Особенности совместной проектировочной деятельности детей и взрослых
В гуманистической педагогике важен вопрос о роли и позиции ребенка в процессе проектирования. Опыт показывает, что его роли вариативны: ребенок способен выступать как заказчик, как непосредственный активный участник проектировочной деятельности, как эксперт по отношению к деятельности и ее результатам. При этом проектное, творческое отношение к действительности и себе в рамках этой действительности сочетается с чувством ответственности за те изменения, которые происходят с его участием.
В проектировочной деятельности ребенок неоднократно сталкивается с возможностью проявлять свою самостоятельность. В частности, это происходит в ситуациях, требующих:
– предъявления окружающим своих представлений о себе и объекте проектирования, выдвижения собственного варианта цели, отстаивания своей позиции в дискуссии со сверстниками и взрослыми; согласования своих целей и ценностей с целями и ценностями других людей; умения работать сообща и корректировать свои действия на основе обратной связи; совместной с другими рефлексии по поводу действий и полученного результата.
Совместность участия детей и взрослых в проектной деятельности предполагает взаимодействие на разных уровнях. Среди них обозначим:
– информационный уровень (обмен научной, обучающей и др.информацией);
– практический уровень (совместная предметная деятельность);
– эмоциональный уровень (индивидуальные и совместные впечатления, переживания, приобретаемые в ходе работы над проектом);
– этический уровень (правила, согласованные участниками нормы взаимодействия).
Между участниками проектной деятельности складываются разные типы отношений:
1) подчиненной кооперации, например в учебном проекте, когда педагог предлагает тематику и выступает в качестве главного эксперта;
2) равной кооперации, предполагающей постоянное сотрудничество и партнерство между непосредственными исполнителями проекта;
3) сетевые отношения, построенные по принципу горизонтальных связей, на пересечении которых (в узлах сети) находятся координаторы и лидеры проекта. Участники сети периодически на добровольной основе то актуализируют процесс взаимодействия, то на какое-то время дистанцируются друг от друга.
Таким образом, и для взрослого, и для ребенка проектная деятельность открывает возможность взаимосовершенствования[110].
Учебные проекты
Остановимся на особенностях учебных проектов, наиболее часто встречающихся в современной образовательной практике. Учебный проект – это организационная форма работы, ориентированная на изучение учебной темы или учебного раздела, составляющая часть учебного курса или нескольких курсов. Такие проекты реализуются в ходе совместной (учебно-исследовательской, игровой) деятельности учащихся, носящей партнерский характер и направленной на решение проблем, значимых для участников проекта. Эта деятельность имеет общую цель и согласованные способы деятельности.
По проблеме использования проектов в системе школьного обучения имеется широкий круг литературы, обширную информацию по этому поводу можно найти в поисковых системах Интернет. На основании обобщения этого материала можно выделить характерные особенности и универсальные этапы и процедуры, которые определяют суть и специфику данного вида проектов.
Современный учебный проект сочетает в себе образовательные возможности и исследования, и эксперимента. Для педагога основным содержанием учебного проектирования является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения) на основе проектной деятельности. Для учащихся – самостоятельная реализация учебного проекта.
Учебные проекты используются сегодня практически на всех ступенях образования: школьного, профессионального, дополнительного.
Формат проекта в зависимости от целей и задач обучения задается по нескольким параметрам: по месту – школьный, внешкольный; по масштабу субъекта, непосредственно участвующего в проектной деятельности: индивидуальный, групповой, коллективный, корпоративный; по времени, которое может потребоваться для реализации проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный; по территории распространения: международный, федеральный, областной, муниципальный, внутришкольный; по содержанию –предметный, межпредметный, междисциплинарный, интегративный; по характеру приоритетной деятельности –исследовательский, экспериментальный, поисковый, коммуникационный.
В учебном проектировании сфера приложения преобразовательной активности учащихся контекстно задана предметной областью (отдельным предметом) или учебной проблемой, носящей межпредметный характер. Так, в условиях школьного обучения можно осуществить исторический, литературный, географический, языковой проекты. А можно в рамках какой-то темы одновременно затронуть разные области знания.
Современная организация учебных проектов предполагает следующую логику:
1. Тема учебного проекта может быть инициирована самими школьниками (студентами) на основе изучения действительности. Педагог призван помочь в оптимальном подборе и использовании диагностического инструментария в зависимости от возраста, уровня образования, опыта участников проекта.
Непосредственному включению учащихся в учебный проект может предшествовать основательная предпроектная работа учителя, которому предстоит провести поиск подходящей для проектного задания темы. Учителю следует оценить педагогический потенциал задуманного учебного проекта, т. е. определить, какие педагогические цели могут быть достигнуты в результате его реализации, какие будут (могут быть) решены задачи, какой предметный и личностный продукт получен.
2. Дальнейшая логика организации проектной деятельности такова: тема проекта предлагается учащимся в самой общей формулировке, назначаются сроки работы над темой, каждый определяет границах общей темы свою проблему, свой вопрос, обозначив тем самым будущий индивидуальный вклад в проектную деятельность и конкретизировав для себя тематику работы (таким образом, основная тема (проблема) начинает разветвляться).
3. Для организации последующей работы обычно формируются творческие группы (или мини-группы по 2–3 человека), что не исключает возможности выполнения в рамках проекта индивидуальных заданий. В результате внутригруппового обсуждения выдвигаются гипотезы (варианты) работы над проблемой, составляется развернутый план совместных действий, конкретизируется вклад каждого участника в проектную деятельность, производится «ревизия» имеющихся и необходимых теоретических знаний и практических умений, определяется вид конечного проектного продукта, обсуждаются требования к его качеству и возможная форма представления.
4. После этого начинается непосредственная самостоятельная работа над реализацией проекта, в которой сочетается индивидуальная и групповая деятельность. Эта работа может проходить в рамках учебных занятий в соответствии со временем, предназначенным для изучения темы, а также во внеурочное время. Учителю следует предусмотреть формы работы, в рамках которых учащиеся смогут обмениваться друг с другом и с педагогами полученными впечатлениями, промежуточными результатами, тем самым получая обратную связь для коррекции своей деятельности.
5. Обобщение самостоятельно подготовленных в ходе проектной активности материалов позволяет получить в итоге некий интегративный продукт в форме творческого отчета. Этот продукт представляется на общее обсуждение в соответствии с заданными на начальном этапе критериями.
6. Защита проекта – всегда событие в жизни учащихся, поэтому следует заранее подробно обсудить ее ход и оформление, а также дать возможность каждому участнику внести свой вклад в ее подготовку.
7. Обязательным процедурным моментом, завершающим учебный проект, является итоговая рефлексия, помогающая оценить, что из задуманного в проекте удалось, а что нет. Каков был индивидуальный и групповой вклад в решение проблемы, каковы перспективы развития проектной деятельности в рамках темы, предмета, на межпредметном уровне, чему проект научил его участников.
Предметная сфера и возрастной диапазон применения проектов в системе школьного образования практически ничем не ограничены. Можно найти примеры обучения в режиме проектирования и в начальном, и в среднем, и в старшем звене обучения[111].