Этические проблемы эвтаназии

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Этика и культура управления

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ

Выполнила: Акимкина И.А.

Группа: УГ-503

Проверила: Бургвиц С.В.

Челябинск 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение понятий «Этика», «мораль», «нравственность», «профессиональная этика»

2. Этические проблемы эвтаназии

3. Заключение

4. Список литературы

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЭТИКА», «МОРАЛЬ»,

«НРАВСТВЕННОСТЬ», «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»

Этика - философское исследование морали и нравственности. Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:

  • наука нормативная;
  • учение о нравственности;
  • система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
  • способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
  • «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться. "Этика – искусство жить без печали".

Мораль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Этика же — название науки о морали.

Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль и нравственность. Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида. При таком взгляде на мораль, она признается «протезом нравственности».

Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.

Профессиональная этика – это систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. В повседневной деятельности профессиональная этика проявляется во владении своей профессией, тщательном и кропотливом выполнении возложенных обязанностей, чувстве коллегиальности - с одной стороны, и в выполнении общепринятых норм поведения при исполнении служебных обязанностей - от внешней опрятности и хорошего тона до общей культуры - с другой. В более узком понимании профессиональная этика может рассматриваться как мораль ученого, педагога, врача, юриста, представителя любой другой профессии. В этом смысле подразумевается категорическое недопущение использования особенностей данной профессии во вред человеку, ущемления прав личности, получения корысти. Особенно это относится к этике врача и юриста, которые работают непосредственно с живым человеком, становятся обладателями его тайн, имеют возможность кардинальным образом изменить его жизнь и бытие.

Главным в каждой профессии, а значит, основным элементом профессиональной этики является профессионализм. Профессионализм – это знание предмета деятельности на основе образования, практики работы и непременного постоянного совершенствования и накопления новых знаний и навыков, анализа и применения лучшего опыта. Только критическое отношение к себе, непрерывное самообразование, стремление познать все тонкости мастерства и овладеть ими могут гарантировать высокий уровень профессионализма.

Проблема высокого профессионального уровня всегда актуальна. К сожалению, самовлюбленная активность полузнаек и имитаторов - явление чрезвычайно распространенное. Особо опасно оно среди тех, кто в силу субъективных факторов занял место руководителя, представителя средств массовой информации, советника и т.п. Такие "специалисты" стремятся всеми способами увесить себя различными званиями, степенями, должностями, которых не заслуживают, но которые так или иначе маскируют их незнание, неумение, необразованность и серость. Вред от них как минимум двойной - они не только не могут принести настоящей пользы, они не только наносят вред делу, но и всячески тормозят людей более образованных и квалифицированных в их деятельности. Интрига, суета, способность утопить в мелочах главное, откладывание "на потом" решение вопросов, субъективность и беспринципность, умение присвоить чужие мысли и достижения - вот постоянные спутники подобных деятелей. Многие из них словословием, набором многосложных фраз, в том числе с употреблением терминологии и модных словечек, способны производить впечатление думающего специалиста, однако за этими фразами нет ничего конкретного, логически построенного, научно обоснованного. Настоящий профессионализм всегда основан на высокой морали.[1]

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ

Эвтаназия (умышленное безболезненное умерщвление безнадежно больных людей) – одна из актуальных на сегодняшний день проблем, возникшая в конце ХХ века вследствие вмешательства науки в привычную модель жизни и морали.

Эвтаназия – это практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания; удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Я считаю, что выбор между активной и пассивной эвтаназией – это выбор между убийством и позволением умереть, потому, как пассивная эвтаназия принимает форму длительного мучительного умирания, когда пациент отказывается от процедур для поддержания обмена веществ.

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии. Она производится на основании решения родственников, опекунов и т.п.

Аргументы «ЗА» эвтаназию:

На мой взгляд,

1. Легализация эвтаназии поможет облегчить страдания неизлечимо больных пациентов. Состояние некоторых людей таково, что им лучше умереть, чем продолжать жить. Ярким примером такой ситуации являются те пациенты, которые страдают от сильных болей или обречены на жизнь в унизительной зависимости от других;

2. В случае лиц, страдающих в условиях, когда эффективное лечение не повлияет на качество их жизни, им нужно дать свободу выбора;

3. В попытке обеспечить медицинской и эмоциональной помощи больному, врач делает и должен назначать лекарства, которые избавят его страданий, даже если лекарства вызывать значительные побочные эффекты. Это означает, что решение проблемы страдания и бедствия должно быть приоритетом, даже если оно влияет на продолжительность жизни. Эвтаназия следует той же теории, касающиеся мучить таким образом, чтобы помочь ему спокойно умереть один из компрометирующие ситуации.

Аргументы «ПРОТИВ»эвтаназии:

1. Члены семьи, влияющие на принятие пациента на эвтаназию для личной выгоды, как богатство наследство;

2. Даже врачи не могут предсказать время твердо о смерти и есть ли возможность ремиссии или восстановления с другими передовыми лечения. Таким образом, осуществление эвтаназии будет означать, многие незаконные смерти, которые могли бы хорошо пережить позже. Легализация эвтаназии будет, как расширение прав и возможностей лиц, злоупотребляющих правом и повышения недоверия пациентов к врачам.

Я считаю, что в споре сторонников и противников эвтаназии помочь достигнуть консенсуса мог бы хоспис, так как хоспис, не ускоряет и не отсрочивает смерть, а благодаря персональному уходу и заботе окружающих пациенты и их близкие могут наиболее полно прожить последний период жизни больного. Но, обеспечивая комфорт пациентам, врачи используют паллиативный уход. Паллиативный уход – это такое медицинское вмешательство, которое призвано облегчить физическую и моральную боль, способствуя тем самым повышению качеству жизни. Негативный аспект заключается в том, что целью паллиативного ухода является прекращение страданий, не прекращая жизнь. Паллиативный уход чаще всего означает введение пациента в длительное бессознательное состояние сна, как правило, до его кончины. Следовательно, между паллиативным уходом, и эвтаназией неустойчивая грань. В обоих случаях используются одни и те же лекарственные препараты, но разной дозировке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эвтаназии до сих пор остаётся нерешённой. Вплоть до сегодняшнего дня к эвтаназии относятся по-разному; общественное мнение расколото до жёстко полярных точек зрения.

В случае полной легализации эвтаназии многие по-прежнему будут считать, что эвтаназия (как умерщвление невинного) есть безусловное зло. Велика также опасность злоупотреблений. Например, в условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом. Признание эвтаназии законом может также лишить государство стимула для финансирования исследований по поиску эффективных средств лечения. С другой стороны, нельзя не видеть, что эвтаназия уже фактически существует в медицинской практике. Очевидно, что эта проблема требует срочного правового решения и закрывать на неё глаза больше нельзя.

С развитием в последние годы практики трансплантации органов появляются новые проблемы, в некоторых случаях напрямую связанные с разрешением эвтаназии. Орган человека, который, по медицинскому заключению, всё равно умрёт в течение краткого срока, мог бы спасти другого человека, дав ему реальный шанс жить дальше. А ведь многие умирают, так и не дождавшись донора. Выходит, что мы из наших догматических принципов об эвтаназии как зле теряем сразу две жизни.

Это ещё раз говорит о том, что об эвтаназии нельзя судить категорично. Не все жизненные ситуации измеряются нашими теоретическими убеждениями, а люди, столкнувшиеся в реальности с этой проблемой, начинают относиться к ней иначе.

Тем не менее, несмотря на сложность проблемы, надо продолжать искать достойный путь её решения, идя на компромиссы и избегая крайностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопов В. И., Бова А. А. Сборник докладов I межедународ. конф. «Общество, медицина, закон». Кисловодск, 2007.

2. Гусейнов А. А. Этическая мысль. Науч.-публицист. чтения // Дж. Рейчелс. Активная и пассивная эвтаназия. М., 1998.

3. Иванюшкин В. Я., Дубова Е. А. Правовые и этические аспекты эвтаназии // Вести. АМН СССР. 1999. № 6.

4. Миллард Д. У. Проблема эвтаназии // Соц. и клин. психиатрия. 1996. № 4.

5. Судо Жак. Эвтаназия. М., 2005.

6. Уранова В. Н. Врачебные ассоциации: Сб. офиц. док. М., 1999.

7. Фут Филипп. Эвтаназия // Филос. науки. 2008. № 6.

8. Яровинский М. Я. «Хорошая смерть» // Мед. помощь. 2007. № 9.

[1] Социальная психология и этика делового общения. П/ред. В.И. Лавриненко, М – 2005, с 145.

Наши рекомендации