Учение А.А. Ухтомского о доминанте
...Наши доминанты стоят между нами
и реальностью. Общий колорит, под кото-
рым рисуются нам мир и люди, в чрезвы-
чайной степени определяется тем, каковы
наши доминанты и каковы мы сами.
А.А. Ухтомский
Пониманию механизмов воздействия психики на всю нашу
двигательную активность, в том числе активность по формирова-
нию резонансной техники пения, во многом способствует учение
академика А.А. Ухтомскоого о доминанте1 (Ухтомский, 1966).
Сам А.А. Ухтомский - профессор Ленинградского университета -
был, кстати говоря, большим любителем и знатоком церковного
пения (Ухтомский, 1910). Доминанта по Ухтомскому- это главен-
ствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, ко-
торый возникает в результате каких-либо соматических (телесных)
потребностей организма (жажда, голод, половое влечение и т.п.)
или более сложных жизненных, эмоциональных, интеллектуаль-
ных и творческих интересов, мотиваций, увлечений человека. До-
минанта-это образ чего-либо, сильно желаемого человеком.
Доминанта обладает весьма важными свойствами, объясняющими
особенности нашего поведения в различных жизненных ситуациях.
Отметим два полезных для нас свойства доминанты. Во-первых,
поскольку очаг возбуждения в определенных центрах или облас-
тях нервной системы является наиболее сильным, доминирующим
по сравнению с другими центрами, то он становится как бы руко-
водящим в действиях и поступках человека и как бы окрашивает
сознание в соответствующие тона и краски. Чувство голода, на-
пример, или зубная боль или увлеченность какой-либо идеей
(«одержимость») заставляют нас действовать в определенном на-
правлении. Во-вторых, доминирующий очаг возбуждения подав-
ляет, тормозит, ослабляет возбудимость других нервных областей и
центров мозга. В результате этого человек (или животное, поскольку
доминанта в своем низшем проявлении свойственна и животным) пе-
рестает реагировать на события, не связанные с доминантой.
Любопытные опыты были проделаны при регистрации биотоков
слуховых центров у кошки. Если кошка находится в нормальном со-
стоянии, она слышит удары метронома; об этом свидетельствуют
вспышки биотоков слуховых центров, соответствующие ритму метро-
нома. Но вот кошке показали мышь и... биотоки исчезли. Их затормо-
1 Термин происходит от лат. dominans - господствующий.
Искусство резонансного пения 257
зил возникший сильный очаг возбуждения от зрительных центров моз-
га, поскольку кошка все свое внимание переключила на мышь. Точно
так же и мы люди - когда увлеченно занимаемся каким-либо важным
делом, часто перестаем видеть и слышать, что твориться вокруг.
Этот второй механизм доминанты (Ухтомский назвал его со-
пряженным торможением)- весьма полезное психофизио-
логическое свойство, поскольку позволяет сосредоточить все воз-
можности организма для решения главной (в данный момент),
подчас жизненно важной задачи.
При обучении резонансному пению доминанта играет
весьма важную роль. Выработка доминанты на образ ре-
зонансного пения, концентрация внимания на основной задаче -
максимальной активизации резонаторов с помощью вибрационных
ощущений- помогает нам не только наилучшим образом достигнуть
этого, но и отвлечь сознание от нежелательного вторжения его в работу
гортани. И наоборот, доминирование у певца гортанно-связочных ощу-
щений непроизвольно тормозит резонансные ощущения и, следователь-
но, мешает овладению резонансной техникой пения.
Доминанта певческой техники формируется годами и, раз воз-
никнув, весьма трудно угасает и перестраивается. Поэтому счаст-
лив тот певец, который сам или с помощью хорошего педагога
сразу идет по пути формирования доминанты резонансной
техники пения. И наоборот, можно только посочувствовать
тому, кто сразу не приобрел этой благодатной доминанты.
Целесообразная певческая доминанта - осознание важности ов-
ладения резонансной техникой пения и приобретение ее навыков -
формируется не только «снизу», т.е. чисто опытным путем, но и
«сверху», т.е. с помощью ознакомления и осознания основных
акустических, физиологических и психологических положений
РТИП. К.Д. Ушинский писал: «Сначала мы ведем нервы туда, куда
нам надо, а потом уже сами нервы ведут нас туда, куда им надо»,
т.е. согласно сформированному навыку, привычки или доминанте.
Таким образом, доминанта, будучи сформированной, руководит
нашими действиями и навыками в зависимости от того, на основании
какой идеи ив каких нервных центрах она сформирована.