Лекция 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в конце XX - начале XXI века.
ПЛАН:
1. Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь в конце XX – начале XXI в.
2. Основополагающие документы о становлении и развитии образования в РБ.
3. Развитие педагогической мысли в РБ в конце XX – начале XXI века.
4. Основные направления государственной молодежной политики, основы работы с молодежными и детскими общественными объединениями в Республике Беларусь.
15.1. Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь в конце XX – начале XXI века. В начале 90-х гг. прошлого столетия СССР распался, в результате чего возник ряд новых государств. В Беларуси, как и в других странах бывшего Советского Союза, школа, образование приходили во все большее несоответствие с потребностями молодого государства, общества. В образовательной системе несоответствие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания выражалось в следующих недостатках:
- невостребованность в практической жизни знаний, умений и навыков, получаемых в школе;
- отсутствие у выпускников школы готовности к быстрой адаптации в соответствии с изменяющимися социально- экономическими условиями развития общества;
- завышенные требования учебных программ, отсутствие учета индивидуальных образовательных запросов, возможностей личности;
- чрезмерная учебная нагрузка со всеми вытекающими негативными последствиями для развития и здоровья школьников;
- устаревшие технологии обучения, построенные на принципах авторитарной педагогики;
- неэффективная система оценки знаний, развития способов деятельности и качеств личности.
Назрела необходимость устранения недостатков, реформирования общеобразовательной системы. В 1991г. РБ принимается Закон «Об образовании в Республике Беларусь». В нем четко формулируются принципы государственной политики в области образования, цель и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, финансирование системы образования. (В 2002 г. Закон об образовании уточняется и дополняется в связи с новыми реалиями и потребностями национальной системы образования). В соответствии с Законом разрабатывается Концепция реформы общеобразовательной средней школы (1996г.), создается программа ее реализации. Она содержит основные этапы реформирования общеобразовательной школы, организационно- управленческое и ресурсное обеспечение реформы, основные направления развития ступеней общего среднего образования. Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы:
Ø перевод общеобразовательной школы на качественно новый уровень, личностно-гуманистическая ориентация образования при сохранении лучших достижений советской школы, творческом использовании мирового опыта.
Осуществление реформы связано с реализацией задач национальной системы образования:
· сохранение и развитие лучших традиций национальной системы образования;
· интеграция системы образования с наукой и культурой;
· формирование обучающей и воспитательной системы, отвечающей задачам нового этапа развития общества;
· разработка принципов совершенствования системы образования в Республике Беларусь.
Реализация реформы была обусловлена необходимостью решения следующих практических задач:
ü переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы;
ü разработка и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников;
ü трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала;
ü обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся учетом их индивидуальных возможностей и способностей (дифференцированное обучение);
ü обеспечение широкой дифференциации обучения на 3 (старшей) ступени средней школы;
ü разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся по 10-балльной системе;
ü создание системы воспитания, основой которой является развитие национального самосознания белорусских школьников, воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности.
В первые годы же создания Республики Беларусь в государстве была создана национальная система образования (см. лекцию № 1, вопрос 1 «Понятие «педагогическая система», виды педагогических систем» в курсе «Педагогические системы и технологии»), разработаны ее принципы: национальной системы образования:
- гуманизация и демократизация образования;
- доступность образования;
- равенство прав граждан на получение образования;
- единство образовательных и воспитательных задач;
- обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- преемственность между уровнями и ступенями образования;
- опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования.
В образовательной системе Республики Беларусь центральное место принадлежит общему среднему образованию, с основным образовательно-воспитательным учреждением – общеобразовательная школа. В основном в нашей республике сохранились ступени общего среднего образования, присущие советской общеобразовательной системе, однако появилась своя специфика, продиктованная особенностями социокультурных изменений в белорусском государстве.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТУПЕНЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: