Примерная схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся
1. Общая характеристика семьи.
2. По составу: полная, формально полная, неполная.
3. По семейному микроклимату: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная).
4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.
5. По отношению к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию.
6. Особенности семейного воспитания:
Родители создают условия для правильного развития ребенка:
— нормальные жшшщно-бытовые условия,
— организация места для учебных занятий,
— создание домашней библиотеки,
— наличие игровых уголков,
— контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима. Родители развивают познавательные интересы ребенка:
— просматривают и обсуждают телепередачи,
— читают книги, беседуют о прочитанном, ходят с детьми в театр,
— ходят с детьми в музеи, на выставки,
— поощряют любимые занятия ребенка.
Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.
Дети имеют конкретные обязанности в семье.
Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка.
Родители видят недостатки в воспитании своих детей.
Семья помогает педагогу в организации учебно-воспитательной работы.
Родители справляются с воспитанием ребенка.
7. Недостатки семейного воспитания (назвать).
8. Причины этих недостатков (соответствующее подчеркнуть):
— неблагополучие семьи (L) микроклимат, здоровье,
— отсутствие единых требований,
— незнание психологических особенностей своего ребенка,
— низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей,
~— отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депрессия ребенка,
— использование антипедагогических мер воздействия,
— неправильная оценка ребенка, его идеализация,
— невыполнение рекомендаций педагога,
— неверие в возможности ребенка, в свои силы,
— переоценка воспитательных возможностей семьи,
— гиперпротекция,
— другие причины (указать, какие).
Результаты анализа можно оформить в виде таблицы (табл. 16).
Сведения об особенностях и недостатках семейного воспитания в конкретном классе, школе, представленные психологом в общей схеме, помогут ему в выработке дифференцированного подхода к семьям учащихся. Для уточнения суждений педагогов об отдельных семьях можно использовать тесты для родителей и учащихся, характеризующие общую атмосферу семьи, особенности воспитания и взаимоотношений в семье.
Таблица 16.Особенности и недостатки семейного воспитания
Невыполнение рекомендации педагогов | Недостатки семейного воспитания | Противодействие | Взаимодействие со школой | ||
Случайные контакты | |||||
Гиперпротекция | |||||
Эпизодическое взаимодействие | |||||
Эмоциональное отвержение ребенка | |||||
Неверие в его силы | Тесное сотрудничество | ||||
Идеализация ребенка | |||||
Авторитарный | Стиль семейного воспитания | ||||
Переоценка воспитательных возможностей семьи | |||||
Демократический | |||||
Антипедагогические меры воздействия | |||||
Либеральный | |||||
Безнадзорность, психическая депривация ребенка | |||||
асоциальная | Особенности семьи | ||||
Низкая психолого-педагогическая культура | |||||
аморальная | |||||
пед. несостоя- тельная | |||||
Незнание психологических особенностей ребенка | |||||
конфликтная | |||||
Отсутствие единых требований родителей | гармоничная | ||||
b | Структура семьи | ||||
Неблагополучие самой семьи (микроклимат, здоровье) | |||||
а | |||||
b + х | |||||
b + с | |||||
низкий | Уровень психолого-педагогической культуры | ||||
а + с | |||||
а + b + с | |||||
средний | |||||
а + b | |||||
высокий | неудовлетворительные | Условия воспитания | |||
низкий | Общая культура воспитания родителей | ||||
удовлетворительные | |||||
средний | |||||
хорошие | |||||
высокий | |||||
Примечание.
Буквами обозначены члены семьи: а – мать, b – отец, c- бабушка (дедушка), х- отчим (мачеха)
Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений
Методика «Типовое семейное состояние»
Инструкция: «Мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте эти на шкалах».
Бланк к методике «Типовое семейное состояние» Фамилия, имя, отчество.
Каким (какой) вы чувствуете себя в семье | Шкала оценок | Каким (какой) вы чувствуете себя в семье | Индекс |
Довольным(ой) | Недовольным(ой) | У | |
Спокойным(ой) | Встревоженным(ой) | Т | |
Напряженным(ой) | Расслабленным(ой) | Н | |
Радостным(ой) | Огорченным(ой) | У | |
Нужным(ой) | Лишним(ей) | Т | |
Отдохнувшим(ей) | Усталым(ой) | Н | |
Здоровым(ой) | Больным(ой) | У | |
Смелым(ой) | Робким(ой) | Т | |
Беззаботным(ой) | Озабоченным(ой) | Н | |
Плохим(ой) | Хорошим(ей) | У | |
Ловким(ой) | Неуклюжим(ей) | Т | |
Свободным(ой) | Занятым(ой) | Н | |
Обработка: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна 9 (общая неудовлетворенность) — 26 баллам; по Н (нервно-психическое напряжение) — 27 баллам; по Т (семейная тревожность) — 26 баллам.
Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT)
Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке опросника». Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы в общем согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если вы в общем не согласны — зачеркните этот номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех. Помните: вы характеризуете свое самочувствие в семье. В опроснике нет «правильных» и «неправильных» утверждений. Отвечайте так, как чувствуете.
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.
2. Чувствую, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.
З.Я многое не успеваю сделать.
4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват во всем, что случается в моей семье.
5. Часто чувствую себя беспомощным(ой).
6. Дома мне часто приходится нервничать.
7. Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим(ей)
и неловким(ой).
8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым(ой).
9- Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.
10. Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.
11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.
12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще много сделать.
13. Нередко чувствую себя лишним(ей).
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16. Мне кажется, что если бы я вдруг исчез(ла), то никто бы этого не заметил.
17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое.
18. Как подумаю о своих семейных делах — начинаю волноваться.
19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно за меня перед друзьями и знакомыми.
20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но, оказывается, вышло плохо.
21. Мне многое у нас не нравится, но я стараюсь этого не показывать.
Бланк опросника ACT
Номера вопросов | Шкалы | ДЗ |
1 4 7 10 13 16 19 2 5 8 11 14 17 20 3 6 9 12 15 18 21 | В Т Н С |
Семейная тревога диагностируется, если количество обведенных кружком ответов равно или больше диагностического значения (ДЗ). «В» — это чувство вины, «Н» — нервно-психическое напряжение, «Т» — тревога, «С» — семейная тревога.
Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО)
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из пяти шкал:
I. Принятие — отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
II. Кооперация — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
III. Симбиоз — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиоти-ческим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
IV. Авторитарная гиперсоциализация — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
V. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно побольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким; какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
I. Принятие — отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39,40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
II. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
III. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
IV. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
V. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
I — отвержение;
II — социальная желательность;
III — симбиоз;
IV — гиперсоциализация;
V — инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
I шкала. «Принятие—отвержение»
III шкала. «Симбиоз»
«Сырой | ||||||||||||
балл» | ||||||||||||
Процентиль-ный ранг | 0,63 | 3,79 | 12,02 | 13,01 | 53,79 | 68,35 | ||||||
«Сырой» | ||||||||||||
балл | ||||||||||||
Процен-тиль- | 77,21 | 84,17 | 88,6 | 90,5 | 92,40 | 93,67 | 94,30 | 95,50 | ||||
ный | ||||||||||||
ранг | ||||||||||||
«Сырой» | ||||||||||||
балл | ||||||||||||
Процен-тиль- | 97,46 | 98,10 | 98,73 | 99,36 | ||||||||
ный | ||||||||||||
ранг | ||||||||||||
«Сырой» | ||||||||||||
балл | ||||||||||||
Процен-тиль- | ||||||||||||
ный | ||||||||||||
ранг |
II шкала. Кооперация
«Сырой» балл | ||||||||||||||||||||
Процен-тильный ранг | 1,57 | 3,46 | 5,67 | 7,88 | 9,77 | 12,29 | 19,22 | 31,19 | 48,82 | 80,33 | ||||||||||
III шкала. «Симбиоз» | ||||||||||||||||||||
«Сырой» балл | ||||||||||||||||||||
Процентиль-ный ранг | 4,72 | 19,53 | 39,06 | 57,96 | 74,97 | 86,63 | 92,93 | 95,65 | ||||||||||||
IV шкала. «Авторитарная гиперсоциализация»
«Сырой» балл | |||||||
Процентильный ранг | 4,41 | 13,86 | 32,13 | 53,87 | 69,30 | 83,79 | 95,74 |
V шкала. «Маленький неудачник»
«Сырой» балл | |||||||||
Процентиль-ный ранг | 14,55 | 45,57 | 70,25 | 84,81 | 93,04 | 96,83 | 99,37 | 99,83 |
Информацию о семье могут дать и сами дети в сочинениях, рисунках «Моя семья». Причем последние показывают, какое место занимают семья, семейные отношения в структуре личности ученика, как эти отношения интрпре-тируются самим воспитанником.
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Тест предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье (табл. 17).
