Классификация и содержательная характеристика средств обучения
на основе чувственной модальности:
· Визуальные (зрительные): оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.
· Аудиальные (слуховые): радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.
· Аудиовизуальные (зрительно-слуховые): звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д.
на основе источника информации и инструмента освоения информации (П.И. Пидкасистый). В данном случае средствами выступают все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источниками учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания этой информации обучающимися:
· Материальные средства: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, педагогические тесты, модели, средства наглядности, технические средства и лабораторное оборудование.
· Идеальные средства: общепринятые знаковые системы: язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.); достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература и т. п.); педагогические программные продукты; организующая и координирующая деятельность преподавателя; уровень его квалификации и внутренней культуры; методы и формы организации учебной деятельности и др.
в соответствии с уровнями реализации содержания образования (С.А. Смирнов):
· Уровень учебного занятия: 1) материальные средства: отдельные тексты из учебника, пособий и книг; отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; тестовый материал; средства наглядности (предметы, действующие макеты, экспонаты); технические средства обучения; лабораторное оборудование. 2) Идеальные средства: языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п.); учебные компьютерные программы по теме занятия; организующая и координирующая деятельность преподавателя, уровень квалификации и внутренней культуры педагога; формы организации учебной деятельности на учебном занятии.
· Уровень учебного предмета: 1) Идеальные средства: система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.); искусственная среда для накопления навыков по данному предмету; учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету. 2) Материальные средства: учебники и учебные пособия; дидактические материалы; методические разработки (рекомендации) по предмету; книги-первоисточники.
· Уровень процесса обучения: 1) Идеальные средства: система обучения; методы; система общевузовских требований. 2) Материальные средства: материально-техническая база образовательного учреждения.
Идеальные средства обучения | Материальные средства обучения |
На уровне урока | |
§ Языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи. § Произведения искусства и иные достижения культуры. § Средства наглядности. § Компьютерные программы, управленческая деятельность учителя. § Уровень квалификации и культура учителя, формы организации учебной деятельности на уроке. | § Отдельные тексты из учебника, пособий, книги. § Отдельные задания, упражнения, задачи. § Средства наглядности (модели, предметы). § ТСО. § Лабораторное оборудование. |
На уровне предмета | |
§ Система условных обозначений различных дисциплин. § Искусственная среда для накопления умений и навыков по предмету. § Учебные компьютерные программы. | § Учебники и учебные пособия. § Дидактические материалы. § Методические рекомендации по предмету. § Книги-первоисточники. |
На уровне процесса обучения | |
§ Система обучения. § Методы обучения. § Система общешкольных требований. | § Кабинеты для обучения. § Библиотеки. § Раздевалки, рекреации и т.д. |
в зависимости от нарастания возможности заменять с их помощью действия преподавателя или автоматизировать действия обучающихся (В. Оконь):
· Простые средства: Словесные (вербальные) средства: учебники и другие печатные тексты. Простые визуальные средства: оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты.
· Сложные средства: Механические визуальные средства, позволяющие передавать изображение с помощью технических устройств (фотоаппараты, диаскопы, микроскопы, телескопы). Аудиальные средства, позволяющие передавать звуки и шумы (радио, магнитофон и т.д.). Аудиовизуальные средства, обеспечивающие изображение со звуком. Средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, лаборатории, телекоммуникационные системы, информационные системы и т.д.).
классификация Эдварда Флеминга и Яна Якоби:
· Природные средства, которые непосредственно представляют саму действительность.
· Технические средства, которые косвенно отображают действительность: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, модели и т.д.
· Символические средства, которые представляют действительность с помощью соответствующей символики (технические рисунки, слово, графы и т.д.).
классификация (цит. по Г.М. Коджаспировой):
1. Средства наглядности:
· Предметная наглядность – натуральные объекты или их заменители (минералы, гербарии растений, чучела животных и т.д.)
· Словесно-образная наглядность – слово (литературные образы), дидактические материалы (опорные сигналы, памятки, конспект-схемы, дидактические карточки)
· Объемная и плоскостная изобразительная наглядность – макеты, модели, муляжи, репродукции, картины, иллюстрации и т.д.
· Символическая (условная) изобразительная наглядность – схемы, чертежи, карты, символы
2. Технические средства обучения (совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации):
· Визуальные –диафильмы, кодоскопы, фото, слайды и др.
· Звуковые – магнитофонные и лазерные записи, радио и др.
· Аудиовизуальные
· Комбинированные – телевизионные системы, лингафонные кабинеты, компьютеры.
По функциональному назначению выделяют:
· ТСО передачи информации (телевизоры, проигрыватели, магнитофоны и т.д.)
· ТСО контроля знаний
· ТСО обучения и самообучения
· Вспомогательные ТСО, обеспечивающие достижение вспомогательных целей и задач
· Комбинированные