Подготовьте выразительное чтение детского стихотворения (по выбору), соблюдая данные этапы подготовки
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
По дисциплине
Детская литература с практикумом по выразительному чтению
программа подготовки специалистов среднего звена
44.02.01 Дошкольное образование
студента _______курса_______группы
2016-2017 учебный год
Томск 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь по дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Тетрадь снабжена справочным материалом, практическими и творческими заданиями, упражнениями, помогающими усвоить основные темы программы.
Материал рабочей тетради расположен по темам в соответствии с программой курса. Каждый раздел включает основные теоретические положения темы, проблемные вопросы, тесты или ситуации, практические задания, список источников, а также обязательной и дополнительной литературы.
Основная задача РТС – активизировать и организовать самостоятельную работу студента по изучению данной дисциплины и обеспечить контроль над ней со стороны преподавателя.
Условные обозначения:
Термины, определения | !. | Творческая работа | Исследовательская работа, размышления | ||
Задания на изучение нового материала | Аннотация, рецензия, реферат, конспект | Работа в малых группах | |||
Вопросы, задания | Работа с литературой | Работа в парах | |||
Важно! Опережающее задание. | Выразительное чтение | A | Индивидуальная работа | ||
Упражнения | Инсценирование | U | Систематическая работа | ||
Анализ | Ведение «Дневника читателя» | Подсказка | |||
Электронная презентация | & | Работа с документацией |
Содержание
Тема №1 | Специфика детской литературы | |
Тема №2 | Художественное чтение и рассказывание, особенности восприятия жанров и языка детской литературы детьми дошкольного возраста | |
Тема №3 | Устное народное творчество | |
Тема №4 | Возникновение, формирование и развитие детской литературы в России (X-XVIII вв) | |
Тема №5 | Развитие отечественной детской литературы в XIX веке | |
Тема №6 | Развитие жанра литературной сказки в первой половине ХIХ века | |
Тема №7 | Сравнительный анализ народной сказки «Морозко» и литературной сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» | |
Тема №8 | Сопоставительный анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина со сказкой бр. Гримм «Белоснежка и семь гномов» | |
Тема №9 | И.А.Крылов. Басни в чтении детей дошкольного возраста | |
Тема №10 | Особенности стихотворной речи. Техника стихосложения. Стихотворный размер. | |
Тема №11 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. Цикл «Аленушкины сказки». Тематическое и жанровое разнообразие произведений этого цикла. | |
Тема №12 | Малые повествовательные формы в творчестве писателей-педагогов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого | |
Тема №13 | Сказки разных народов мира | |
Тема №14 | Легенды и мифы Древней Греции, рекомендуемые для изучения в ДОУ. | |
Тема №15 | Сказки зарубежных авторов, вошедшие в «золотой фонд» детской литературы | |
Тема №16 | Сказки Х.К. Андерсена. Их источники, познавательное и воспитательное значение. | |
Тема №17 | Мир нонсенса и детского воображения в повести Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» | |
Тема №18 | Поиск подходов к феномену детства и детской литературе в XX - XXI вв. | |
Тема №19 | Поэты Серебряного века – детям. Особенности детской поэзии Серебряного века. | |
Тема №20 | Специфика рассказов А.Куприна о детях и животных («Ю-ю», «Барбос и Жулька», «Слон») | |
Тема №21 | Развитие жанра литературной сказки во второй половине ХIХ века | |
Тема №22 | Анализ и выразительное чтение произведений эпического жанра на примере литературных сказок М. Горького «Воробьишко» и «Случай с Евсейкой» | |
Тема №23 | Природоведческие рассказы и сказки М.М. Пришвина, В.В. Бианки и Е.И. Чарушина. | |
Тема №24 | Традиции жанра научно-познавательной литературы для детей (И. Ильин, Б. Житков) | |
Тема №25 | Игровая поэзия А.Л. Барто для самых маленьких | |
Тема №26 | Литературно-исполнительский анализ стихотворений К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. | |
Тема №27 | Сказки К.И. Чуковского для детей. Проблематика, темы, идеи, герои. Художественные принципы создания сказок для детей. Их педагогическая ценность. | |
