Организация и проведение уроков трудового обучения
В уроке труда комбинированного типа можно выделить следующие структурные элементы:
1. Организационный момент, необходимый для осмотра внешнего вида учащихся, соответствиям его требованиям техники безопасности, для осмотра учащимися состояний своих рабочих мест, а дежурными – состояния мастерской в целом.
2. Проверка знаний и умений учащихся по предыдущему материалу.
3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала
4. Изложение нового материала.
5. Закрепление нового материала.
6. Вводный инструктаж.
7. Организация практической работы учащихся и текущий инструктаж.
8. Заключительный инструктаж.
9. Организационный момент, необходимый для уборки рабочих мест, осмотра внешнего вида учащихся, уборки помещений мастерской дежурными.
Приведенная последовательность элементов не является обязательной. В зависимости от задач урока, от характера учебного материала учитель предусматривает наиболее целесообразную структуру урока. Например, проверка знаний может быть включена в процесс усвоения нового материала, если он тесно связан с уже изученным. А если на уроке запланировано закончить изделие и изучить некоторые технические сведения, то имеет смысл начать урок с вводного инструктажа и практической работы учащихся и т.д.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка знаний и умений, опрос учащихся должен быть органической частью учебного процесса, способствовать повышению его эффективности. Поэтому место опроса в структуре урока и его формы определяются именно этим условием.
Например, по теме «Основные свойства металлов и сплавов» опрос проводится в начале занятия, что позволяет использовать затем знания учащихся при разработке конструкции изделия.
Перед изучением темы «Назначение и устройство токарно-винторезного станка» целесообразно дать задание повторить материал по механизмам передачи и преобразования, вращательного движения, а также материал по классификации машин. В этом случае опрос включается в изучение нового материала и в закрепление его:
- назовите механизмы передачи вращательного движения и найдите их в станке;
- почему в одном случае использована ременная, а в другом – зубчатая передачи?
- необходимо ли в станке преобразование вращательного движения в поступательное? Для чего? С помощью какого механизма оно осуществляется?
- какие вы знаете еще механизмы преобразования? Почему их нельзя здесь применить?
- к какому классу машин можно отнести токарно-винторезный станок?
- выделите в нем основные части машины.
Планируя проверку знаний и умений учащихся, учитель должен стремиться к тому, чтобы реализовались следующие ее функции:
1. Обучающая функция.
Учитель должен побуждать учащихся приводить примеры, что помогает им глубже понять материал. Этому же способствует и решение технических задач при опросе. Уточнение ответов самими учениками и учителем делает знания более строгими. Дополняя ответы, ученики привлекают сведения, почерпнутые ими из книг, журналов, их личного опыта, из бесед с родителями и т.п. Все это способствует расширению технического кругозора всего класса.
То же происходит, когда учащиеся делают сообщения по заранее заданным темам.
2. Воспитывающая и стимулирующая функция.
Реализация данной функции полностью обеспечивается организацией процесса проверки знаний и умений, характером отношений учителя к учащимся, стилем его поведения.
Учитель требует четкого ответа – воспитывается привычка строго формулировать свои мысли.
Учитель проверяет знания регулярно, у большинства учащихся или у всех формируется привычка готовиться к занятиям постоянно, воспитывается чувство ответственности.
Учитель при проверке технологических карт, эскизов, письменных ответов требует грамотного, аккуратного оформления – воспитывается техническая культура.
Учитель хвалит за хороший ответ, отлично выполненную работу - появляется желание работать еще лучше.
Учитель объясняет причины ошибки, показывает, как ее можно исправить, высказывает уверенность в успехе – появляется стремление оправдать доверие, добиться поставленных целей.
3. Функция контроля и самоконтроля, функции обратной связи.
Во время опроса, когда ответы анализируется, ученик узнает о своих ошибках или убеждается, что он действительно понимает материал.
Учителю проверка дает информацию о степени понимания учащимися нового материала и овладения приемами работы, о характере ошибок, о пробелах в знаниях, об особенностях учащихся. Все это затем учитывается при работе по совершенствованию учебного процесса.
