История социально-культурной деятельности
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
( специальность 071401.65 – социально-культурная деятельность)
Санкт-Петербург
Под общей редакцией
Доктора философских наук, профессора Воронцова А.В.;
Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, доктора культурологии, профессора Бирженюка Г.М.
Авторы-составители:
Профессор, доктор культурологии Бирженюк Г.М.;
профессор, доктор культурологи Комиссаренко С.С.;
доцент, кандидат педагогических наук Ильинская Е.А.;
доцент, кандидат культурологии Ефимова Т.В.;
доцент, кандидат педагогических наук Швецова М.А.;
доцент, кандидат культурологи Чудосветова О.В.;
доцент, кандидат педагогических наук Шубина И.В.;
ст. преподаватель Баркова Е.В.;
ст. преподаватель Нуттунен Е.А.
ст. преподаватель Береснева А.Г.
Пояснительная записка
Цель итогового государственного экзамена «Социально-культурная деятельность» предусматривает контроль теоретических знаний студента на междисциплинарном уровне, охватывающем дисциплины, составляющие основу подготовки менеджеров социально-культурной деятельности. Программа государственного экзамена включает основные тематические разделы дисциплин «Cоциально-культурная деятельность», «Cоциальные коммуникации», «Основы культурной политики», «Народная художественная культура», «Теория и практика социокультурного менеджмента», «Технологические основы СКД», «Ресурсная база СКД», «Арт-менеджмент», «Методология и методика исследования досуга», «Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками».
Государственный экзамен проводится с целью выявления теоретической подготовки студентов к решению профессиональных задач, направленных на социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитияличности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей.
В программе излагаются требования, предъявляемые к уровню знаний выпускника по каждому разделу соответствующих дисциплин. Программа снабжена перечнем экзаменационных вопросов к итоговому государственному экзамену, списком учебной литературы, рекомендуемой для подготовки к экзаменам.
История и теория социально-культурной деятельности
История социально-культурной деятельности
Изменение при Петре I социокультурных ориентаций российского общества, секуляризация и европеизация русской культуры. Масштабность петровских реформ, охватывающих разные стороны социокультурного пространства. Создание новых социокультурных институтов. Утверждение образования как общественно значимой ценности. Установление зависимости социального статуса человека от личных качеств, а не от родословной. Специализация образования, появление первых школ-политехникумов. Единство академической науки и образования. Академия наук и университет с гимназией в её составе. Досуг как область государственного регулирования. Ассамблеи («Вольные собрания для забавы и дела») – школа галантного общения и светского поведения. Петровский мир смеховой культуры («Сумасбродный, всешутейший и всепьянейший собор»).
Идеология Просвещения как мировоззренческая основа просветительской деятельности в России XVIII в. Екатерина Великая – проводник либеральных европейских ценностей. Новый правовой и имущественный статус дворян. Нравственный кодекс дворянина. Журналистика как механизм просвещения. Просветительская деятельность Н.И. Новикова. Опыт создания «новой породы людей». Система учебных заведений. Женское образование. Смольный институт благородных девиц. Воспитательные дома. Развитие музеев, театров, библиотек, клубов. Эрмитажные собрания и забота Екатерины Великой об имидже России.
Мировоззренческие истоки декабристского движения. Декабристы – участники тайных обществ, сторонники кардинальных преобразований общественного уклада. Приоритет гражданских ценностей и служения Отчизне. Влияние на декабристов романтизма как доминирующего направления искусства начала XIX в. – идеал свободы и вольности. Поведенческая модель декабристов. Ранние преддекабристские организации: офицерские артели, Орден русских рыцарей, кружки. Просвещённое общественное мнение – движущая сила прогресса и революционных преобразований. Агитационная работа декабристов среди солдат. Школы взаимного обучения (ланкастерские школы). Просветительская деятельность декабристов в Сибири. Каторжная академия. Библиотеки. Распространение естественнонаучных и ремесленных знаний среди местного населения. Хозяйственное освоение Сибири. Нравственный подвиг жён декабристов. Роль декабристов в становлении гражданского самосознания.
Николай I и официальная идеология православия, самодержавия и народности. Западничество и славянофильство как реакция на новую правительственную идеологию. Влияние Московского университета на формирование независимой мысли. Западничество – движение, отстаивающее необходимость европеизации России, начатой Петром (конституционно-монархическая форма правления, отмена крепостного права, свобода слова, печати). Кружки Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, кружок редакции «Современника».
Славянофилы – оппоненты западников. Концепция особого характера русского исторического процесса, критика европейского рационализма, индивидуализма. Программные положения славянофилов: православие, соборность; культ общины и семьи. Изучение и собирание русского народного творчества. Субботы С.Т. Аксакова, студенческий кружок П.Н. Рыбникова (будущего собирателя фольклора), кружок молодой редакции «Москвитянина». Совместные заседания западников и славянофилов.
Либеральные реформы «сверху» и активизация социокультурных инициатив. Отмена крепостного права. Положение о земствах как органах местного самоуправления. Реформы в сфере образования. Особый статус вузов. Концепция школьного классицизма. Ограниченность круга внешкольных мероприятий. Особая социокультурная миссия литературы и искусства. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и коммуны 1860-х гг., возникновение артелей (ремесленных, технических, художественных). Товарищество передвижных художественных выставок. Теория «неоплатного долга» интеллигенции перед народом. Пропагандистское движение народничества. Теория «малых дел». Хождение в народ (бродячие пропагандисты и оседлая жизнь в деревне). «Деревенщики» и политические организации заговорщиков («Чёрный передел», «Народная воля»). Крах народнической просветительской утопии.
Эпоха русского культурного ренессанса. Возникновение элитарных культурных движений в области религиозной философии, искусства, литературы. «Башня» Вяч. Иванова, салон Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус. Художественное объединение и журнал «Мир искусства». Продвижение отечественного искусства за рубежом – «Русские сезоны» С.П.Дягилева. Появление новых культурно-досуговых форм: кабаре, ресторан «Вена» – творческая лаборатория петербургской богемы. Просветительство в системе внешкольных учреждений и внешкольного образования. Система народного образования. Развитие художественной самодеятельности. Формирование массовой культуры как характерная социокультурная тенденция Серебряного века.
Благотворительность, меценатство, спонсорство. Общие и отличительные черты. Социальное призрение. Благотворительность и милосердие как проявление российского менталитета. Субъекты благотворительной деятельности – заводчики, промышленники, купцы. Знаковые имена. Князья Тенишевы. Мотивы благотворительности в дореволюционной и современной России. Виды благотворительной деятельности. Непрерывность традиции коллекционирования в России. Проблема правовой основы благотворительности.