Образование как феномен культуры и социальный институт.
Философия образования исследует сущность, структуру и динамику образования как социально организованного канала внебиологического наследования.
Проблемное поле философии образования:
· сущность образования,
· факторы эволюции образования,
· проблемы кризисных состояний систем образования, смены образовательных парадигм,
· проблемы взаимодействия человека и общества в образования и др.
Основные понятия философии образования: образование, идеал образованности, социокультурный тип образования, образовательная парадигма, образовательные технологии.
Образование - это:
- Совокупность образовательных учреждений, которые вместе с управленческой инфраструктурой составляют систему образования данного общества;
- Процесс трансляции, освоения и воспроизводства культуры, которая понимается как упорядоченный социальный опыт. Культура обеспечивает передачу социального опыта от поколения к поколению, т.е. вступает как механизм социальной наследственности, социальной памяти. Образование - часть культуры, институт культуры - выступает как один из каналов внебиологического наследования социального опыта;
- Результат образовательной деятельности, воплощенный в понятии “образованность”:
а) сертифицированный результат деятельности,
б) определенный уровень освоения социального опыта.
Социокультурный тип образования - это общая характеристика образования, вписанного в конкретный социальный и культурный контекст.
Это совокупность:
1. образовательных целей и ценностей данного общества;
2. это социально значимые представления о результатах образовательной деятельности, выраженные в идеале образованности;
3. содержание образования и способы его отбора;
4. тип коммуникации в образовательном процессе (непосредственное, опосредованное);
5. характер институциализации образования.
Таким образом, конкретному обществу соответствует определенный тип образования, поскольку цели образования - социальные цели, образование - это механизм подготовки человека к условиям совместного существования в обществе.
Э. Дюркгейм: “Не существует воспитания, пригодного для всего человеческого рода, так и не существует общества, в котором бы различные педагогические системы не существовали и не функционировали параллельно” (Социология образования, с.50)
Ведущая функция образования - функция социализации; образование, как и культура, выполняет защитную функцию.
Человек - 1. индивидуальное существо,
2. социальное существо.
Сформировать это социальное существо - задача образования.
Социокультурный тип образования определяется системой ценностей общества. Например, такой главной ценностью в системе образования Германии является наука, в Англии - это формирование гражданина, закалка характера, во Франции - это прежде всего прикладное знание, техника и т.д. (см. Гессен С.И. Основы педагогики).
Социальный характер целей образования определяет и социальный характер средств образования. Э. Дюркгейм: “В школе та же дисциплина, те же правила и обязанности, те же поощрения и наказания, тот же тип отношений, что и в обществе”. Таким образом, школа- это “своеобразный зародыш социальной жизни”(60-61)
С социальным характером образования связан и авторитет учителя, который имеет социальные причины: учитель выступает как выразитель великих нравственных идеалов своего времени и своего народа.
Каждое общество имеет свой идеал образованности, сформировать который и есть плавная цель образования. Этот идеал определяется социальными потребностями.
Идеал образованности - социально значимые представления о наиболее желательных результатах образования, т.е. такой системе достижений учащихся, которая соответствует состоянию общества и способствует его динамике.
В разные эпохи этот идеал разный.
Античный идеал образованности выражался в понятии “гражданин”, и он включал в себя гражданские добродетели свободного человека (чувство долга, ответственность, защита родины), знание философии, музыки, ораторского искусства, физическое совершенствование. Гуманистический идеал эпохи Возрождения понимается как широкая всесторонняя образованность и может быть выражен в определении “Нomo universale”.
Идеал образованности Нового времени, эпохи развития естественных наук и капиталистических отношений, выдвигает на первый план профессиональное знание. Этот идеал может быть выражен в определении “Нomo faber”.
В наше время этот идеал меняется, он включает в себя не только профессионализм, но и общую культуру, планетарное мышление, культурный плюрализм.
В пленарном докладе Юнеско 1990 года выражено следующее представление об образовании XXI века: базовая ценность новой культуры - это устойчивое развитие общества и индивида, поэтому в качестве целевых ориентиров образования могут быть выделены следующие задачи:
1) формирование проектно-ориентированного мышления, владение интеллектуальными стратегиями, которые позволяют эффективно использовать знания для решения проблем.
Существуют 2 стратегии (способа) решения проблем, характерные для нашего времени:
а) конвергентная стратегия решения проблем предполагает:
уверенность в наличии только одного верного решения;
стремление найти его с помощью имеющихся знаний и логического рассуждения;
б) дивергентная стратегия:
стремится рассмотреть как можно больше вариантов возможных решений;
осуществляет поиск по всем возможным направлениям;
допускает существование нескольких “правильных решений”, так как “правильность” понимает как многомерность представлений о целях, путях, результатах решения проблем;
2) формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межгосударственном, межкультурном, межличностном уровнях;
3) формирование социальной ответственности перед собой, обществом, государством.
Парадигма (от греч. Paradigma - образец, пример) - одно из ключевых понятий современной философии науки. Ввел его в науку Т. Кун. американский философ, автор книги “Структура научных революций” (хотя данное понятие существовало в античной философии, но несколько в ином значении)
Парадигма (по Т. Куну) - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.
