Воля как психологическая категория. Анализ и классификация волевых действий
Волей называют то особое характерологическое свойство человека, которое помогает ему реально преодолевать различные затруднения и препятствия на пути к цели. Многие ученые понимают под волей способность регулировать и направлять (самодетерминировать) свою деятельность, подчиняя себе (по возможности) внешние обстоятельства, а не подчиняясь им, т.е. действовать вопреки трудностям, помехам и т.д. Воля - это "целенаправленное саморегулирование человеком своего поведения, выраженное в способности сознательно преодолевать препятствия и трудности при совершении действий и поступков"1.
Волевые действия проистекают либо из смутного внутреннего ощущения, либо из четкого осознания-убеждения человека, что он должен сделать то или нечто иное. Воля это намерение, "опредмеченное" и реализованное в деятельности. "Мне надо, я должен, обязан сделать это несмотря на то, хочу ли я этого или не хочу" - такова наиболее часто встречающаяся психологическая логика волевых действий. Она может осознаваться или не осознаваться человеком, но в любом случае она реально существует. Именно так понималась воля еще во времена античности, так трактовалась
она Аристотелем: действие должно быть совершено - если оно разумно и правильно - вне зависимости от его мотивационной обеспеченности. На сходных позициях стоял и Сократ, определявший волю как способность "разумного существа" поступать соответственно нормам морали и нравственности; последние же выводятся индивидом благодаря Разуму и поэтому обладают достаточной прочностью.
Итак, воля проявляется в том, что человек совершает те действия и поступки, которые он должен совершить, вне зависимости, хочет он их совершить или нет. Возможен и противоположный вариант: человек в силу неких причин не делает того, что хотел бы сделать, воздерживается от чего-то, говорит себе "нет". Здесь также имеет место прерогатива воли, на сей раз ее тормозной функции, играющей не менее важную роль в жизнедеятельности человека, нежели функция побудительная.
Волевой посыл (импульс) может поступать либо из сферы сознания человека, будучи в этом случае целенаправленным, интеллектуально обоснованным и регулируемым ("я твердо осознаю, что должен поступить именно так, а не иначе"), либо из области подсознания. Во втором случае действия человека носят чаще всего стихийный, интуитивный характер, являют собой непосредственную реакцию на сложившуюся ситуацию, которую индивид не сумел продумать, осмыслить, "просчитать".
Помимо этой дихотомии существует, разумеется, множество взаимопереходов и промежуточных ступеней, когда индивид совершает волевые действия более или менее осознанно ("полусознательно"), пребывая в той зыбкой, лабильной, не имеющей четких границ зоне, которая пролегает между сознанием и подсознанием.
Волевые действия проявляют себя либо на "тактическом", либо на "стратегическом" уровне. В первом случае имеют место кратковременные ("сиюминутные"), локальные проявления воли; во втором - пролонгированная, протяженная в пространстве и времени волевая деятельность, включающая в себя сложные комплексы действий, поступков, свершений и т.д. Не исключено, разумеется, и множество промежуточных ступеней между этими полюсами; их чаще всего и приходится видеть в реальной жизненной практике.
Психологи делят волевые феномены на простые и сложные. Простыми считаются те, с которыми можно встретиться в самых обычных, будничных ситуациях. Принудить себя приняться за какое-нибудь дело, к примеру: взяться за работу, когда нет желания заниматься ею; заставить себя преодолеть, "побороть" ту или иную техническую трудность в разучиваемом музыкальном произведении; добиться от ученика (или группы учеников, класса, коллектива музыкантов и т.д.) выполнения данного конкретного задания,
причем сделать это без излишних раздумий, рефлексий, почти автоматически - таковы примеры "простых", одномерных волевых действий. Количество таких примеров, естественно, можно было бы умножать до бесконечности. "Я знаю, - рассказывал Л.Н. Оборин, - что добиться точного воплощения пусть даже несложного звукового нюанса требует определенного волевого усилия".
Сложное волевое действие - точнее, комплекс действий, "цепочка", процесс, - выглядит иначе. Как правило, такие действия-процессы сопряжены с жизненно важными для индивида стратегическими проблемами, целями, смыслами и проч. Молодой человек, например, поставил себе целью поступить в престижное музыкальное учебное заведение. Или решил принять участие в ответственном международном музыкально-исполнительском конкурсе. Или вознамерился самостоятельно разучить и продемонстрировать публично, на экзамене либо концерте, трудное для себя музыкальное произведение, с тем чтобы изменить свое профессиональное реноме в глазах окружающих, и т.д.
Во-первых, непросто бывает принять то или иное решение. Возникают разного рода психологические коллизии, сомнения, страхи, неуверенность в себе, которую надо преодолеть, а это тоже прерогатива воли. Известный психолог Е.А. Климов подчеркивает в данной связи, что воля "проявляется и формируется в ситуациях рационального и обоснованного выбора наиболее важных, с той или иной точки зрения, побуждений и целей, когда у человека одновременно актуализируются разнонаправленные побуждения ("и хочется, и колется", "не очень хочется, но нужно" и т.п.)"1. К сказанному Климов добавляет, что волевое усилие человека сопровождается особым и хорошо знакомым каждому по жизненному опыту переживанием внутреннего напряжения.
