Тема: Дошкольная педагогика как наука
КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ
Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
Тема: Дошкольная педагогика как наука
Предмет дошкольной педагогики – вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данного предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет).
Задачи дошкольной педагогики определяются её теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью данной науки:
1. Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с требованиями современного общества.
2. Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей.
3. Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Функции дошкольной педагогики:
1. Описательно-прикладная, которая заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.
2. Прогностичная, заключается в научном прогнозе путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДОУ.
3. Творчески-преобразовательная, предполагающая учет научного прогнозирования, научных исследований, создание проектно-конструктивных технологий.
Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методынаучного исследования. Метод – это путь, способ достижения цели и задач. Методы исследования позволяют добывать научно-педагогические знания, производить сознательный и целеустремленный поиск путей совершенствования образовательного процесса. Исследовательские методы помогают изучить и обобщить педагогические находки практики, вести самостоятельные научные исследования. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент. Исходя из широкого спектра методов можно назвать их уровни:
1. эмперический (сбор научных данных, описание явлений, фактов);
2. теоретический (обобщение, систематизация материала);
3. метотеоретический (изучение cамих теорий и разработка путей их построения и модернизации).
Этапы научного педагогического исследования:
1. определение проблемы, цели, гипотезы, задач;
2. проверка гипотезы (эксперимент);
3. осмысление полученных данных, обработка результатов;
4. оформление результатов исследования;
5. внедрение результатов в практику.
Её источниками является народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагогическая практика, научные экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребенка дошкольного возраста, гигиена и др.).
Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования, наличие разнообразного спектра философских направлений: аксиологический подход, системный, деятельностно-творческий, личностный, культурологический, синергетическийи т.д.
Теоретико-методологические подходы дошкольной педагогики определяют взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к личности ребенка, философское понимание роли взрослого в воспитании и обучении детей.
Методологические подходы позволяют произвести переакцентировку содержания в основных категориях дошкольной педагогики.
Воспитание как социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Воспитание в педагогическом смысле – это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания. В характеристике ребенка-дошкольника можно говорить о возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту, причем важен не столько биологический, сколько психологический паспорт ребенка), индивидуальном (своеобразие, особенности развития), личностном (становление, развитие личностных качеств, их особенности).
Формирование – это специальное организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов.
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, её переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, развитие социально-нравственных привычек поведения.
Ребенок-дошкольник живет в социуме, его окружает культура общества, отношений, прав и свобод. Вместе с тем, дошкольник создает свою субкультуру.
В работах И.С. Кона, В. Кудрявцева и др. субкультура рассматривается как специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных сообществ.