Поэтому при планировании опроса учитель, готовит вопросы, задачи, задания трех типов:
1) на воспроизведение знаний:
- назовите основные механизмы токарно-винторезного станка;
- дайте определение основных механических свойств металлов;
- перечислите правила работы при паянии;
- и т.п.
2) на выявление понимания материала:
- надо выбрать материал для изготовления пружины. Каким основным свойством он должен обладать?
- к какому дефекту может привести прорезание головки винта слабо натянутым ножовочным полотном?
- какое из трех зубил: с углом заострения 45°, 60°, 70° следует использовать для разрубания латунного, алюминиевого, стального листов?
- и т. п.
3) на применение знаний:
- составить технологическую карту;
- составить схему проводки по следующему описанию: в квартире должно быть четыре выключателя, одна кнопка звонка, шесть ламп, две розетки и звонок. Причем первый и второй выключатели выключают по одной лампе, третий и четвертый – по две;
- ориентировочная скорость резания заготовки из липы на токарном станке по дереву 7ОО м/мин. Определить необходимую частоту вращения шпинделя, если диаметр обрабатываемой детали 60 мм.
В зависимости от конкретных задач проверки применяются и различные ее формы:
1) фронтальный устный опрос, когда необходимо выявить общую подготовленность класса и подготовить учащихся к восприятию нового материала;
2) фронтальная практическая проверка осуществляется учителем на каждом занятии методом наблюдений для выявления степени овладения практическими приемами работы;
3) фронтальная письменная проверка для более глубокого выявления характера знаний и умений всех учащихся: контрольная работа по вариантам, по индивидуальным карточкам, программированный машинный и безмашинный опрос, составление технологических карт, технический диктант. Характер учебного материала по трудовому обучению позволяет широко использовать программированный опрос и технический диктант, позволяющие быстро и достаточно всесторонне проверить знания у всех учащихся
Виды проверки:
индивидуальный устный опрос, дополняемый, в случае необходимости, решением задач и выполнением простейших графических работ на доске;
индивидуальная письменная проверка по карточкам;
индивидуальная практическая проверка – показ учениками рабочей стойки, хватки, приемов работы. Поскольку главной задачей является практическое усвоение приемов, необходимо требовать от ученика показа, а не объяснения. Объяснения позы, хватки, приема следует требовать только в случае ошибок, чтобы выяснить ситуацию: знает, но не умеет, или не знает и не умеет.
Результаты трудового обучения имеют комплексный характер. В связи с этим учитель в процессе наблюдения проверяет и оценивает соблюдение правил техники безопасности, организации рабочего места, умение пользоваться тexнической документацией, ритмичность работы, точность изготовления изделия, сохранность инструментов и оборудования. Поэтомy желательно иметь журнал для многофакторного учета деятельности учащихся.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЕГО УСВОЕНИЮ
Восприятие нового материала только тогда протекает эффективно, если создана соответствующая мотивация, если учащийся хочет узнать то новое, что должен ему сообщить учитель.
Нацеленность ученика на восприятие нового материала во многом предопределяет успех обучения, и учитель не должен пренебрегать этим фактом.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала может осуществляться различными способами.
1. Создание проблемной ситуации, побуждающей у учащихся желaниe получить новые знания для её решения. Например, перед изучением темы «Термическая обработка стали» учитель дает учащимся практической задание: изготовить пружину из стальной проволоки. В процессе беседы уточняется функция пружины и делается вывод, что материалы проволоки должен быть очень упругим. Однако, выбрав соответствующую проволоку, учащиеся на практике убеждаются, что изготовить из нее пружину невозможно. Создается проблемная ситуация, настраивающая учащихся на восприятие нового материала.
2. Организация беседы по прошлому материалу, непосредственно связанному с новым для актуализации знаний школьников. В этом случае создаются условия для того, чтобы новые сведения воспринимались как элемент технических знаний. Например, перед изучением темы "Работа на токарном станке по древесине" вспоминаем сущность операции строгания для более осмысленного восприятия сведений о процессе точения (особенно на примере получения цилиндрических деталей тем и другим способом).
