Теоретическое и методическое исследование проблемы использования инновационных методов обучения в вузе

Инновационные методы обучения

И их применение в общеобразовательных

Учреждениях г. Омска

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………............................................

1. Теоретическое и методическое исследование проблемы использования инновационных методов обучения..........................................................................

2. Система инновационных методов обучения и образовательный процесс в вузе.............................................................................................................................

3. Результаты проведённого исследования............................................................

4. Заключение и выводы ……………………………….........................................

Введение.

В настоящее время, в условиях ужесточения конкуренции на рынках труда, несомненно, повышаются требования и к молодым специалистам, выпускникам ВУЗов. С огромной скоростью происходит также смена приоритетов общества: в условиях научно-технического прогресса и стремительно врывающихся в нашу жизнь новых технологий, требования к будущим работникам также претерпели некие преобразования. Главные характеристики успешного работника – это не только механическое знание своей профессии, но и его духовное богатство, а также умение общаться с людьми, иными словами, главные характеристики любого успешного, а особенно, начинающего работника - это компетентность, мобильность, коммуникабельность.

Несомненно, эффективность познания и овладения профессиональными навыками, предлагаемыми ВУЗами в основном зависят от познавательной активности самого студента, однако, нельзя поспорить и тем, что уровень знаний завит также и от того, в каких условиях обучался будущий специалист: индивидуальных или коллективных, авторитарных или же гуманистических, с опорой на восприятие, внимание, память или же с опорой на весь личностный потенциал в целом. Немалую роль играют методы обучения, которые, по моему мнению, должны постоянно совершенствоваться, чтобы ВУЗы могли выпускать конкурентоспособных специалистов, идущих в ногу со временем.

Актуальным является поиск эффективных методов и форм обучения, повышающих качество обучения специалистов.

Цель работы: раскрыть эффективность инновационных методов обучения, используемых в общеобразовательных учреждениях г. Омска, на примере Омского регионального института.

Объект исследования – образовательный процесс в вузе.

Предмет исследования – инновационные методы обучения студентов в вузе.

В соответствии с целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: эффективность формирования новых знаний и умений студентов, повышения интереса к предметам, социальной компетентности может быть достигнута посредством использования инновационных методов обучения, используемых в образовательном процессе в вузе.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической, методической, социологической литературы и изучения педагогического опыта изучить понятийный аппарат исследования, связанный с использованием инновационных методов.

2. Разработать систему наиболее эффективных инновационных методов, используемых в вузе, на примере Омского регионального института.

3.. Осуществить внедрение системы методов в образовательный процесс по с целью проверки их эффективности.

Методологическими основами исследования явились: идеи гуманизации образования (В.П. Зинченко); теория методов обучения (М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Т.И. Щукина и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие группы методов исследования: теоретические (анализ и синтез философской, психолого-педагогической, социологической и методической литературы, моделирование, проектирование, сравнение, обобщение); эмпирические (беседа, интервьюирование, анкетирование), методы качественного и количественного анализа теоретического и экспериментального исследований.

Исследование осуществлялось с 2010 по 2012 гг. в несколько этапов:

1. Предварительный этап: анализ литературы по проблемам использования методов обучения в вузе.

2. Теоретический этап: разработка теоретико-методологических основ исследования, уточнение научного аппарата исследования и формулировка научной гипотезы.

3. Экспериментальный этап: организация и проведение исследования.

4. Заключительный этап: обработка, анализ, интерпретация и обобщение результатов, формулирование выводов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит:

1. В выдвижении системы инновационных методов обучения, используемых в общеобразовательных учреждениях г. Омска, на примере ОмРИ.

2. В теоретической и методической разработке понятийной базы исследования. Практическая значимость заключается в том, что:

1. Предложена и проверена на практике система инновационных методов обучения в вузе.

2. Разработана программа и апробирована методика использования инновационных методов, таких как, имитационные методы, метод Case-study, метод учебной дискуссии, деловые и ролевые игры, метод мозгового штурма, метода альтернативного выбора, метод нерешаемых задач, метод ситуационных задач в процессе преподавания экономических дисциплин.

3. В разработке методических рекомендаций по включению инновационных методов в образовательный процесс вуза.

Апробация, практическое внедрение и проверка предложенной системы инновационных методов обучения осуществлялась в Омском региональном институте (ОмРИ) (2010-2012 гг.)

Результаты докладывались на Межвузовских конференциях, проводимых в контексте темы работы.

Основное содержание работы

Теоретическое и методическое исследование проблемы использования инновационных методов обучения в вузе

Термин "метод" уходит корнями к греческому слову "methodos", означающему путь или способ продвижения к истине.

