. Все зависит от его собственного мировоззрения и морального выбора, от наличия таких феноменальных личностных качеств, как

профессиональный долг и совесть.

Моральный выбор: убежденияили деньги – сохраняет свою актуальность с тех давних пор до наших дней, и носит не только всеобщий характер, но, по всей вероятности, и всемирный. Причем проблема касается как выбора журналистом авторской позиции, так и выбора концептуального направления и общественной позиции конкретным изданием или группой изданий.

Моральный выбор – вечный спутник и особенность труда журналиста. Если ты угодничаешь и пишешь против своих человеческих взглядов, идешь против гуманных принципов, да еще обладаешь талантом, в большинстве случаев слава тебе обеспечена. Если же ты отстаиваешь человеческие права затертых жизненными обстоятельствами людей и при этом даже, если не менее талантлив, не исключена возможность, что и ты окажешься в глазах и мнении равных тебе по таланту и сословию, таким же непризнанным, как те, за кого ты борешься. В таком случае речи

никакой о славе, карьере, успехе в «свободном» обществе и быть не может.

Моральный выбор журналиста как гражданина и патриота состоит в том, чтобы будить мысль читателя, а не забавлять его, содействовать постепенному, но неуклонному его духовному росту. «Ищите истину!», главная заповедь журналиста, которая должна быть желанным и прекрасным девизом в работе для любого творческого человека. Но путь к истине, тяжелый повседневный, но вдохновенный труд.

Правдивость, объективность, социальная ответственность – эти фундаментальные принципы журналистики отходят на второй план, как и нормы профессиональной этики в современном мире. Ориентированные на броскую, красивую, «товарную» информацию, журналисты не заботятся о проверке точности полученных фактов, вмешиваются в частную жизнь граждан, не брезгуют слухами, не сохраняют (вопреки договоренности) конфиденциальность источника информации и т. д.

Перед каждым журналистом постоянно возникает выбор, который проявляется: в мотивации выбора темы и методов сбора информации; постановке цели (идея творческой работы) и выборе публицистических средств, реализации авторского замысла. Но для истинного публициста выбора не существует: долгили совесть. И долг, и совесть при искреннем стремлении к правде и торжеству добра!

Не менее часто встречаются этически ненормированные тексты, особенно этим грешит, так называемая, альтернативная пресса. Это наглядно заметно при освещении «пограничных» и «знаковых» тем, касающихся государственной символики, традиционных идеалов, роли и места самой прессы в обществе и т. п.

В начале ХХI века, в условиях эпохи открытых информационных войн, проблема морального выбора становится одной из центральных как для каждой личности в отдельности, так и в масштабах государств. Задача сложная и актуальная, требующая глубокого научного исследования и общественного осмысления для кардинального ее решения и обеспечения дальнейшего прогрессивного развития.

2-ОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА НА ВОПРОС:

Ситуация морального выбора возникает тогда, когда журналист оказывается перед несколькими вариантами реакции на объективные обстоятельства и должен добровольно отдать своё предпочтение одному из вариантов, отказавшись от других. Если журналист руководствуется морально-нравственными мотивами, его поступки представляют собой нечто иное, нежели самоограничительные манёвры с целью избежать наказания. Моральные мотивы, связанные с поисками правды и восстановлением попранной справедливости, принципиальный отказ от действий, наносящих ущерб невинным людям, нередко заставляют журналистов предпринимать «нелогичные» поступки, навлекающие на них всевозможные беды и неприятности.

Именно морально-нравственные мотивы определяют рамки деятельности журналиста, сознательно следующего этическим требованиям профессии, в том числе и требованиям ограничительным. Прописанные в журналистских кодексах «профессиональные стандарты» – образцы и правила «корректного поведения», зачастую не имеющие собственно этической природы, превращаются в нечто отчуждённое от журналиста, если не наполнены нравственным смыслом. «Этика профессии заключается не в применении раз и навсегда установленного числа правил, а в постоянной ответственности за всё, что журналист делает в рамках своих профессиональных обязанностей» – гласит кодекс профессиональной этики журналистов Швеции.

Наши рекомендации