"Какую бодрость и энергию почувствовали бы мы, если бы могли выкинуть из головы на некоторое время наши колебания, сомнения и опасения!"2 - вполне резонно заметил У.Джемс.
Воля преодолевает (хотя и далеко не сразу) эти колебания, сомнения и опасения - в этом, повторим, одна из важнейших ее функций и обязанностей.
Во-вторых, принятое решение обязывает к соответствующей деятельности. Если речь идет, к примеру, о поступлении в среднее или высшее музыкальное учебное заведение или об участии в серьезном музыкально-исполнительском соревновании, то необходимо подготовить (и наилучшим образом) соответствующую программу. А это огромные затраты нервной энергии, физических
и психических ресурсов, это "тонны" каждодневного и упорного труда, т.е. волевые усилия в прямом и непосредственном их выражении. Приходится преодолевать к тому же и разного рода дополнительные препятствия, возникающие непредвиденно при самых различных обстоятельствах, далеко не всегда имеющих непосредственное отношение к профессиональному творчеству.
Короче говоря, сложное волевое действие-процесс, как было сказано, это множество более или менее значительных, разнохарактерных волевых усилий, спрессованных воедино и имеющих общую стратегическую направленность - ориентацию на цель.
Цель в данном случае исключительно важна: "Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас... вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели..."1
От волевых качеств личности зависит и коэффициент психологической устойчивости индивида в негативных, стрессовых жизненных ситуациях, в случаях различных "осечек" и неудач, без которых не обходится практически ни одно крупное начинание. Не "сломаться" внутренне, не отступить, потерпев случайное или неслучайное поражение, - все это требует воли от человека. Американский ученый У. Эшби вполне резонно утверждал, что волевого человека от безвольного отличает то, что первый из них после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую - и добивается успеха, второй же сникает, на полдороге бросая начатое.
Представленные в виде абстрактной теоретической модели волевые действия могут выглядеть примерно так:
- Установление той или иной цели, более или менее четкое осознание ее; определение и уточнение "конечного пункта", к которому в данном случае стремится индивид. Определение-осмысление цели - начальная стадия волевого процесса. Цель как таковая может одухотворять волю человека, повышать ее морально-этический статус, а может низводить действия человека на уровень элементарного психофизиологического влечения.
- Выявление первоочередных задач, которые должны быть решены для достижения намеченной цели; планирование дальнейших действий; выбор адекватных средств, необходимых для выполнения своих намерений. "Мы называем рассудительным такого человека, который, раз наметив себе достойные цели в жизни, не предпринимает ни одного действия без того, чтобы предварительно не определить, благоприятствует оно достижению этих целей или нет...
- Практическая реализация, исполнение задуманного; осуществление всех требуемых в этой связи мероприятий, действий, поступков и т.д.; преодоление возникающих препятствий, разного рода затруднений (внешних и внутренних). Воля - это способность прилагать необходимые усилия для получения нужного результата, это активизация всего наличного потенциала (психического, физического) индивида. "Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения" (А.В. Петровский).
- Коррекция совершаемых действий, внесение в них необходимых ситуативных изменений, поправок и дополнений; гибкость поведенческой тактики; готовность к целесообразному и оправданному риску.
- Завершение "пути"; оценка полученных результатов и самооценка собственных действий. При необходимости возобновление их по вышеприведенной схеме, т.е. переход к новому циклу деятельности (по У. Эшби). На этой стадии особое значение в плане уточнения волевого облика индивида приобретает его способность (или неспособность) брать лично на себя ответственность за результаты собственной деятельности. Одни люди в такой ситуации предъявляют - в случае необходимости - претензии к самим себе; другие всегда и при всех обстоятельствах предпочитают ссылаться на внешние факторы (судьба, случай, стечение обстоятельств и пр.). Иными словами, "локус контроля"; (так именуется качество, о котором идет речь) выступает здесь своего рода индикатором волевых потенций человека, его характерологических особенностей. В первом случае ("беру всю ответственность на себя") говорят о внутреннем, интернальном, локусе контроля; во втором случае ("так сложились обстоятельства") есть основания говорить о внешней, экстернальной, локализации контроля.
Вернемся к вышеприведенной схеме волевого процесса, к основным ее слагаемым, вычленяемым большинством российских и зарубежных психологов. В теоретическом ракурсе как умозрительная конструкция схема в принципе возражений не вызывает. Что же касается живой практики, реального обихода, то здесь, повторим, имеет место чаще всего непрерывный, слитный, целостный поток волевых актов, поступков и действий, своего рода континуум, где отдельные элементы и "частицы" взаимопроникают, диффундируют друг в друга, - причем происходит это не столько на уровне сознания, сколько "полусознательно", либо подсознательно и интуитивно.