Тема №28 | Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Кошкин дом». Выразительное чтение драматического произведения по ролям. | |
Тема №29 | Парадоксально-игровая поэзия Б. Заходера, Г. Сапгира, Ю. Мориц, Г. Остера, М. Яснова, Э. Успенского | |
Тема №30 | Основные тенденции развития детской прозы в XX веке | |
Тема №31 | Литературно-исполнительский анализ рассказов Н. Носова для детей | |
Тема №32 | Тематическое и жанровое многообразие творчества Э. Успенского | |
Тема №33 | Жанр фантастики – один из способов развития творческого воображения у детей. Основные отличительные особенности сказочного и фантастического текстов. | |
Тема №34 | Методы ТРИЗ и РТВ в работе со сказкой | |
Тема №35 | Особенности зарубежной детской литературы. | |
Тема №36 | Тема детства как философия жизни в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | |
Тема №37 | Астрид Линдгрен – борец за право быть ребенком. Сказки А. Линдгрен. Тонкое знание психологии детей, заповеди сказочницы об отношении к ребенку. | |
Тема №38 | Вечные ценности Сельмы Лагерлеф («Путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции») | |
Тема №39 | Загадочная душа Мэри Поппинс (цикл сказок П. Трэверс о Мэри Поппинс) | |
Тема №40 | Добрые сказки Д. Биссета | |
Тема №41 | Интерпретация зарубежных детских произведений в отечественной классике | |
Тема №42 | Проект «Любимые книги детства» | |
Приложения |
Тема №1.Специфика детской литературы
Чтение — это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя.
В.А.Сухомлинский
1. Перечислите художественные критерии детской литературы:
2. Назовите главную цель детской литературы для студентов:
3. К жанрам детской литературы относятся:
4. Функциональная классификация детской литературы:
4. Изучите таблицу «Этапы развития творческой речевой деятельности дошкольников
на основе литературных текстов» (Приложение №1). Выполните задания:
Сравните задачи, содержание и формы творческой речевой деятельности детей на основе литературных текстов, заполните таблицу:
Название этапа | Задачи | Примеры некоторых форм творческой речевой деятельности |
A 9. Напишите реферат на одну из предложенных тем:
1) Образ современного читателя-ребенка в современной психолого-методической, критической литературе.
2) Формирование интереса к детским книгам у дошкольников.
Тема №2.Художественное чтение и рассказывание, особенности восприятия
жанров и языка детской литературы детьми дошкольного возраста.
1. Перечислите средства выразительности устной речи:
U2. Выполняйте систематически упражнения по технике речи (Приложение №2).
3. Отметьте в таблице, что означают данные условные обозначения в партитуре текста:
/ | |
____ | |
- - - - - | |
o | |
n | |
“ ” |
4. Определите исполнительскую задачу. Составьте партитуру для выразительного чтения басни:
И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Когда в товарищах согласья нет.
На лад их дело не пойдет,
А выйдет из него не дело, а только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Исполнительская задача:
5. Составьте партитуру для выразительного чтения отрывка из русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
Отрывок из сказки
…Дед смекнул, что лисичка была не мертвая.
Погоревал, погоревал, да делать нечего.
Лиса перетаскала всю рыбу к себе в нору, села у норы и рыбку кушает.
Видит она: бежит волк.
От голода у него
бока подвело.
- Здравствуй, сестрица! Что кушаешь?
- Здравствуй, братец.
- Ры-бку.
- Дай мне хоть одну.
- Налови сам, да и кушай!
- Я не умею.
- Эка, ведь я же наловила.
Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай:
«Ловись, рыбка, и мала, и велика. Ловись, рыбка, и мала, и велика».
Рыбка сама к тебе на хвост нацепится!
Да смотри, сиди подо-о-ольше, а то не нало-о-овишь!
Волк и пошел на реку.
Исполнительская задача:
6. Составьте партитуру для выразительного чтения стихотворения Ф.Тютчева.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все гонит Зиму вон.
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит!
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала.
Наперекор врагу.
Исполнительская задача:
7.Познакомьтесь с содержанием работы по подготовке чтеца к выразительному чтению (Приложение№3).
Подготовьте выразительное чтение детского стихотворения (по выбору), соблюдая данные этапы подготовки.