3. Раскрытие практической значимости нового материала. Так, перед изучением темы "Ознакомление с сельскохозяйственной техникой" учитель показывает учащимся перспективы технического развития родного села и механизации всех процессов сельскохозяйственного производства, потребность в кадрах механизаторов и разъясняет важность технической грамотности для достижения мастерства, для сбережения техники и т.п.
4. Использование опережающих заданий. Например, перед изучением темы "Листовые древесные материалы: шпон, древесные пластики" можно попросить учащихся узнать у своих родителей, применяются ли у них на производстве шпон или древесные пластики, для чего, как называется, принести, если можно, образцы.
Восприятие нового материала и его осмысление – две неразрывные связанные стороны процесса усвоения. Их правильной организации учитель должен уделять много внимания.
На эффективность восприятия большое влияние оказывает характер изложения нового материала: четкость и последовательность, эмоциональность (заинтересованность и увлеченность самого учителя), сочетание слова и наглядности, использование исторических примеров и материалов, характеризующих современное состояние техники и технологии, примеров из жизни местных предприятий. В этой связи необходимо широкое использование научно-популярной литературы и глубокое, целенаправленное изучение производственного окружения школы.
Для повышения эффективности восприятия целесообразно использовать сочетание различных средств наглядности. Например, при изучении устройства сверлильного станка надо наряду с самим станком иметь и модель реечной передачи, так как в станке она закрыта и полностью учащимся не видна.
С этой же целью необходимо постепенно накапливать демонстрационный материал. Например, большого размера образцы шиповых соединений, набор бракованных деталей для демонстраций различных видов брака при пилении древесины (отклонение линии пропила, отклонение плоскости пропила и др.) и разъяснения их причин, наборы деталей для демонстрации применения напильников различных сечений.
Однако, какие бы благоприятные условия ни были созданы для восприятия нового материала, он не будет усвоен, если параллельно с восприятием не организована работа по осмыслению новых сведений. Осмысление обеспечивается теми мыслительными операциями, которые учащиеся под руководством учителя выполняют в процессе обучения:
1. Установление связей нового материала с изученным.
- найдите в токарно-винторезном станке все известные вам механизмы;
- сегодня мы будем изучать механические свойства металлов.
Механические свойства древесины вы уже изучали. Давайте вспомним их и посмотрим, не обладают ли и металлы этими же свойствами и в чем их отличие?
2. Использование аналогий.
В этом случае более сложное явление, понятие разъясняется путем раскрытия его принципиального или образного сходства с более близким и понятным учащимся.
3. Анализ и синтез (мысленное или практическое разделение на части, выявление связей, формулировка вывода).
Например, изучение устройства станка можно начинать с демонстрации работы на нем. А затем методом беседы побуждать учащихся к анализу:
- какое движение совершает заготовка?
- как оно осуществляется?
- какое движение совершает резец?
- за счет чего? и т. д.
Итогом такой беседы явится вывод о принципе действия станка, назначении его основных частей и их принципиальном устройстве.
Задание начертить кинематическую схему какого-либо механизма, механизированного инструмента побуждает учащихся к анализу этого объекта, выявлений взаимодействия отдельных частей, а сама кинематическая схема - это уже результат синтеза, соединения изученных элементов в целое.
Поскольку анализ незнакомых явлений, объектов представляет большую трудность для учащихся, необходимо руководить им путем направляющих вопросов. Это одновременно формирует правильные мыслительные умения.
4. Абстрагирование (отвлечение от несущественного). Составление кинематических схем является ярким примером отвлечения от конструктивных особенностей деталей, их размеров и выделения самого в данном случае существенного – кинематических связей между ними.
Операция абстрагирования тесно связана с другими - сравнения (сопоставления) и классификации, помогающими глубже усвоить особенности нового материала.
5. Cpaвнение используется для выявления сходства или различия изучаемых явлений (объектов) по каким-либо параметрам.
Например, учитель побуждает учащихся к сравнению пилы, зубила, долота, резца и т.д. для выявления общности в геометрии режущей части и различия в конструктивном оформлении, вызванном спецификой операции. Это способствует формированию у учащихся политехнического подхода к анализу новых объектов и процессов, т.е. формированию культуры технического мышления.