Волевые акты и процессы тесно связаны со сферой мотивации человека, его запросами, потребностями, интересами, стремлениями,
его индивидуальной субординацией ценностей. При этом, как известно из обычной житейской практики, "для некоторых людей основным источником (волевой) энергии является одна система потребностей, а для других - другая" (Д.Н. Узнадзе). Считается, что чем сильнее мотивационные стимулы, чем значительнее (масштабнее, увлекательнее) цели, которые намечает для себя человек, тем выше эмоционально-волевой тонус, - такая точка зрения широко распространена в массовом обиходном сознании. Она же по сути поддерживается многими психологами.
Жизнь свидетельствует, однако, что подобная позиция не вполне точна: она упрощает существо проблемы, низводит ее до уровня примитива. Есть некоторые нюансы, которые в данном случае нельзя упускать из виду.
Следует знать и помнить, что "максимум мотивации", тем более "максимум личностной значимости" того, что происходит с нами, отнюдь не всегда создает "психологический оптимум" (т.е. адекватное эмоционально-волевое состояние) для совершения необходимых действий. Напротив, когда уровень мотивации, заинтересованности в успехе превышает допустимые нормы и значения, когда субъективные ценности превращаются в сверхценности, - возникают чаще всего нежелательные психологические последствия. Воля начинает слабеть, не выдерживая бремени ответственности, возложенного человеком на самого себя; причем особенно заметен этот синдром у натур нервных, астенических по своему складу, психологически неустойчивых ("вдруг я не смогу? вдруг не получится?").
Высказывается мнение, и вполне обоснованное, что существует определенная мера, некий динамический уровень побуждения, необходимый для достижения наилучшего результата деятельности, т.е. имеется определенная зависимость между силой (степенью} желания и полученными результатами. "Чем сильнее желание, тем лучше результаты. Но - лишь до некоторого предела. Если мотивация переходит этот "пик", результаты ухудшаются"1.
В то же время верно и то, что без достаточно высокой заинтересованности индивида в конечном результате той или иной деятельности, без осознания-понимания им (или, по крайней мере, внутреннего ощущения-переживания, на уровне интуитивной догадки) значения, смысла, ценности того, что делается, на энергичные и действенные волепроявления рассчитывать не приходится. В иерархии психических процессов конкретное волевое усилие выступает как явление вторичного, гетерогеничного порядка. Чтобы актуализировать волю, необходим своего рода пусковой механизм (нечто вроде системы "зажигания"), коим обычно служат разного рода интересы, побуждения, стремления, целеполагания, личностные смыслы, - короче, все то, что составляет сложное психологическое образование, именуемое "мотивационной сферой". Первоначальные психические "толчки" исходят по логике вещей именно оттуда.
А потому правы педагоги-музыканты, которые, формируя волевые качества учащегося, пускают в ход те или иные "мотивационные рычаги": воздействуют на честолюбие молодого музыканта, поощряют (в разумных пределах, разумеется) его стремление к профессиональному лидерству, к завоеванию пальмы первенства. Такая опосредованная стимуляция волевых процессов оказывается, как правило, более эффективной, нежели прямые и непосредственные дидактические воздействия. "Я очень часто замечал, - писал Л. Ауэр, - что, действуя на честолюбие ученика, превращая какое-нибудь достижение в дело чести, я добиваюсь превосходных результатов"1. К аналогичным умозаключениям приводит и рассказ известного в прошлом пианиста Я. И. Зака: "Вспоминаю себя в молодости. Что кривить душой? Очень хотелось добиться известности, признания, славы. Да и кто не мечтает об этом - особенно в среде артистической молодежи, в консерваториях, музыкальных школах, театральных училищах. Сама атмосфера проникнута тут духом состязания, острой творческой конкуренции. Осуждать ли за это, что называется, с порога? Не знаю... А как важна была для меня и моих товарищей по учебе высокая оценка за выступление на каком-нибудь экзамене или зачетном вечере! Получить не "пять", а, скажем, "пять с минусом" - это было чуть ли не трагедией"2.
Думается, дополнительных примеров не требуется. Связь между "рефлексом достижения" (И.П. Павлов) и активизацией, усилением волевых импульсов у учащихся достаточно ясна.
1 Селиванов В.И. Понятие воли в психологии: Материалы Второй межвузовской научной конференции по проблеме психологии воли. - Рязань, 1967. - С. 5.
1 Климов Е.А. Общая психология. - М., 1999. - С. 358.
2 Джемс У. Психология. - М., 1991. - С. 345.
1 Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. -Л., 1932. - С. 270.
2 Джемс У. Психология. - М., 1991. - С. 328 - 329.
1 Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976. - С. 74.
1 Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. - Л., 1929. - С. 89.
2 Цит. по: Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. - М., 1988. - С. 60.
27 :: 28 :: 29 :: 30 :: 31 :: 32 :: 33 :: Содержание