Требования к оцениванию монологической речи
Рекомендуем проверять умения: составлять, разыгрывать диалог и составлять устное изложение или устное сочинение.
Считаем целесообразным, чтобы в течение года ученик получил две оценки, которые покажут его успехи в развитии устной речи: одну - за диалогическую и вторую - за монологическую речь.
При проверке навыка говорения советуем учитывать степень самостоятельности работы, степень помощи учителя. Ученикам начального и среднего уровня целесообразно предлагать различные вспомогательные материалы: рисунки, отдельные реплики (подсказки), образцы диалога, план высказывания и тому подобное. Ученики, которые достигли достаточного уровня, могут выполнять соответствующие задания с незначительной помощью, высокого - самостоятельно.
Диалогическая речь
Единицами контроля являются умения:
- составлять и разыгрывать диалог в соответствии с предложенной ситуацией или ситуативным рисунком и целью высказывания (речевого задания);
- соблюдать правила этикета;
- употреблять этикетную лексику и формы обращения;
- соблюдать нормы литературного языка (лексическая и грамматическая правильность); а также:
- ориентация на слушателя,
- соответствие употребленных реплик-ответов содержанию вопросов;
- мера самостоятельности в ведении диалога;
- соответствие количества реплик указанному объему.
Монологическая речь:
Единицами контроля являются:
- Содержательность, последовательность (логика), четкость рассказа;
- Соответствие теме;
- Лексическая, орфоэпическая и грамматическая правильность речи;
- Ориентация на слушателя;
- соответствие объема рассказа указанным требованиям.
Ориентировочный объем составленного учениками диалога
(количество реплик на каждого из собеседников)
Класс | Критерии |
4 реплики, учитывая этикетные формулы начала и конца розговора | |
4 реплики без учета этикетных формул начала и конца розговора | |
5 реплик без учета этикетных формул начала и конца розговора | |
6 реплик без учета этикетных формул начала и конца розговора |
Во 2-3 классах проверяется умение пересказывать короткий текст по рисунку и плану, в 4 классе - составлять собственное сочинение на заданную тему
Объем текста для оценивания устной монологической речи
Класс | Текст для устного изложения | Устное сочинение |
40-50 слов | - | |
60-80 слов | - | |
- | 5-7 предложений |
Для устного изложения рекомендуем использовать небольшие произведения или фрагменты из них, в основном те, которые разбирались на предыдущих уроках.
Для устного сочинения целесообразно предлагать обучающимся тему, рисунок или план. Объем составленного текста должна быть ориентировочно 5-7 предложений. Время произнесения составленного сочинения ориентировочно 1,5 - 2 мин.
Письменное изложение производится в 3 классе в конце учебного года и в 4 классе - в конце первого семестра, письменное сочинение - в конце 4 класса.Письменные сочиненияв 3 классе и І семестре 4 класса носят учебный характер. Во втором семестре 4 класса проверяются умение самостоятельно составлять и записывать тексты по сюжетным рисункам.
Объем текста для оценивания письменной монологической речи
Класс | Объем текста для письменного изложения | Объем текста для письменного сочинения |
3 (ІІ семестр) | 60-80 слов | |
4 (І семестр) | 75-80 слов | |
4 (ІІ семестр) | - | 5-7 предложений |
Чтение
Чтение вслух
Во 2 классе в конце II семестра рекомендуем проверять умение правильно прочитать слова, предложения, небольшие тексты и понять прочитанное. Ориентировочная скорость чтения - 35-45 слов в минуту.
При оценке сформированности умения читать во 2 классе учитываются: способ чтения (слогами, целыми словамим); правильность чтения; скорость и понимание прочитанного.
В 3-4 классах целесообразно осуществлять текущую проверку умений обучающихся читать вслух по мере быстро, плавно, с соблюдением орфоэпических, фонологических и интонационных норм, логических пауз, с ориентацией на слушателей; понимать прочитанное.
При оценивании желательно учитывать умение определять жанры изученных произведений (сказку, стихотворение, рассказ и др.), тему и главную мысль произведения, его героев, умение находить образные слова и выражения и объяснять их значение.
Проверку рекомендуется осуществлять индивидуально. Объем текста определяется так, чтобы время его озвучивания учеником (с нормальной скоростью) было равно 1-2 минутам.
В течение семестра выводится средний балл как результат текущего оценивания за чтение вслух. Средний балл выставляется в отдельной колонке журнала без даты.