ФРА— ФРО— ФРУ— ФРЫ

Придумайте слова с этими слогами и проговаривайте с ребенком. Выучите чистоговорки, потешки, скороговорки, стихи.

ра — ра — ра — на дворе жара

ро — ро — ро — новое перо

ру — ру — ру — не люблю жару

ры — ры — ры — это комары

ар — ар — ар — синий шар

ор — ор — ор — сосновый бор

ур — ур — ур — напоите кур

ир — ир — ир — нам нужен мир

ыр — ыр — ыр — дайте сыр

тра — тра — тра — высокая трава

тро — тро — тро — едем в метро

гра — гра — гра — веселая игра

бро — бро — бро — делайте добро

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
* * * Добры бобры идут в боры. Идут бобры в сыры боры, Идут бобры в стары боры.
* * *
Светит солнышко с утра
В детский сад идти пора.
* * *
И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп. И ушел Прокоп — кипит укроп, И пришел Прокоп — кипит укроп.
* * *
Посмотрите на Иринку: Ест Иринка мандаринку. Съест Иринка мандаринку, Бросит корочки в корзинку. А. Стародубова
* * *
Черепаха как-то раз
На пригорок взобралась, Чтобы ноги
Поразмять, На припеке Подремать.
О. Дриз

Чтобы добиться правильного произношения смягченного звука [р'], необходимо показать ребенку, что этот звук приобретает мягкость в результате приближения кончика языка к шейке верхних резцов в месте альвеол. Легче всего добиться мягкого звука в слоге ри.

Вначале, как и в предыдущих случаях, проговаривайте отраженно слоги ре, ри, рю, ря, ер, ир, юр, яр, арь, орь, ерь, ырь.

Подберите слова и короткие предложения с этими звуками, ребенок может и сам попробовать найти слова с этими слогами.

Выучите чистоговорку.

ре — ре — ре — щука в ведре

ри — ри — ри — прилетели снегири

рю — рю — рю — я репу варю

ря — ря — ря — поднимайте якоря

ерь — ерь — ерь — это дикий зверь

орь — орь — орь — у ребенка корь

арь — арь — арь — на стене висит фонарь

Поиграйте в игры.

1. Представь, ты отправился в магазин покупать новую мебель, но только ту, в которой есть звуки [р] и [р']. Что бы ты купил? (кровать, кресло, сервант, ковер, картину, журнальный столик и т. д.)

2. На новоселье угощали гостей только блюдами, в названии которых есть звуки [р] и [р']. Что ели гости? (рыбу, торт, смородину, черешню, мороженое, мармелад и т. д.)

3. Какие части дома имеют в своем названии звуки [р] и [р']? (крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак).

Звук [л]

Возьмите зеркало и покажите ребенку, какое положение принимают язык и губы, когда вы правильно произносите звук. Попросите ребенка повторить. Если звук [л] не удалось вызвать по подражанию, значит, надо подготовить артикуляционный аппарат и добиться большей подвижности кончика языка.

Предложите ребенку выполнить следующие упражнения:

а) вытянуть губы трубочкой и чуть растянуть их как бы в улыбке. Попросите ребенка подержать их в таком положении хотя бы 5-10 секунд;

б) открыть рот, высунуть язык и кончик его тянуть вверх, стараясь, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной;

в) расслабленным языком делать ласкательные движения, облизывая при этом верхнюю губу.

Упражнения делаются до тех пор, пока не будут четко выполняться. После этого предложите ребенку сделать такое упражнение: поднять язык кверху широкой чашечкой так, чтобы его кончик уперся в верхние резцы. Края языка не должны смыкаться с боковыми зубами, по бокам языка должна образоваться щель, через которую будет проходить воздух. Воздух ребенок выдыхает умеренной струей по бокам языка в щеки так, чтобы при прикосновении пальцами к щекам ощущалось «булькание» воздуха. Расслабленным языком делаются быстрые ласкательные движения с голосом (как клокочет индюк) — получается бл-бл-бл. Чтобы получить длительный звук [л], надо сделать язык чашечкой, поднять его к верхним резцам или альвеолам и включить голос. Язык при этом остается неподвижным. При выполнении данного упражнения губы принимают овальную форму, зубы разомкнуты и неподвижны. Когда язык, произнося длительный звук [л],отрывается от альвеол, произносится гласный звук, сливаясь в слог. Например л... а, л... о и т. д.

Можно еще вызвать межзубный звук [л].Однако надо иметь в виду, что произношение межзубного звука возможно только как упражнение, для закрепления в речи этот звук использовать нельзя. Для получения межзубного звука при разомкнутых губах широкий, расслабленный язык прикусывается передними зубами. Обязательно следите, чтобы язык не соприкасался с верхними губами. Произнося прижатым языком продолжительный звук ыыыы, получается звук [л].Затем, разжимая и сжимая зубы, как бы жуя язык, произнести слоги ла-ло-лу-лы. По мере того, как произношение улучшается, язык постепенно заводится за зубы, упираясь своим кончиком в альвеолы.

Если ребенок не просто плохо произносит звук, а заменяет его другим, необходимо научить малыша различать звуки на слух. Методика та же, что и при отработке звука [р].Вначале ребенку предлагаются слоги, из которых он выделяет те, что содержат звук [л],потом предлагаются слова. Если ребенок путает [л]и [в],надо следить, чтобы губы не участвовали в произнесении звука. Можете в начале занятий придерживать движение губ пальцами.