Парадигма включает в себя:
- фундаментальные теории,
- конкретные образцы научного исследования, образцы решения проблем,
- она очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение,
- устанавливает допустимые методы решения этих проблем,
- определяет, какие факты могут быть получены в конкретном исследовании (не конкретные результаты, а тип фактов).
Таким образом, парадигма - некоторый взгляд на мир, принимаемый научным сообществом; она формирует свой собственный мир, в котором живут и действуют сторонники парадигмы. А научное сообщество - это группа людей, объединенных верой в одну парадигму.
Примером парадигмы является ньютоновская механика, которая в течение многих лет определяла видение мира, составляла основу механистического мировоззрения, основу классической парадигмы науки. Мир представал как жестко связанный причинно-следственными связями. Связь между причиной и следствием рассматривалась как постоянная и однозначная. Развитие рассматривалось как поступательное, безальтернативное, линейное, предсказуемое и ретроспективное. Мир, его развитие, понимались как проект, который можно просчитать до конечной “светлой цели”, зная законы этого развития (К. Маркс, Гегель).
Сейчас утверждается новая нелинейная модель развития мира. Основные признаки этой модели: нелинейность, многовариантность путей развития, непредсказуемость, стохастичность развития. В основе этой парадигмы науки - синергетика, которая изучает законы развития открытых, самоорганизующихся систем. К числу таких систем относятся социальные системы. Человек- это сфера свободы, его поведение нельзя предсказать по законам механистического детерминизма.
Т. Кун выделяет 2 периода в развитии науки:
1. нормальная наука- наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы.
Проблемы, которые решаются в данный период, Кун называет “кроссвордами” (“головоломками”), т.к. для них существует гарантированное решение; это решение может быть получено некоторым предписанным путем. Парадигма гарантирует, что решение существует, и она предписывает допустимые методы и средства получения этого решения.
2. Появляются факты, которые не могут быть объяснены с точки зрения данной парадигмы (“аномалии”). Рост числа таких фактов в науке приводит ее к кризису, а затем к смене парадигмы. Этот период Кун и называет научной революцией.
Таким образом, нормальная наука - период накопления знаний, устойчивая традиция; научная революция - качественный скачок, ломка существующей традиции; а следовательно, развитие науки носит дискретный, прерывистый характер.
Т. Кун утверждает, что парадигмальность присуща не только науке, но и другим сферам культуры, например, образованию.
Любая сфера культуры - это сочетание традиций и новаций. Традиции отвечают за сохранность культуры, ее стабильность и тождественность себе на различных этапах истории. Новации отвечают за развитие, взаимодействие с другими культурами.
Смена парадигмы - смена культурных оснований, целей и ценностей, идеалов и принципов, смена определенной традиции.
Образовательная парадигма - это способ деятельности конкретного педагогического сообщества в конкретную эпоху.
Смена парадигмы - это и есть смена социокультурного типа образования.
Что же меняется в образовании сегодня, если мы говорим о смене парадигмы?
В истории человечества существовали два типа общества, две устойчивые традиции с точки зрения взаимоотношений человека и общества:
антропоцентризм | системоцентризм | |
Личность – главная цель и ценность общества | Личность – средство достижения целей cистемы | |
Следовательно, существуют и две основные модели образования: | ||
Антропоцентристская модель образования | Системоцентристская модель образования | |
Цель образования | ||
Развитие человека, личности как субъекта культуры | Формирование «винтика» социальной cис- темы, средства достижения целей ее целей | |
Назначение образования | ||
Создание условий для развития личности и конструктивного удовлетворения ее потребностей в самоутверждении | Социализация и профессионализация личности с позиций максимальной общественной полезности | |
Цель обучения | ||
Приобщение к культуре | Овладение знаниями, умениями и навыками, т.е. нормативами, заданными системой и носящими характер универсальных требований | |
Ценность личности | ||
В ее уникальности, неповторимости, индивидуальности | В соответствии ее общепризнанным нормам, стандартам | |
Современная ситуация может быть охарактеризована как переход от 2 к 1 модели образования. Если раньше мы только говорили как о сверхзадаче образования о формировании гармонично развитой личности, а на деле формировали “колесико” и “винтик” единой социальной системы, то теперь общество все более зримо приходит к сознанию того, что человеческая жизнь - высшая ценность в мире, а система образования должна быть адаптирована не только к потребностям государства, но и к потребностям самой личности.
Технология обучения - “термин, не имеющий широкого хождения и признания и рассматриваемый как неоправданный техницизм. В целом он представляет собой современное название методики обучения, обозначая совокупность форм, методов, представляют собой определенную совокупность последовательных, алгоритмизированных шагов по организации познавательного процесса”.
Особенности образовательных технологий:
1. воспроизводимость,
2. они рассчитаны на стандартную педагогическую ситуацию,
3. основаны, как правило, на использовании компьютера.
“Туннельные технологии” - “жесткое проведение ученика к запланированному результату по заданной, строю неравной алгоритмизированной логике”.
Алгоритм означает тривилизацию данной задачи, ее решение приобретает характер автоматического процесса, который не требует творчества и дополнительных интеллектуальных усилий, а только точного и последовательного выполнения предписаний, содержащихся в алгоритме.
Могут использоваться как одно из средств, но не могут распространяться на весь педагогический процесс. Могут использоваться как средство обучения, но не развития. Образование без развития превращается в дрессировку.