В связи с этим сравнение должно использоваться очень широко на уроках технического труда.
6. Классификация. Данная операция позволяет учащимся ориентироваться в большом разнообразии технических объектов и тоже способствует постепенному воспитанию культуры технического мышления.
Например, при изучении темы "Классификация машин" после объяснения классов машин учитель просит учащихся называть любые известные им машины и относить их к одному из классов.
Для создания возможностей выполнения мыслительных операций необходимо продумывать не только задания и вопросы, но и накапливать соответствующий демонстрационный и раздаточный материал: модели механизмов и их кинематические схемы, увеличенные модели зуба пилы, режущей части резца, лезвия железки и т.п., наборы деталей с различными профилями резьб, наборы метчиков и т.д.
Безусловно, что такая организация осмысления нового материала способствует и его закреплению. Закрепление не есть простое воспроизведение того, что рассказано учителем. Воспроизведение происходит в результате применения новых знаний, при этом учащийся должен иметь право пользоваться своими записями, учебником, таблицами и плакатами. Нo сами задания и вопросы составляются таким образом, чтобы учащийся осмысленно применял на практике полученные знания. Например, после изучения темы "Термическая обработка стали" учитель дает такую задачу: "При выборочном испытании после закалки партии ножей рубанков на некоторых из них при строгании сучков образовались щербины. В чем причина этого дефекта? Как устранить его в остальных ножах?".
Даже такой простой вопрос, как "чем является деталь, к которой прикреплены рычаги педалей велосипеда – осью или валом? Почему?" - требует не простого воспроизведения нового материала, а анализа, сравнения, вывода, и, следовательно, способствует его более прочному закреплению.
Помимо этого закрепление материала происходит и при выполнении домашних заданий. В некоторых официальных документах запрещается давать домашние задания по труду, однако в настоящее время, когда трудовой политехнической подготовке придается столь большое социальное значение, подобные запреты становятся явным анахронизмом. Конечно, учителя должны очень разумно пользоваться этим способом закрепления нового материала, чтобы не вызвать перегрузки учащихся, и стараться, чтобы эти задания естественно вплетались в жизнь учащихся: узнать у родителей об особенностях какой-то профессии, собрать из деталей "Конструктора" (у кого есть) модели с кривошипно-шатунным механизмом и принести в школу, посмотреть, в каких бытовых приборах используется коллекторный двигатель, составить схему домашней электропроводки (с помощью родителей) и т.п. Обычным видом домашних заданий должно стать решение технических задач.
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
В методике трудового обучения принято вводным инструктажем называть тот структурный элемент урока, где учитель разъясняет новые практические приемы работы с целью подготовки учащихся к сознательному и активному выполнению учебно-производственных работ.
Эффективность вводного инструктажа зависит от умелого сочетания различных методов: объяснения, рассказа, беседы, показа, наблюдения, работы с технической документацией.
Для сознательного усвоения учащимися правильных рабочих приемов необходимо обосновать все рекомендации, например, почему правильная высота тисков при опиливании – это когда правая рука в локтевом сгибе имеет прямой угол, и к чему приводит нарушение этого правила, почему не следует очень сильно сжимать ручку молотка, почему нажатие на напильник необходимо осуществлять только при рабочем ходе и т.п.
Для того, чтобы учащиеся получили общее представление о новой операции, учитель демонстрирует ее в рабочей темпе. Затем идет замедленный показ. При этом учитель обращает внимание учащихся на специфику отдельных элементов операции. Например, как выполнить запил, как заканчивать пиление, чтобы избежать отщепов и т.п. И после выполнения операции в замедленном темпе можно снова повторить ее в рабочем.
Очень важно обращать внимание учащихся на типичные ошибки, объяснять, почему их совершают и к чему это приводит. Например, при строгании раскачивается корпус, так как учащиеся стараются приложить как можно большее усилие, что приводит к быстрому утомлению. Строгают из-за невнимательности против расположения волокон, что приводит к задирам. Увлекаясь процессом работы, забывают, что шерхебелем надо строгать преимущественно под острым углом к направлению волокон и т.д. При рубке металла учащиеся становятся слишком близко или слишком далеко от тисков, что приводит к перенапряжению и неправильным ударам. То же происходит при чрезмерном повороте корпуса вправо и т.д.
Для большей убедительности желательно демонстрировать учащимися образцы бракованных деталей, объясняя виды брака и причины. Например, такие виды брака при пилении древесины, как непрямолинейный распил, мшистый распил, запилы в виде углубленных рисок на сторонах пропила, повреждение кромок доски, отщепы и др.
Необходимо постепенно накапливать, изготовляя с помощью учащихся, наборы плакатов по каждой операции, где крупным планом изображались бы отдельные элементы: рабочая поза в наиболее характерные моменты выполнения операции, хватка инструмента правой и левой рукой (причем, каждая из рук изображена с двух сторон), некоторые типичные ошибки, отдельные приемы (например, виды ударов) и т.п. Использование диафильмов не отменяет необходимости вести эту работу, так как плакаты могут развешиваться на весь период выполнения данной операции и служить средством самоконтроля.
Во время вводного инструктажа учитель должен дать учащимся ориентиры, по которым они могут осуществлятъ самоконтроль за правильностью выполнения операции. Например, самоконтроль за правильностью нанесения удара при рубке по отдаче в левую руку и по направлению отскока молотка.
Вызывая отдельных учащихся для выполнения операции и анализируя путем беседы с классом процесс их работы, учитель уточняет представления учащихся о структуре и характерных oco6eнностях этой операции. При этом необходимо учитывать, что в классе всегда есть учащиеся со слабым развитием двигательных функций, неумелые, которых не следует приглашать для такого показа, чтобы не вызвать ненужной реакции класса.
Учитель всегда должен подчеркивать значение правильных приемов работы для роста производительности и качества труда и обращать внимание учащихся на то, что овладение каждой новой операцией способствует развитию их сноровки, координации движений, глазомера, что поможет им при обучении любой профессии.
Во вводном инструктаже разъясняются также способы самопроверки с помощью контрольно–измерительных инструментов, правильная организация рабочего места, правила техники безопасности, анализируется технологический процесс изготовления объекта труда в целом или отдельных деталей.
Здесь особо хотелось бы остановиться на составлении технологических карт. Конечно, учащегося необходимо учить планированию трудового процесса – это одна из задач трудового обучения, а само умение относится к числу общетрудовых, политехнических. Однако это следует делать путем обсуждения с учащимися последовательности операций, выбора инструмента, режимов обработки и т.п., но тратить время на вычерчивание технологических карт, их заполнение, выполнение чертежа и эскизов в условиях дефицита времени и при отсутствии должных графических навыков учащихся вряд ли целесообразно.
Ученик должен работать по технологической карте, приспособленной к его возрастным возможностям, но отвечающей всем требованиям ЕСТД (единой системы технологической документации). Если у учителя есть возможность с помощью шефов размножить технологические карты на типовые объекты труда, – это лучшее решение вопроса. Если нет, то наиболее целесообразной нам представляется следующая методика: выполнение учащимися на тетрадном листе эскиза по чертежу, данному учителем на доске, устное заполнение технологической карты по увеличенному макету, который должен быть в мастерской, и запись последовательности операций на том же листе, на котором выполнен эскиз. Устное заполнение технологической карты способствует воспитанию технологической грамотности учащихся, а эскиз с перечнем операций в правильной последовательности помогает учащимся выполнить практическое задание.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ И ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ
Практическая работа учащихся может быть организована по-разному в зависимости от задач урока и от уровня материально-методического обеспечения учебного процесса. У каждой формы организации есть свои достоинства и недостатки.
Фронтальная форма: все учащиеся выполняют одну и ту же работу, например, изготовляют доску для разрезания продуктов. Данная форма используется, прежде всего, в том случае, когда необходимо сформировать новые учебные приемы: пиления, строгания и т.п. В этом случае можно эффективно организовать вводный инструктаж, а текущий становится более управляемым: зная типичные ошибки, учитель может планировать целевые обходы, останавливать работу и проводить повторный фронтальный инструктаж, a в конце урока проводить анализ работы всего класса.
