Общая схема строения организма человека
Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Понятие о росте и развитии организма является одним из фундаментальных понятий в биологии. Под термином "рост" в настоящее время понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции. Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.
Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез (греч. ОНТОС – сущее, и ГИНЕЗИС – происхождение). В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:
1. Пренатальный - начинается с момента зачатия до рождения ребенка.
2. Постнатальный - от момента рождения до смерти человека.
Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований.
В постнатальном развитии выделяют три таких "критических периода" или "возрастного кризиса":
Возраст | Изменяющиеся факторы | Последствия |
от 2х до 4х | Развитие сферы общения с внешним миром. Развитие формы речи. Развитие формы сознания. | Повышение воспитательных требований. Повышение двигательной деятельности |
с 6 до 8 лет | Новые люди. Новые друзья. Новые обязанности | Уменьшение двигательной деятельности |
с 11 до 15 лет | Изменение гормонального баланса с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Расширение круга общения | Конфликты в семье и в школе. Вспыльчивый характер |
Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.
Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной "страховкой", которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств.
Функциональной системой – называют временное объединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата.