Междисциплинарный подход в образовательном процессе университета
Требования к современному высшему образованию каждый год повышаются и претерпевают некоторые изменения. И в белорусской высшей школе всё более углубляются противоречия в методическом, информационном и педагогическом плане.
Часто имеет место классическая ситуация, когда «верхи» (преподаватели) не вносят своевременные изменения в рабочие программы, а «низы» (студенты) без энтузиазма ходят на занятия, т.к. им неинтересна устаревшая информация по различного рода дисциплинам. Это приводит к возникновению таких явлений в образовании, как формализм в обучении и деструктуризация знания как единого целого в рамках одной специальности. Поэтому актуальным становится вопрос об организации образовательного процесса с учетом современных реалий и специальной подготовки преподавателей университета к реализации новых функций и ролей во взаимодействии со студентами.
Целостную структуру взаимодействия студентов и преподавателей образуют отношения «субъект-объектные», характеризующие отношение студента к изучаемой им дисциплине, и «субъект-субъектные» – к другим студентам и преподавателям. В системе данных отношений важна взаимосвязь между всеми ее компонентами, такими как отношение студентов к целям и содержанию обучения; отношения студентов между собой и к преподавателям; условиям, в которых протекает учебный процесс.
Для повышения качества образования в БелГУТе практикуется междисциплинарный подход для установления структурно-логических связей между различными циклами дисциплин и формированием целостного взгляда у студентов на получаемую специальность.
Обучаясь в университете, студент на выходе в идеальном случае должен иметь полный набор компетенций (академических, личностных, профессиональных и других) в рамках поставленных ему задач по специальности. И в современных условиях возникает объективная необходимость интеграции обучения на выпускающих и смежных кафедрах для того, чтобы определить чёткую взаимосвязанную структуру дисциплин специальности. Для этого, как правило, должны проводиться межкафедральные семинары с обсуждением возможностей реализации межпредметных связей. Интеграция продиктована новыми социальными запросами и обусловлена информационно-технологическими изменениями в сфере наук и производства.
Сейчас модно рассуждать о двух принципиально разных моделях мировоззрений: о калейдоскопическом и мозаичном мышлении человека. Эта же проблема касается и субъектов образовательного процесса. Известно, что учебная информация воспринимается и осознаётся студентами по-разному. Так, калейдоскопическое – это восприятие дисциплин как совокупности случайных явлений (как в калейдоскопе). Каждый дополнительный элемент знания вносит путаницу, вызывая массу вопросов, например, как и для чего эта дисциплина связана с другими. При этом учебный процесс налажен и отработан до автоматизма.
В то же время, если у студента развивать мозаичное мышление, то его восприятие специальности будет складываться в единый и целостный механизм, в котором всё взаимосвязано, всё причинно-следственно обусловлено и нет случайных дисциплин, которые распределены по циклам, определенным паспортом специальности. И как следствие каждая новая дисциплина, дополнительный элемент знания вносят более полное понимание специальности, дополняя общую картину обучения, делая её более чёткой, как после внесения нового фрагмента в мозаику.
Таким образом, на повестке дня остро встает вопрос о формировании и у преподавателей, и у студентов обобщающей структурно-логической схемы специальности (рисунок 10) с последующим обучением применительно к выбранной профессиональной области.
Структурно-логическая схема строится на логической связи учебных дисциплин, циклов и при помощи структурирования учебного плана. Основой данной схемы должны быть следующие правила:
– нельзя изучать дисциплину Б раньше дисциплины А, если Б базируется на А;
– все дисциплины должны быть непрерывными;
– одновременно необходимо изучать определенный набор дисциплин из всех циклов.
Также, на наш взгляд, следует ускорить процесс перехода на модульный принцип построения учебных планов, что позволит преподавателям активнее вносить новые составляющие и налаживать при обучении междисциплинарные связи.
Практика |
Циклы дисциплин, определённые стандартом специальности |
Социально-гуманитарные |
Естественно- научные |
Общепрофессиональных и специальных |
Специальности |
Формируют идеологические и нравственные ценности, общее культурное миро-воззрение, управ-ленческий образ мышления |
Формируют навыки профессиональной деятельности |
Формируют теоретическую фундаментальную базу, приобретаются аналитические навыки |
Формируют компетентностный подход в выбранной сфере профессиональной деятельности |
Интегративный образ специаль- ности |
Итоговая аттестация |
Выбор сферы профессиональной деятельности |
Рисунок 10 – Общий подход к формированию
структурно-логической схемы специальности
И если на первом этапе – разработке учебных образовательных программ – объективно процесс отлажен и документ понятен с формальной стороны, т.к. отражает современный контекст дисциплин, то на втором этапе – внедрении в существующий тип образовательного процесса – возникают затруднения, связанные с субъективным фактором, ригидностью и нежеланием отдельных субъектов (преподавателей) образовательного процесса менять собственные подходы и представления в свете современных постоянно изменяющихся требований.
Сейчас мы находимся в переходном периоде, когда университеты Республики Беларусь должны адаптировать положения Болонского процесса к действительности с учётом решительно меняющих представлений о качестве образования, содержании и методах.
Очевидно, что необходимым условием обновления высшего образования на первой ступени становится формирование структурно-содержательной модели обучения, направленной на реализацию концептуального, целевого, содержательного и методического компонентов при организации образовательного процесса, формирующей полную и ясную картину для студента, который получает конкретную специальность.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс взаимосогласованных структурно-логических связей между дисциплинами циклов на основе общих естественно-научных подходов и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему знаний по направлению профессиональной деятельности, в которой согласованы и взаимоувязаны все ее составляющие, будет способствовать формированию целостного взгляда у студентов на получаемую специальность.