Нестандартные типы школ XX—XXI вв
Общим для них является стремление максимально содействовать развитию личности ребенка, ее задатков и способностей, объединить усилия учителей, родителей и общества в деле воспитания подрастающего поколения.
♦ «Свободные школьные общины»;
♦ Школа «свободного воспитания» (Лейпциг);
♦ «Школа для жизни, через жизнь» (О. Декроли, Бельгия);
♦ «Школа делания» (Д. Дьюи, США). Из данного направления выросли:
♦ «Лабораторная школа» (Д. Дьюи);
♦ «Игровая школа» (К. Пратт);
♦ «Детская школа» (М. Наумберг);
♦ «Органическая школа» (М. Джонсон).
♦ Школы, работающие по «дальтон-плану» (впервые появились в Англии, затем в США);
♦ Валъдорфская школа (Р. Штайнер, Германия);
♦ «Открытые школы» (появились в Великобритании в начале 1970-х годов, К. Роджерс, А. Маслоу);
♦ Международная школа-интернат Саммерхилля «Летний холм» (Англия, А. Нилл).
♦ Лесная школа (Англия) и др.
♦ Идеи «открытого обучения» были реализованы в ряде экспериментов: «Город как школа» (Берлин), «Город как школа» (Санкт-Петербург, 1990-е годы), «снежные» и «морские» классы во Франции, «школа без стен» (Великобритания, США).
♦ В «круглогодичной школе» (США) ученики уходят на каникулы (на 2 недели) через каждые 45 дней. В результате школа работает все 12 месяцев в году, а ученики проводят за партой столько же дней, сколько и в обычной школе.
♦ «Неградуированные школы» (США) — учебные заведения, в которых упразднено деление на классы. Обучение по каждому циклу предоставляет возможность осваивать программу в индивидуальном ритме.
И |
Характерной чертой педагогических теорий и практики на Западе является сочетание авторитарной педагогики, поддерживаемой консервативными кругами, с преобладающей инновационной педагогикой — «педагогикой ребенка», объединяющей различные прогрессивные течения, выступающие за демократизацию и гуманизацию системы воспитания.
Методология педагогики и методы педагогических исследований
Методология педагогики
Методология педагогики— система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Теоретическая сторона методологии — установление основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и определение мировоззренческих позиций, т. е. установление на каких философских, науковедчес-ких, биологических и психологических идеях выстраивается педагогическое исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы. Нормативная сторона методологии — изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, изучение системы общих и частных методов и приемов научного педагогического исследования.
Принцип
Личностного
Подхода
Ориентация в педагогическом процессе на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности и продуктивности.
Принцип
деятельностного
Подхода
Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности. Педагогический процесс должен строиться на основе учета ведущего вида деятельности для определенной возрастной группы воспитанников и организации разнообразных видов деятельности, в которой воспитанник выступает в позиции субъекта познания, общения и отношений.
Принцип
Системного
Подхода
Педагогический процесс рассматривается как сложная система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Такой подход позволяет выявлять общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.
Принцип
Информационного
Подхода
Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития, существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях; процесс воспитания и обучения является прежде всего особым, закрепленным в культуре способом оперирования информацией.
Научное педагогическое исследование
Научное педагогическое исследование— процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.