Основные цели начального этапа слухоречевой реабилитации у маленьких детей
Как и у всех пациентов с КИ начальный этап послеоперационной слухоречевой реабилитации у маленьких детей играет важную роль в успешности реабилитации в целом.
Основные цели начального этапа слухоречевой реабилитации у маленьких детей:
1. Приучить ребенка к постоянному ношению КИ.
2. Достичь уровня настройки речевого процессора КИ, позволяющего ребенку воспринимать все звуки речи.
3. Развить у малыша начальный интерес к окружающим звукам и голосу, если у него не было слухового опыта. Если ребенок пользовался остаточным слухом в СА, то расширить диапазон окружающих звуков и слов, которые ребенок слышит и узнает, увеличить расстояние, с которого ребенок слышит звуки.
4. Активизировать спонтанную голосовую активность и произнесение звуков и слов по подражанию у малышей, не говоривших до имплантации. У детей, использовавших до имплантации отдельные слова и фразы, начать формировать слуховой контроль своей речи с помощью КИ.
5. Научить родителей пользоваться внешними регуляторами речевого процессора КИ, следить за работоспособностью КИ, контролировать слуховое и речевое развитие малыша.
6. Обучить родителей и близких ребенка развивать у ребенка слух, понимание речи, собственную речь с помощью КИ, используя обычные ситуации общения в течение дня и во время целенаправленных занятий.
7. Предоставить родителям информацию о развитии двигательных и познавательных навыков, эмоционально-волевых качеств у ребенка в соответствии с нормами развития и обучить их приемам развития этих навыков.
8. Дать родителям рекомендации по организации занятий по мосту жительства и программу развития ребенка на период 6-12 мес.
Можно считать, что ребенок успешно прошел начальный период слухоречевой абилитации, если:
1. Ребенок не снимает и постоянно носит процессор КИ,
2. У ребенка достигнуты параметры настройки речевого процессора КИ, позволяющие ему воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 2-3-х м.
При этом пороги слуха с КИ по данным поведенческой аудиометрии в свободном поле у ребенка составляют 25-40 дБ. Кроме того, у ребенка есть условно-рефлекторная реакция на низко- и высокочастотные звуки речи (А, И, У, М, Ш, С), произносимые голосом разговорной громкости на расстоянии >2-3-х м.
3. Ребенок начал пользоваться слухом, появившимся у него благодаря КИ. Это особенно важно для малышей, не имевших слухового опыта. Показателем этого являются изменения поведения ребенка: он начинает реагировать на звуки, на которые раньше не реагировал, искать источник звука, проявлять интерес к звучащим игрушкам и предметам. Эти реакции обычно нестабильные, со значительной задержкой, часто требуется повторение звука.
4. У малыша наблюдается активизация голосовых реакций - голос малыша становится интонированным, появляется разнообразный лепет - цепочки слогов. Малыш прислушивается к своему голосу. Это надежный признак того, что ребенок начал себя слышать с КИ. Он себя слышит, и это стимулирует малыша к игре с голосом и произнесению разных звуков: спонтанно-эмоциональных, для привлечения внимания взрослого, по подражанию слышимой речи взрослых, также как у нормально слышащего малыша в возрасте 8-14 мес. Активизация голосовых реакций, как главное проявление того, что КИ «заработал», и малыш начал слышать, характерна для значительной части детей 1-2,5 лет. При этом у малыша может не быть отчетливых слуховых реакций с КИ в первые несколько недель, но изменения голосового поведения ребенка очевидны.
По нашему опыту, у детей, имевших слуховой опыт, эти результаты достигаются через 2-3 недели при условии интенсивных занятий по развитию слухового восприятия с КИ с сурдопедагогом совместно с родителями, а главное при постоянном соблюдении родителями правил поведения и общения с малышом, описанных в разделах 8.2 и 8.3. У детей, не имевших слухового опыта - 5-10 недель