Кроме того, подготовка к данному уроку значительно проще: чертеж можно выполнить на доске, заготовки однотипны. Технология изготовления обсуждается методом фронтальной беседы.
Данная форма организации может использоваться и тогда, когда мастерские получают большой заказ на изготовление одинаковых изделий, отвечающих учебной программе.
Однако фронтальная практическая работа имеет и существенный недостаток: трудно осуществлять учет индивидуальных различий учащихся в физическом развитии и развитии двигательных функций. Учителя стараются компенсировать этот недостаток варьированием толщины заготовок, размером изделия, однако это не всегда возможно и сразу нарушает фронтальность работы.
Звеньевая форма: учащиеся работают звеньями, при этом возможны два варианта: 1) все звенья изготовляют одно и те же изделие; 2) звенья, изготовляют разные изделия.
Эта форма организации работы позволяет за счет разнообразия изделий и разделения труда внутри звеньев более успешно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Появляется больше возможностей для проявления и развития творческих cпocoбностей учащихся, организации взаимопомощи, воспитания коллективизма.
Однако при использовании этой формы проявляется ряд трудностей. Прежде всего, для перехода к звеньевой форме необходимо вооружить учащихся достаточно твердыми умениями по чтению чертежей и разработке технологического процесса. Каждое звено и каждый член его должны получить чертежи, технические рисунки, а при выполнении заказа и технологические карты. Этот вопрос можно решить за счет использования урока черчения и шефской помощи в размножении чертежей и технологических карт, с помощью фотокружка.
Разнотипность заготовок, разнообразие требуемых материалов, инструментов и приспособлений, разный характер работы каждого ученика требуют от учителя большой подготовительной работы, отличного владения материалом, организаторских способностей, умения видеть класс в целом.
Звеньевая форма резко повышает значение индивидуального инструктажа в процессе работы. Кроме того, очень внимательно надо подбирать состав звеньев, учитывая возможности и способности учащихся, их взаимоотношения, нравственные качества. Особенно тщательно надо подходить к назначению звеньевых, помогать им правильно распределить работу внутри звена, следить, чтобы сильные и ленивые учащиеся не перекладывали свою работу на беззащитных.
Индивидуальная форма: каждый учащийся выполняет отдельное задание. Эта форма, обладая недостатками звеньевой, но, будучи лишена и ее достоинств, оправдана только в двух случаях:
- когда при отработке операций учитель хочет учесть индивидуальные особенности учащихся и имеет для этого достаточное количество чертежей, технологических карт и т.п.;
- когда вводятся элементы производительного труда на основе его разделения и выпуска серийной продукции. В этом случае необходима коренная перестройка учебной программы, постепенное передвижение учащихся по операциям и т.п. Однако это особый вопрос и мы нe можем на нем останавливаться подробно.
Возможны и другие формы организации практической работы учащихся, однако при их выборе и использовании главным критерием должен быть педагогический (эффективность обучения, воспитания и развития) а не производственно-экономический.
Большое обучающее и воспитательное значение имеет организация хранения и выдачи инструментов. Более предпочтительным является хранение набора инструментов в специальных укладках на рабочих местах, так как это приучает учащихся к правильной организации рабочего места, к ответственности за инструменты. Инструмент должен быть пронумерован в соответствии с рабочими местами, чтобы учащийся всегда работал одним и тем же инструментом и нес за него персональную ответственность. Добиваясь на каждом уроке правильного расположения выданного инструмента на рабочем месте, постепенно дисциплинируя учащихся четкой организацией работы, постоянной и спокойной требовательностью, выполнением заказов для детских садов, шефов и т.п., учитель может затем перейти к хранению инструмента на рабочих местах.
Учителю не следует злоупотреблять фронтальным текущим инструктажем, так как учащимся, увлеченным работой, очень трудно оторваться от нее и перестроиться на восприятие объявлений. Частое использование такого приема приводит к большим потерям времени, падению интереса учащихся к работе, а иногда и к конфликтам.
