Личностные качества педагога
Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определённые личностные качества как профессионально значимые и обязательные.
· Педагогическая направленность – комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
· Эмпатия – выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребёнка, в чуткости, доброжелательности, верности своим обещаниям;
· Педагогический такт – проявляется в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
· Педагогическая зоркость – предполагает умение фиксировать существенное в развитии ребёнка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом;
· Педагогический оптимизм – основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребёнка, в результативность образовательного процесса;
· Культура профессионального общения – предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребёнок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата;
· Педагогическая рефлексия – это самоанализ проделанной работы, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути её достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.
Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретённых в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности) – научная увлечённость, любовь к своему профессиональному труду, эрудиция, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологией общения, ораторским искусством и другие качества.
Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно – профессиональной компетенции.
Педагогические умения:
· Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает ребёнка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;
· Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учётом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.
· Коммуникативные уменияпроявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях;
· Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность воспитанников, родителей, коллег;
· Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольные спектакли др.
Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально – предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.