Общее понятие о формах организации целостного педагогического процесса
Формы организации целостного педагогического процесса— внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, воспитателей и воспитанников, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они связаны с количеством участников, временем и местом протекания процесса, порядком его осуществления, реализуется как единство целенаправленной организации содержания, средств и методов.
Поскольку взаимодействие учителя и учащихся осуществляется в виде непосредственного или опосредованного общения, то организационная форма является и определенным порядком построения их общения.
Формы организации обучения |
В истории образования известны такие формы организации обучения: индивидуальное обучение, индивиду-
ально-групповое, лекционно-семинарское, классно-урочная система, Белл-ланкастерская система взаимного обучения, батавская система, маннгеймская система, дальтон-план, бригадно-лабораторная система, метод проектов. Из всех этих форм для массового обучения оказались самыми пригодными возникшая в XII— XIII вв. в западных университетах лекционно-семинарская система вузовского обучения и школьная классно-урочная система, возникшая в XVI—XVII вв. в школах Украины, Белоруссии, Чехии и теоретически обоснованная и четко структурированная Я.А. Коменским.
К числу организационных форм обучения,используемых в средней школе любого типа, относят: урок, экскурсию, семинар, практикумы, факультативы, домашнюю работу, консультации, формы трудового и производственного обучения. (Это формы организации учебного процесса в рамках учебных планов и программ.) Они обогащаются и дополняются формами внеклассной учебной работы:предметными кружками, научными обществами, студиями; викторинами, конкурсами, которые позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор.
Функцииформ обучения:
• Обучающе-образовательная — создает оптимальные усло
вия для передачи знаний, умений, навыков, формирования ми
ровоззрения учащихся и развития психических процессов.
• Интегрирующе-дифференцирующая — позволяет реали
зовать взаимодействие, взаимообмен информацией, индивиду
альный и дифференцированный подход к ученикам.
• Систематизирующая и структурирующая функция — тре
бует четкого почасового планирования изучаемого материала по
годам, четвертям и отдельным формам организации обучения
(что изучается на уроках, что выносится на домашнюю работу,
экскурсии и т. д.).
• Дополняющая и координирующая — формы организации
дополняют и корректируют друг друга.
В рамках различных форм используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (дифференцированная или недифференцированная) работа. Дифференцированной может быть и коллективная работа групп. Когда одно и то же задание дается всему классу (письменная или лабораторная работа), речь идет о недифференцированной индивидуальной работе фронтального характера. Когда класс в целом или отдельная группа коллективно решает одну проблему, совместно овладева-
ет какой-либо темой, результат работы зависит от общих усилий, то имеется в виду коллективная или групповая работа. При групповой работе учитель ставит перед группой учебную задачу, проводит инструктаж, наблюдает за деятельностью учащихся, проводит ее коррекцию, оказывает помощь, оценивает результаты действий группы в целом и отдельных учащихся с помощью консультанта, назначенного из наиболее подготовленных учащихся. (Состав группы от 3 до 5 человек.)
Обобщенные признаки коллективной деятельности:
1) осознание цели деятельности как единой и значимой для
каждого участника;
2) разделение функций и обязанностей;
3) установление отношений взаимной ответственности;
4) непосредственное взаимодействие между учащимися, их
совместная согласованная деятельность;
5) осуществление контроля со стороны учителя и взаимокон
троля самими учащимися.
При индивидуальной работе каждый ученик включается в учебный процесс по заданию и под контролем учителя или по собственной инициативе, в меру своих способностей, но все выполняют одно и то же задание. Индивидуализированным видом учебной работы является такая работа ученика, когда он выполняет задание по карточке, на индивидуальной доске или в своей тетради в соответствии со своими учебными возможностями и особенностями. При парной работе организуется помощь более сильного ученика слабому или обязанности распределяются между двумя школьниками на равных. Обеспечивается взаимообучение, процесс передачи, восприятия учебного материала, взаимопроверка результатов учебной деятельности. «Каждый ученик должен являться в одно и то же время, и учеником и учителем» (Н.К. Крупская). Эти виды организации учебной работы могут комбинироваться: учитель работает индивидуально с одним-двумя учениками, работа класса организована по группам под руководством консультантов и т. п.
