О формировании положительного отношения к труду
Но, как говорилось выше, не менее, а, пожалуй, более значительным результатом является формирование личности ученика на уроках трудового обучения, прежде всего воспитание отношения к труду.
В начальных классах, когда значимость самого продукта труда, созданного учениками, еще сама по себе не велика, на первый план в работе учителя выступает формирование отношения к труду, и в первую очередь создание положительных мотивов, побуждений.
Как известно, в процессе учебной деятельности младшего школьника проявляются различные мотивы, но особо значимым является познавательный интерес, интерес к знаниям, которые ученик получает в учебной деятельности. Но на уроках трудового обучения в процессе создания продукта исключительно важное значение приобретают и широкие социальные мотивы.
В сложной структуре мотивов на уроках труда общественные мотивы труда должны быть ведущими, подчиняющими остальные мотивы.
Формирование общественной направленности труда часто сопряжено с трудностями. Во - первых, у младшего школьника может ярко проявляться личная, а не общественная направленность, ему хочется сделать для себя и оставить поделку себе, во - вторых, не использованная по назначению поделка, т. е. труд ученика, затраченный впустую, может сформировать такую черту, как равнодушие, безразличие к труду.
Для формирования общественных мотивов ученику очень важно четко знать что и для чего он делает. Поэтому содержание общественно полезного труда в младших классах должно быть очень разнообразным: изготовление поделок для подшефного детского сада, яслей, подарок маме к 8 Марта и т. д.
Для формирования положительных мотивов на уроках труда очень важна оценка учителя.
В исследованиях С. Г. Якобсон и Н. Ф. Прокиной описан эксперимент, где поделки детей, изготовленные в классе, оценивались по - разному. Один ряд получал одобрение учителя, другой—своих же товарищей по классу, а третий совсем не оценивался. Наибольшее усердие в поделках проявил ряд, который оценивал учитель. Ведь в начале обучения в младших классах, в силу того что учебная деятельность по существу индивидуальная и ученик только начинает овладевать ею, особую роль играет личность учителя. От того, насколько учитель внимателен к процессу и результату труда, (СНОСКА: См.: Якобсон С. Г., Пронина Н. Ф. Организованность и условия се формирования у младших школьников. М., 1967, с. 154.) как оценивает он труд учащегося, зависит эмоциональное благополучие детей в коллективе. Отрицательные эмоции детей, конечно, не способствуют формированию положительных мотивов труда.
Важную роль в формировании положительного отношения к труду играет организация коллективной работы младших школьников, когда весь класс или группа изготавливает одно изделие. При этом осуществляется разделение труда между учащимися. Каждый выполняет часть общего задания, стоящего перед всем классом. Дети привыкают сотрудничать друг с другом, работать по общему плану. Такая организация деятельности повышает интерес младших школьников к собственному труду и труду товарищей, чувство ответственности перед коллективом, учит оценивать свою работу, ясно осознавать требования к ее организации, планированию и осуществлению, определять критерии оценки готового изделия.
Предметом коллективной деятельности в школьные годы все чаще становятся аппликация и конструирование. В процессе подготовки к сборам, праздникам («Красная звездочка», новогодняя елка), к занятию - игре «Знай правила уличного движения, как таблицу умножения» и т. д. дети в октябрятской звездочке или пионерском звене с удовольствием выполняют аппликации, фотомонтажи, конструируют макеты. Для этого они должны быть поставлены в условия, при которых можно убедиться, что без предварительного планирования общая работа едва ли будет эффективной.
Экспериментальное исследование, в котором выявлялись особенности совместной деятельности детей младшего школьного возраста, показало следующее. Трое учащихся I класса делали картину - аппликацию «Жирафы». Один ребенок должен был наносить рисунок на большой лист бумаги, другие—обводить и вырезать элементы аппликации. Несмотря на то что дети несколько раз пытались спланировать работу, они все же приступили к изготовлению картины без плана. Поскольку вырезать целиком фигуру жирафа очень трудно, делалось несколько трафаретов отдельных ее частей. Всего надо было наклеить трех жирафов. Дети вырезали восемь ног, одно туловище и одну голову и начали создавать аппликацию, не сопоставив готовые детали с тем, сколько их требуется. В результате были наклеены все 8 ног, хотя 4 из них так и остались без туловища, так как на работу было отведено ограниченное время и у первоклассников отсутствовала возможность доделать недостающие детали. Дети очень расстроились и просили никому не показывать эту картину, чтобы над ними не смеялись. На вопрос экспериментатора, почему же у них так плохо получилось, ученики ответили: «Потому что мы не договорились, у нас не было плана». Приступая к следующей аппликации, дети заранее составили план, где отметили все детали, которые им нужно было сделать. Потребность в планировании сохранилась у них и при выполнении другого задания (изготовление к Новому году карнавальных шапочек).
Таким образом, коллективный труд способствует развитию всех сторон личности младших школьников и формированию у них способов совместной деятельности.