Каждый урок должен быть характерен прежде всего четко выраженной дидактической целью, которая часто подменяется темой урока
По каждой теме может быть проведено несколько уроков, и каждый из них должен иметь свою конкретную дидактическую цель: вооружение учащихся мыслительными операциями (классификация, перенос, обобщение и т. п.), выработка умений по применению знаний на практике, ознакомление учащихся с отдельными фактами по теме, формирование умений самостоятельно формулировать теоретические выводы и т. п.
В зависимости от намеченной цели учитель в процессе подготовки к уроку должен определить содержание учебного материала, которое необходимо дать учащимся, структуру урока, методы обучения, средства и т. п. Отсутствие четко выраженной цели для каждого урока приводит к тому, что они становятся однообразными, а это способствует потере интереса к учению.
Использование разнообразных методов и приемов обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока.
Любое однообразное длительное воздействие (длительное устное объяснение, например) на учащихся может привести к рассеиванию их внимания, к сонливости. Такое воздействие порой ощущают на себе студенты на некоторых лекциях в институте. Это явление вполне объяснимо с физиологической точки зрения – мозг человека обладает свойством самозащиты. Наступление сонливости – это и есть результат такой самозащиты. Однако у детей это свойство проявляется в поисках различных посторонних видов деятельности, они отвлекаются от хода урока, не воспринимают информацию учителя. Поэтому на каждом уроке, на каждом его этапе необходимо стремиться к разумному изменению видов деятельности учащихся. Для этого необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами обучения, чтобы периодически воздействовать на разные органы чувств, создавая условия для более эффективной познавательной деятельности. Необходимо четко продумывать при подготовке к уроку, когда, в какой части урока будет использоваться тот или иной метод, прием или средство (слово, наглядность, учебник и т. п.).
Однако смена видов деятельности на уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой.
5. Одним из требований к уроку является его эмоциональность, что должно побуждать учащихся к осуществлению важнейшего вида деятельности на уроке – усвоению новых знаний. Это не должно проявляться только внешне (громкий голос учителя, жестикуляция и пр.), эмоциональность должна проявляться в отношении учителя к процессу обучения на уроке, к изучаемой теме и т. д.
Урок должен быть эмоциональным, чтобы было какое-то напряжение у учащихся, это один из способов их активизации. Использование на уроке различного рода проблемных ситуаций также способствует эмоциональности, активизирует познавательную деятельность учащихся.
6. На каждом уроке должен проводиться непрерывный учет знаний учащихся.
Процесс обучения на любом уроке будет эффективным лишь при наличии постоянной обратной связи. На каждом этапе урока учитель должен четко представлять уровень овладения учащимися учебным материалом, чтобы способствовать постоянному повышению этого уровня. Учитель не имеет возможности опросить на уроке всех учащихся, он не может осуществлять опрос так, как он проводился в старой школе в начале века, когда учащегося опрашивали по всему пройденному материалу с момента последнего его ответа. Поэтому необходимо использовать самые разнообразные формы и средства контроля знаний учащихся, компьютерные программы, письменные задания, анкеты, перфокарты и пр. И главное при этом – у каждого учителя должна быть хорошо развита наблюдательность для оценки результатов познавательной деятельности учащихся на уроке.