Формы оргнизации воспитательной работы |
В теории и методике воспитания советского периода, в практике воспитательной работы школ, пионерской и комсомольской организаций разра-
батывались и складывались различные формы организации воспитательной работы. В пионерской организации: линейка, костер, фестивали, походы по местам боевой и трудовой славы, сборы, маевки, митинги, тимуровская работа, деятельность КИДов
(клубов интернациональной дружбы) и др. В комсомольской организации: комсомольское собрание, вахты, рейды, акции, десанты и т. п. В воспитательной работе школ: беседы, собрания, политинформации, вечера, утренники, диспуты, праздники, классные часы и др.
В настоящее время используются такие формы воспитательной работы, классифицированные по количеству участников, как:
• Массовые:тематические вечера, утренники, вечера вопро
сов и ответов, устные журналы, смотры, конкурсы, фестивали,
турниры, аукционы, выставки, походы, экспедиции, митинги,
собрания, клубная работа, ярмарки, театр и др.
• Групповые:кружки, студии, ансамбли, секции, классные
часы, КТД, гостиные: музыкальные, литературные, поэтиче
ские и др.; круглые столы, конференции, народные посиделки,
капустники, КВН, стенная печать, психоигры и психотренинги
общения и др.
• Индивидуальные:поручения, коллекционирование, вне
классное чтение, физическое совершенствование, компьютер
ные игры и занятия и др.
Данная классификация, как и любая в педагогике, из-за сложности рассматриваемых явлений достаточно условна. Так, например, конференция отнесена к групповым формам работы, но если она проводится на уровне школы или как межшкольная, она становится массовой, и так происходит со многими формами работы.
Есть и другие классификации: по времени проведения и времени подготовки, по видам деятельности, по результату и др. Например, Е.В. Титова пытается развести понятия: мероприятие, дело и игра. Мероприятие — любая форма работы, если она организуется кем-то для воспитанников, а они участвуют, исполняют, воспринимают и т. п. Дело — общая работа, важное событие, организуемое и осуществляемое членами коллектива на пользу и радость другим и себе. Игра — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Если разведение понятий «дело» и «мероприятие» в такой трактовке выглядит убедительным, то с игрой обстоит гораздо сложнее, так как любое дело или мероприятие может быть организовано как игра и для тех же целей: отдыха, развлечения, обучения.
Функции форм воспитательной работы:
• Организаторская — отражает определенную логику дей-
ствий и взаимодействия участников дела, является совокупностью организаторских приемов и средств, используемых воспитателем и воспитанниками.
• Регулирующая — та или иная форма определяет харак
тер отношений между воспитателем и воспитанниками, меж
ду самими воспитанниками.
• Информативная — сообщение определенной суммы зна
ний, углубление и уточнение имеющейся информации, орга
низация опыта жизнедеятельности.
Формы воспитательной работы, как и формы обучения, могут дополнять друг друга, переходить одна в другую.
Включением учеников во все многообразие перечисленных форм решаются следующие задачи,осуществляемые во внеклассной воспитательной работе:
— осуществлять всестороннее воспитание детей;
— способствовать проявлению их общественной и познава
тельной активности;
— пробуждать и углублять интерес учащихся к различным
областям знаний и видам деятельности;
— выявлять и развивать способности и наклонности детей;
— осуществлять профессиональную ориентацию школь
ников;
— культурно организовывать досуг.
Принципыорганизации внеклассной воспитательной работы:
1) добровольность и свобода в выборе форм и направлений;
2) разнообразие форм работы;
3) демократичность и открытость всех форм воспитатель
ной работы;
4) активность, инициативность и самодеятельность воспи
танников;
5) широкое вовлечение всех учащихся;
6) принцип романтики, игры и интереса.
Выбор формвоспитательной работы и технология их реализации зависитот поставленных целей, содержания работы, возраста участников, степени их воспитанности, проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога.
Вопросы и задания
1. Как вы поняли, что такое формы организации целостного педаго
гического процесса?
2. Какие формы организации обучения известны из истории образо
вания? Найдите их описание и сделайте сообщение на занятии.
3. Перечислите формы организации обучения.
4. Перечислите формы организации воспитательной работы.
5. Каковы функции форм организации обучения и воспитательной
работы?
6. Какие виды организации деятельности учащихся возможны? Дай
те им краткую характеристику.
Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря,
скука, — это мощный фактор утомительности даже там,