Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития представлений о форме у детей раннего возраста

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра дошкольной педагогики

Юсина Анна Викторовна

Развитие представлений о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

Специальность: «Дошкольная педагогика и психология»

(5курс, очно-заочная форма обучения)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития представлений о форме у детей раннего возраста. 6

1.1. Сенсорное развитие детей в раннем возрасте. 6

1.2. Особенности представлений о форме у детей раннего возраста. 11

1.3.Значение дидактических игр в развитии представлений о форме у детей раннего возраста. 17

Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы с детьми раннего возраста 23

2.1. Диагностика уровня представлений о форме у детей раннего возраста с помощью игр 23

2.2. Анализ и обработка результатов диагностики. 28

Заключение. 32

Список литературы.. 35

Введение

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества форм и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.

В настоящее время определены основные пути и направления работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений. Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно. Особое место в нем занимают представления о форме. Это представление осознаётся ребёнком и в процессе установления взаимно-однозначного соответствия между предметами.

Актуальностьтемы исследования определяется рядом факторов:

- теоретическими: недостаточно изучены формы, средства и методы по развитию представлений о форме у детей раннего возраста;

- практическими: нехватка научно-обоснованных методик обучения детей 3-го года жизни представлениями о форме в дошкольных учреждениях.

Цель работы: исследовать особенности формирования представлений о форме у детей раннего возраста в условиях игровой деятельности.

Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста

Предмет исследования: процесс развития представлений о форме у детей раннего возраста через игровую деятельность.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику особенностей развития детей раннего возраста.

2. Выделить особенности формирования представлений о форме у детей раннего возраста.

3. Определить значение игры в формировании представлений о форме у детей раннего возраста.

4. Выявить уровень сформированности представлений о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.

Гипотеза исследования:развитие представлений о форме у детей раннего возраста будет протекать наиболее эффективно, если:

- учитывать при разработке занятий содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста;

- при разработке дидактических игр использовать различный и интересный для детей раннего возраста материал.

- вовлекать ребенка в игровую деятельность, привлекать его к активному общению и к активным игровым действиям;

- использовать проблемные игровые ситуации и словесные инструкции в процессе занятий с детьми и их самостоятельной деятельности.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- практическое изучение представлений о форме у детей раннего возраста.

База опытно-экспериментальной работы: г. Москва ДОУ № 1177

Структура работы: введение, основная часть (теоретическая и практическая главы), заключение, список литературы.

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития представлений о форме у детей раннего возраста

Наши рекомендации