Для повышения эффективности текущего инструктажа учитель планирует и совершает целевые обходы рабочих мест учащихся. Количество и содержание целевых обходов определяется характером осваиваемой операции или работы в целом. Если, например, учащиеся выполняют рубку металла в тисках, учитель совершает целевые обходы для проверки правильности закрепления заготовки и для проверки качества рубки. Целевые обходы дают необходимую информацию для проведения фронтального текущего инструктажа и для индивидуальных объяснений.
Кроме того, зная индивидуальные особенности учащихся: слабое развитие двигательных функций, склонность к нарушениям правил техники безопасности, к поспешному и сумбурному выполнению операций, неспособность к концентрации внимания и др. учитель старается чаще бывать у рабочих мест этих учащихся, чтобы осуществлять более тщательный индивидуальный контроль и руководство.
В последнее время все шире начинают применяться технические средства для более четкого управления практической работой учащихся: включение и выключение станков с рабочего места учителя, звуковая сигнализация для прекращения работы, световая сигнализация на рабочих местах для прекращения работы отдельных учащихся, вызова их к рабочему месту учителя, а иногда и для сообщения более конкретной информации (загораются табло «ТБ», «Рабочая поза», «Хватка» и т.п., сигнализирующие ученику о тех или иных ошибках).
Во время практической работы учащихся главная задача учителя – наблюдение для оказания своевременной помощи ученикам в случае существенных ошибок. Учитель не должен постоянно сновать между учащимися, так как их несущественные и случайные ошибки, которых всегда много при овладении новой операцией могут отвлечь его от случаев серьезных нарушений техники безопасности и правил работы. Кроме того, при выполнении некоторых операций, например, рубки металла, правки и др., индивидуальный текущий инструктаж как раз лучше всего проводить на рабочем месте учителя, находящемся на некотором отделении от рабочих мест учащихся.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Главная цель заключительного инструктажа – помочь учащимся осмыслить процесс овладения новой операцией, новыми приемами работы, трудовой процесс в целом.
Перед анализом ошибок важно подчеркнуть, что они всегда имеют место при выполнении новой, незнакомой работы, что создает нужный настрой, предупреждает смущение, обиды, недовольство тех учащихся, чьи ошибки анализируются или чьи работы демонстрируются. Анализ нужно вести не по учащимся, а по ошибкам: "неправильную хватку инструмента (показываю) допускали Иванов Коля, Петя Сидоров, Ваня Колесников. Если бы им пришлось так работать полный рабочий день, они бы очень устали, а работы сделали бы мало. А вот Юра Кошелев и Саша Зимин торопились начать пиление, запил выполняли неправильно и поверхность детали испортили (показываю)".
Итоговый инструктаж не должен быть анонимным, если только допущенные ошибки не характерны для всех.
Анализу подвергаются соблюдение правил техники безопасности, организация рабочего места, умение пользоваться технической документацией, рациональное использование рабочего времени, организация рабочего места, качество работы, отношение к работе, взаимопомощь в звене и др. стороны трудового процесса. Для того, чтобы этот анализ был обоснованным и конкретным, желательно иметь специальный журнал. Особое место в заключительном инструктаже занимает оценивание практической работы учащихся, необходимо постоянно объяснять учащимся, что процесс овладения новой операцией требует длительного времени и что за ошибки и брак в работе оценка снижается только в том случае, если ученик не прилагал необходимого старания, не выполнял указаний учителя, работал небрежно. Если дается норма времени, то ее невыполнение оценка снижается только в случае потерь времени по вине учащегося.
Поскольку результатом трудового обучения являются не только самые разнообразные умения и навыки, но и качества, необходимые советскому труженику, то после нескольких занятий по разъяснению и усвоению соответствующих сведений, оценка может снижаться за нарушение правил техники безопасности, беспорядок на рабочем месте, небрежное отношение к инструментам и оборудованию и т.п. Однако для создания нормальной психологической атмосферы необходимо постоянно разъяснять и напоминать учащимся принятые критерии оценки их деятельности, общественный смысл этих требований.
Заключительный инструктаж целесообразно проводить до уборки рабочих мест, чтобы можно было на зримых примерах проанализировать их организацию, отношение учащихся к инструментам и оборудованию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1