Профориентация, трудовое обучение, занятость
Подготовка умственно отсталых к общественно полезному труду является важнейшим звеном их социализации.
Значение труда для каждого человека неоценимо. Благодаря ему люди реализуют себя как личности, осознают свое место в обществе, общаются с другими, зарабатывают средства, обеспечивающие им определенный уровень жизни. Труд дисциплинирует, организует, придает смысл человеческому существованию.
Для умственно отсталых людей роль труда так же велика, как и для других членов общества. Во-первых, он способствует их самореализации: в труде они могут развивать свою активность, осознать собственную полезность, принадлежность обществу (О. Шпек). Многие умственно отсталые люди полны желания и имеют возможность включиться в трудовую жизнь. Как показывает практика, некоторые из них с отдачей работают на производстве и в сфере обслуживания, испытывая удовлетворение от своих занятий. Во-вторых, труд обеспечивает средства для ведения самостоятельной, независимой жизни. Многие умственно отсталые люди способны трудиться наряду с другими и получать за это соответствующее денежное вознаграждение. В-третьих, в процессе трудовой деятельности, в повседневном общении с коллегами по работе происходит дальнейшее развитие личности молодого человека. Он знакомится с дополнительной информацией, осваивает новые операции, выполняет инструкции, узнает новых людей, об-
щается — и все это составляет разительную противоположность возможности остаться предоставленным себе, длительное время пребывать дома, подвергаясь риску полного распада личности и обесценивания жизни, когда многие умения и навыки, с таким трудом выработанные специалистами и родителями в детском возрасте, окончательно утрачиваются.
Трудоустроенность умственно отсталых не менее важна обществу как с точки зрения экономической (оказывать помощь самостоятельно проживающему и трудящемуся умственно отсталому значительно менее затратно, чем его содержание в психоневрологических больницах или в психоневрологических интернатах), так и с точки зрения безопасности, ибо умственно отсталый человек, предоставленный самому себе (остальные члены семьи вынуждены работать, чтобы обеспечить необходимым не только себя, но и его), зачастую не может дать конструктивное направление своей активности. Умственно отсталые подростки и молодые люди оказываются вовлеченными в асоциальные компании, где их привлекают к распитию алкогольных напитков, вовлекают в противоправные действия, а в силу нарушений критичности мышления умственно отсталые не всегда могут адекватно оценить своих новых знакомых.
В международных нормативно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Стандартные правила обеспечения равных возможностей развития инвалидов, Декларация прав умственно отсталых лиц, Всемирная программа действий в отношении инвалидов) закреплен принцип: умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди, а также имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в меру своих возможностей. Этот принцип отражен и в российских нормативных актах — Конституции РФ, Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» и др.
Специальные (коррекционные) учреждения VIIIвида ориентированы на профессиональную трудовую подготовку учащихся к труду по доступным им профессиям: слесаря, столяра, плотника, переплетчика, штукатура-маляра, мойщика окон, машин, разнорабочего, озеленителя, санитарки, по профессиям, связанным с сельскохозяйственным трудом, обувным делом и др.
Трудовое обучение осуществляется поэтапно. Первый этап (подготовительный) предусматривает формирование первоначального трудового опыта. На уроках ручного труда младшие школьники работают с разными материалами — бумагой, картоном, древесиной, пластилином, проволокой, металлоконструктором, природными материалами. У них формируют умения содержать в порядке свое рабочее место, действовать в соответствии с целью и планом, пользоваться технологическими картами, сравнивать
готовое изделие с образцом, давать словесный отчет о выполненной работе, обратиться за помощью и др.
В конце четвертого учебного года школьная ПМПК рассматривает вопросы, связанные с определением направления профессиональной трудовой подготовки каждого учащегося. На выбор профиля трудовой подготовки влияют следующие факторы." потребность в кадрах по той или иной специальности в городе, районе, местности, где проживает семья ученика, и возможность трудоустройства по выбранной профессии, индивидуальные физические и психофизиологические возможности школьника, его профессиональные интересы и склонности, желание родителей.
Второй этап становится профориентационным. В Vклассе учащиеся занимаются трудом в профессиональных мастерских, знакомятся с предполагаемой профессией, особенностями труда. Если учитель замечает, что для ученика непосильны предъявляемые задания, он выносит вопрос о профнепригодности учащегося на школьную ПМПК, где для подростка подбирается другой профиль профессиональной подготовки.
Третий этап составляет профессиональное обучение в школьных мастерских. На этом этапе значительно увеличивается количество времени, отводимое на уроки труда (6 — 8 ч в неделю). Приступают к формированию определенных профессиональных умений и навыков. Особое внимание обращается на качество труда, темп деятельности.
На четвертом этапе основное время отводится производственной практике (12 ч в неделю). Учащиеся выходят работать на предприятия (например, обучающиеся по профилю младшей медицинской сестры два раза в неделю по 4 ч работают в больнице санитарками), а при отсутствии таковых или нежелании принимать учащихся на практику в школьных мастерских создаются условия, близкие к производственным.
По окончании специальной (коррекционной) школы VIII вида учащиеся сдают квалификационный экзамен на присвоение начального разряда по изученной в школе профессии. Успешно сдавшим экзамен выдается удостоверение установленного образца, дающее право работать по полученной профессии. Многие стремятся продолжить обучение в ПТУ, где для них комплектуются специальные группы.
Для молодых людей с тяжелой умственной отсталостью, а также для тех, у кого умственная отсталость сопровождается двигательными нарушениями, овладение профессией весьма затруднительно, а порой невозможно. В этом случае основное внимание уделяется их обучению обслуживающему труду и некоторым ремеслам — гончарному делу, вязанию, ткачеству, свечному производству и др.