Таблица 17 Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи
Симптомо-комплекс | ||
Симптом | Балл | |
1.Благо-приятная | 1 . Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 |
семейная ситуация | 2. Преобладание людей на рисунке | 0,1 |
3. Изображение всех членов семьи | 0,2 | |
4. Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | |
5. Отсутствие штриховки | 0,1 | |
6. Хорошее качество линии | 0,1 | |
7. Отсутствие показателей враждебности | 0,2 | |
8. Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | – | |
2. Тревожность | 1 . Штриховка | 0,1; 2,3 |
2. Линия основания — пол | 0,1 | |
3. Линия над рисунком | 0,1 | |
4. Линия с сильным нажимом | 0,1 | |
5. Стирание | 0,1; 2 | |
6. Преувеличенное внимание к деталям | 0,1 | |
7. Преобладание вещей | 0,1 | |
8. Двойные или прерывистые линии | 0,1 | |
9. Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | |
10. Другие возможные признаки | - | |
3. Кон- | 1 . Барьеры между фигурами | 0,2 |
фликтность | 2. Стирание отдельных фигур | 0,1; 2 |
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур | 0,2 | |
4. Выделение отдельных фигур | 0,2 | |
5. Изоляция отдельных фигур | 0,2 | |
6. Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | |
7. Несоответствие вербального описания рисунку | 0,1 | |
8. Преобладание вещей | 0,1 | |
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,2 | |
1 0. Член семьи, стоящий спиной | 0,1 | |
1 1 . Другие возможные признаки | - | |
4. Чувство | 1 Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 |
неполно- | 2. Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 |
ценности | 3. Линия слабая, прерывистая | 0,1 |
4. Изоляция автора от других | 0,1 | |
5. Маленькие фигуры | 0,1 | |
6. Неподвижная по сравнению с другими фигурами автора | 0,1 | |
7. Отсутствие автора | 0,2 | |
8. Автор стоит спиной | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | - | |
5. Враждеб- | 1 . Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа | 0,2 |
ность в | 2. Агрессивная позиция фигуры | 0,1 |
семейной | 3. Зачеркнутая фигура | 0,2 |
ситуации | 4. Деформированная фигура | 0,2 |
5. Обратный профиль | 0,1 | |
6. Руки раскинуты в стороны | 0,1 | |
7. Пальцы длинные, подчеркнутые | 0,1 | |
8. Другие возможные признаки | - |
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения.
Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Техника рисунка семьи у нас в стране впервые апробирована психотерапевтом А.И. Захаровым, модифицирована Г.Т. Хоментаускасом.
Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый ее член и ты были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь».
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.
После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
— кто нарисован на рисунке и что делает каждый член семьи;
— где работают или учатся члены семьи;
— как в семье распределяются домашние обязанности;
— каковы взаимоотношения ребенка с отдельными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линий рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:
— анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);
— анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различие в стиле рисования, количество деталей, схема фигур отдельных членов семьи);
— анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).
Рассмотрим подробнее каждый аспект интерпретации рисунка семьи.
1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важными показателями психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются объекты, которые как бы служат преградой между ними. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет некоторых членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.
Рисуя свою семью, некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может указывать на депривацию ребенка, чувство неполноценности, которое он испытывает в семье.
На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации.
2. Считается, что ребенок прежде всего рисует, детализирует и разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. Если же ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.
Если отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились отношения. В аналогичных ситуациях можно наблюдать стирание и перерисовку.
Можно наблюдать несколько стилей рисования, особенно детей младшего возраста, часто одним стилем рисуются отец и братья, другим — мать и сестры. Особенно отличается прорисовывание волос и одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он идентифицируется и адекватно ли это полу ребенка.
3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что не умеют рисовать, это вполне понятно и нормально. Психолог может успокоить ребенка, сказав, что в предложенном задании важно не столько красиво рисовать, сколько придумать деятельность для всех членов семьи.
Многочисленные отговорки, манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в помощи со стороны взрослого.
Чаще всего ребенок начинает рисовать того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. В некоторых случаях это может указывать на эмоционально неоднозначное и даже негативное отношение ребенка к этому человеку. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
Для КРС разработана система количественной оценки. Выделяются пять симптомов: 1) благоприятная семейная ситуация; 2) тревожность; 3) конфликтность; 4) чувство неполноценности; 5) враждебность в семейной ситуации.
Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты являются основой для психокоррекционной работы психолога и дальнейшей диагностики семьи и ребенка. Так, выявленная тревожность требует определения ее характера: либо это субъективно-личностный аспект, либо имеются объективные причины в семье ребенка и т.д.