В педагогической литературе мнения относительно определения понятия "метод обучения" и его роли для будущих специалистов расходятся.

"Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом", - считает И. Ф. Харламов. По Бабанскому Ю.К., методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Метод обучения - способ организации познавательной деятельности учащихся, так определяет данное понятие Т. А. Ильина.

Проблема выбора методов обучения в ВУЗах остается актуальной и по сей день, как в теоретическом плане, так и непосредственно в самой практике. К данной проблеме просто необходимо уделять должное внимание, ведь в зависимости от её решения находится не только сама деятельность преподавателей и студентов, но и сам учебный процесс, и его результат, а, следовательно, и конкурентоспособность будущих специалистов.

Что касается классификации методов обучения, то в данном вопросе также нет однозначного ответа, в педагогической литературе и работах выдающихся деятелей педагогики предоставляются самые разные варианты классификаций.

В своей работе я остановлюсь на классификации А.М.Смолкина, которая используется наиболее часто.

Смолкин А. М. различает так называемые имитационные методы обучения, то есть те методы, в которых при проведении занятий имитируются будущая профессиональная деятельность подготавливаемых специалистов. Все остальные методы, по его мнению, относятся к не иметационным, например, лекции или сами занятия.

В свою очередь, имитационные методы делятся на игровые и неигровые. Первые предполагают проведение деловых игр или же делового проектирования, а вторые - решение ситуационных задач, анализ конкретных ситуаций и так далее.

Если обобщить сходные методы обучения, то можно выстроить так называемую модель обучения. В современной педагогике известны три модели обучения:

1) Пассивная, когда студенты выступают в роли "объекта" обучения. Классическим примером являются лекции, где преподаватель монологом рассказывает и объясняет материал, лишь изредка задавая слушателям наводящие вопросы.

2) Активная, где студенты сами могут проявить свои творческие и усвоенные в процессе обучения навыки, являясь "субъектом" обучения. (Самостоятельные работы, практические задачи, творческие задания.)

3) Интерактивная модель обучения предусматривает некое взаимодействие. Например, моделирование различных жизненных ситуаций, где упор делается не на индивидуальное, а именно совместное, коллективное решение проблемы.

Разумеется, что все эти модели хороши в той или иной степени и ни один современный ВУЗ не использует лишь одну из этих моделей. В основном ВУЗы используют совокупность всех этих моделей обучения.

Однако, по моему мнению, современным ВУЗам просто необходимо делать акцент на интерактивной модели обучения и уделять ей соответствующее внимание, ведь будущим работникам нужны не только теоретические знания и умение решать "простейшие" для их специальности задачи, но и способность ориентироваться в сложившихся жизненных ситуациях, быстро искать решение сложных, порой даже абсолютно нестандартных проблем, которые не должны вводить молодого специалиста в состояние "ступора" только потому, что его этому "не учили" в институте или он не знает, как применить весь "ком" теоретических знаний, полученных им за годы обучения в ВУЗе, на практике.

Первым плюсом учебного процесса, опирающегося на использование интерактивной модели обучения, несомненно является то, что в работу включены все студенты группы без исключения. Это означает, что "просто посидеть" на паре у студента не получится. Ему дана своя роль и конкретная ситуация, требующая решения. Студент переносится в эту ситуацию, мысленно моделирует её, вживается в роль, представляет себя уже "готовым" специалистом, после чего начинает искать решение данной ему проблемы. Вторым плюсом будет являться то, что интерактивное обучение строится на совместной деятельности, где каждый вносит свой индивидуальный вклад в общую работу, а это значит, что идет обмен идеями, знаниями и способами деятельности.

Интерактивные методы основываются на принципах взаимодействия и активности студентов, опоры на групповой опыт и, конечно же, предполагают обратную связь, что является третьим плюсом данной методики обучения, что особенно важно для вузов Омска.

Хотя активность преподавателя и уступает место активности студентов, и его основной задачей является ведение участников "игры" к самостоятельному поиску решения проблемы, всё же он также является одним из основных источников информации и выполняет роль "фильтра" этой информации.

Иными словами, даже если задача окажется непосильно сложной для студентов, преподаватель частично объяснит её решение и направит участников "игры" на правильный путь.

Итак, интерактивное обучение предполагает "самостоятельное выпутывание" обучающихся из сложных ситуаций, поэтому я считаю, что его следует применять для достаточно взрослых обучающихся, так как для школ и средне-специальных учреждений данная модель может оказаться довольно сложной. Но для студентов ВУЗов она будет являться колоссальным опытом решения ситуаций, которые могут и явно будут встречаться им во "взрослой" жизни молодого специалиста.