После того как ребенок научился совершенно чисто произносить твердый звук, можно переходить к закреплению его в слогах.

Слоги произносятся ребенком отраженно.

ЛА — ЛА — ЛА ЛО — ЛО — ЛО ЛУ — ЛУ — ЛУ ЛЫ — ЛЫ — ЛЫ АЛ — АЛ — АЛ ОЛ — ОЛ — ОЛ УЛ — УЛ — УЛ ИЛ — ИЛ — ИЛ

Ребенок произносит слова отраженно.

Лак, лад, лаз, лай, лапа, лампа, ласка, ларек, палас, класс, шпала, школа.

Лог, лом, лот, лоб, лов, локоть, ловить, лодка, сало, пилот, слог.

Луч, луг, лук, лучина, лужа, луна, лупа, плуг, слуга.

Лыжи, лыко, лыжник, лысый, балы, балык.

Ребенок проговаривает ряды слов. Чем они отличаются?

Бал — дал — вал — мал — зал — пал.

Зол — дол — гол — кол — мол — тол.

Ребенок учит наизусть чистоговорки, стихи, загадки.

ла — ла — ла — веселая юла

ла — ла — ла — девочка мала

ла — ла — ла — мама чай пила

ло — ло — ло — тихо и тепло

ло — ло — ло — в дереве дупло

лу — лу — лу — купили мы юлу

лу — лу — лу — я танцую на балу

лы — лы — лы — чистые полы

лы — лы — лы — налетели пчелы

ал — ал — ал — ребенок мал

ол — ол — ол — забил я гол

ул — ул — ул — не ломай стул

ил — ил — ил — я кубики сложил

ел — ел — ел — у Лары мел

алка — алка — алка — у Вани скалки

олка — олка — олка — нитка и иголка

илка — илка — илка — у мамы пилка

Спелое яблоко со стола упало —
Мне в рот попало.
* * *
Не жалела мама мыла.
В воде искупался, а сух остался.
(Гусь)
Белое одеяло землю одевало.
Солнце напекло, одеяло потекло.
(Снег)
Скатерть бела, весь свет одела.
(Снег)
Мягкие лапки, в лапках — царапки
(Кошка)
Молод был — светло светил,
Под старость устал — меркнуть стал
(Месяц)
В сосне дупло, в дубле тепло,
А кто в дупле живет в тепле?
(Белка)
* * * Свинья тупорыла,  
Белорыла,  
Полдвора рылом изрыла,  
Вырыла полрыла.  
До норы не дорыла.  
* * *
Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела,
Пропилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала.
Начинай сначала.
* * *
Этот шмель очень смел.
Он на липу полетел.
* * *
Коля, Коля, Николая
За собою убирай!
У тебя ленивы руки:
Под столом ремень и брюки,
На полу рубаха,
Николай — неряха!
И. Демьянов

Дифференциация звуков [р] — [л]

Вначале отраженно произносятся слоги.

АР — АЛ ОР — ОЛ ИР — ИЛ ЕР — ЕЛ УР — УЛ ЮР — ЮЛ РА — ЛА РО — ЛО РИ — ЛИ РЕ — ЛЕ РУ — ЛУ РЮ — ЛЮ

Ребенок произносит слова парами. Чем отличаются слова?

Бал — бар, мол — мор, дал — дар, тол — тор, мир — мил, игла — игра, село — серо, укол — укор, полка — порка, ложь — рожь, лука — рука.

Выучите чистоговорки, поговорки.

ра — ра — ра — хорошая игра

ла — ла — ла — Клара пришла

ри — ри — ри — на поле косари

ли — ли — ли — ранка не боли

ро — ро — ро — нет у нас метро

ло — ло — ло — в дереве дупло

ре — ре — ре — трава на дворе

ле — ле — ле — заяц на осле

ру — ру — ру — скачет кенгуру

лу — лу — лу — сижу я на полу

рю — рю — рю — я подарок подарю

лю — лю — лю — саблей заколю

ры — ры — ры — принесли дары

лы — лы — лы — принесли столы

ря — ря — ря — поднимайте якоря

ля — ля — ля — сырая земля

ар — ар — ар — укусил комар

ал — ал — ал — я упал

ор — ор — ор — сладкий помидор

ол — ол — ол — гол как сокол

ир — ир — ир — нам нужен мир

ил — ил — ил — страшный крокодил

ур — ур — ур — накормите кур

ул — ул — ул — не ломай стул

ер — ер — ер — на лугу клевер

ел — ел — ел — паук муху съел

ыр — ыр — ыр — люблю я сыр

ыл — ыл — ыл — я полы помыл

ер — ер — ер — повесили ковер

ел — ел — ел — в лес пошел

арь — арь — арь — горит фонарь

аль — аль — аль — пришел февраль

орь — орь — орь — у Лары корь

оль — оль — оль — сильная боль

ель — ель — ель — у Ромы дрель

ель — ель — ель — наступил апрель

ырь — ырь — ырь — большой пузырь

ыль — ыль — ыль — на полу лежит пыль

Клара у Вали играет на гитаре.

* * *

За всякое дело берись смело.

* * *

Что с возу упало, то пропало.

ФРА— ФРО— ФРУ— ФРЫ - student2.ru

Наши рекомендации