Коллективный трудовой спор: понятие, динамика возникновения, классификация
Коллективный трудовой спор- неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).
Динамика возникновения коллективного трудового спора возможна четырех-или трехступенчатая, а при споре о праве - четырехступенчатая:
1) трудовое правонарушение коллективных прав, коллективных договоров, соглашений;
2) разногласия сторон (различная оценка этого правонарушения);
3) попытка урегулирования этих разногласий самими сторонами;
4) недостижение согласия сторон при самоурегулировании разногласий, составление протокола разногласий (начало коллективного спора).
Большинство коллективных трудовых споров - это споры не о праве, а о законных интересах. Поэтому в динамике их возникновения нет трудового правонарушения. Она начинается с оформления разногласий по вопросу улучшения условий труда и быта, путем выдвижения на общем собрании работников требований к работодателю.
Разногласия работодателей и работников по заключению и по выполнению коллективных договоров, соглашений о социально-трудовых отношениях - еще не трудовой спор, поскольку эти разногласия могут быть урегулированы самими сторонами и тогда трудового спора не возникнет. Не урегулированные сторонами разногласия уже представляют коллективный трудовой спор работников с работодателем, разрешаемый примирительной процедурой. Установлен Трудовым кодексом РФ(ст. 398) и момент начала коллективного трудового спора.Им является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или
несообщение работодателем (его представителем) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
В коллективном споре выступают представители спорящих сторон.Представители работников - это органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Представителями работодателей являются руководители организаций или уполномоченные ими лица, а на уровне выше организации - полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
Все коллективные трудовые споры можно классифицировать:
а) по характеру спора и
б) по правоотношениям, из которых вытекает спор.
По характеру спора различают:
1) споры работников с работодателем (или его представителем) по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. К ним относятся и споры при коллективных переговорах о коллективных договорах и соглашениях;
2) споры работников с работодателем (или его представителем) по поводу выполнения коллективных договоров, соглашений, трудового законодательства. Это правовые споры, т.е. о реализации коллективных установленных трудовых прав (споры о правах).
По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, различают:
1) споры из правоотношения трудового коллектива работников организации с работодателем (его администрацией);
2) споры из правоотношения профсоюза организации с работодателем (его администрацией);
3) споры из правоотношений социальных партнеров выше уровня организации.