Кроме того, по моему мнению, эта модель обучения полезна также и тем, что она поможет усвоить материал даже самому ленивому студенту, так как она чаще всего является своеобразной игрой, которая заинтересует студента намного больше, чем, простая самостоятельная работа или решение банальной задачи.

В интерактивных методах обучения есть некая сложность, заключающаяся в предоставлении обратной связи. Когда что-то "бездумно" выполняется, то обучение по определению не может быть эффективным, но в то же время самым важным является не просто что-то обдумать, а сделать выводы, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал будущего специалиста. Основным моментом, бесспорно, будет являться данный в процессе решения ситуационной задачи опыт, образующий почву для рассуждения, размышления и выводов.

В своей работе я приведу краткую информацию об основных инновационных методах интерактивного обучения, используемого в Омском региональном институте.

Тренинги. Под данным методом понимают обучение, в котором основной акцент делается на практической отработке изучаемого студентами материала, с помощью процесса моделирования специально заданных ситуаций. Для экономических вузов – этот метод является инновационным и эффективным, поскольку направлен на решение стыковых профессионально-личностных задач.

В тренингах могут использоваться разнообразные методы и техники активного обучения: групповые дискуссии, ролевые, деловые или же имитационные игры, представляющие собой разбор конкретных ситуаций, встречающихся в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Использование в Омском региональном институте тренингов, главным образом, направлено на повышение общего уровня компетентности обучающихся в экономической области, но он также способствует развитию у каждого студента эффективных навыков межличностного общения, усвоению знаний и алгоритма решения управленческих задач, что также понадобится им в будущем. Кроме того, данный метод позволяет разрабатывать лидерский потенциал участников "игры".

Учебная дискуссия заключается в проведении по конкретной проблеме групповой учебной дискуссии, при небольшой группе студентов ( от 6 до 15 человек). В ходе нее идет обмен основной информацией и знаниями, мнениями и идеями обучающихся, а, как известно, что без обмена мнениями, сопровождающимися спорами, в которых "рождается истина", никакое, а особенно духовное, развитие человека и общества просто невозможно.

Основное отличие учебной дискуссии от других видов дискуссий состоит в том, что для преподавателя, организующего данный метод обучения, результат, как правило, уже известен, а решение представленной проблемы уже найдено наукой. Главной задачей здесь является самостоятельный поиск обучающимися подходов к решению поставленной перед ними задачи, что приводит к быстро и эффективно запоминающимся новым знаниям. Данный метод является инновационным и не должен быть забыт в преподавании в Омских вузах.

Case-study (Сase-study — англ. яз., Fallstudie — нем. яз.). Данный метод представляет собой анализ конкретных практических ситуаций, целью которого является научить слушателей анализировать информацию, при этом выявлять основные проблемы, оценивать их и находить пути решения, формулируя различные программы действий. Очень важно, что здесь сочетается индивидуальная работа каждого студента и коллективная работа всей группы обучающихся.

В результате проведения анализа сначала индивидуально, а затем обсуждения различных его вариантов в группе, у каждого обучающегося появляется широкое представление о самой проблеме и альтернативе путей её решения, что способствует развитию навыков анализа и планирования, так необходимых в будущем.

Концептуальные основы того, что можно назвать «активным обучением», были сформулированы еще в начале ХХ века педагогом Джоном Дьюи Деловые и ролевые игры представляют собой ряд активных методов обучения, образующих в комплексе ролевую игру с различными и даже зачастую противоположными интересами участников. Ролевые и деловые игры способствует формированию не только профессиональных навыков и навыков планирования, но и развивают у обучающихся такие качества, как коммуникабельность, толерантность, самостоятельность мышления, умение работать в коллективе и малых группах. На занятиях по социальной экологии широко используются деловые игры по глобальным экологическим проблемам.

От преподавателя нашего вуза здесь требуется большая предварительная подготовка к организации данной игры, а также умение прогнозировать результаты ее проведения, чтобы после ее окончания подвести итоги и сделать выводы.

Завершается деловая игра подведением итогов, а основное внимание направляется на объективный анализ проблемы и выявлению наиболее оптимальных путей ее решения, что несомненно будет является колоссальным опытом для студентов.

Большинство деловых игр в нашем вузе проходят в форме согласованного группового поиска решения, что требует вовлечения в процесс всех обучающихся. Об этом методе можно сказать, что он является по своей сути особой формой коммуникации.

Итак, инициативность студентов в учебном процессе - главная отличительная черта интерактивных методов обучения, так как преподаватель здесь выступает в роли помощника в поиске информации.

Отсюда можно сделать вывод о том, что ход, а главное результат обучения, приобретает для обучающихся личностную значимость и позволяет развивать им способность самостоятельного распознавание проблемы, ее анализа и путей решения.

Наши рекомендации