Основные задачи при изображении с натуры натюрморта, пейзажа. Особенности живописи в мастерской и на пленере
Термин натюрморт происходит от французского термина – “мёртвая природа” и обозначает изображение предметов быта, фруктов и овощей, животных и птиц. Натюрморт является самостоятельным видом изобразительного искусства, утверждающим поэзию и красоту мира будничных вещей. Каждый натюрморт должен быть организован тематически, составлен композиционно – по форме, размеру, характеру предметов, их цветовым соотношениям и ритмике. Каждая постановка должна включать и эстетические компоненты.
Н является самостоятельным видом ИЗО, утверждающим поэзию и красоту повседневных вещей.Рисование Н с натуры предполагает решение нескольких задач-1.определение пропорций,2.взаимное расположение предметов в простр,3.правильное построение персп-вы,4.лепка светотенью объемной формы каждого предм,5.передача пропорциональных натуре тоновых отношений между предм,6.оптическая цельность и композиционное единство изображения. Построение начинается с обобщенной группы всех предметов, масштаба и места по отношению к формату, затем определяем пропорцию предметов, перспективу каждого отдельного предмета и взаимное расположение. При размещении предмета на плоскости важно построить его основание (чтобы не повиснуть или врезаться).Строя предмет надо воспринимать его как объем, как массу формы, а не как контур, слегка прокладывая тени. Когда предметы построены и нанесены границы падающих и собственных теней, переходим к более детальному светотеневому изображению каждого предмета, передаче объема, материала. Рисуя с натуры, надо следить за отношениями предметов не только по величине и силе цвета ,но и по четкости и контрастности границ поверхностей предмета. Кроме передачи правильных светотеневых отношений между различными поверхностями, надо тщательно вылепить светотенью объемную форму каждого предмета (свет, полутень, тень, рефлекс)Последняя стадия-обобщение рисунка(удаление несуществующих деталей, проверка тоновых отношений, уточнение воздушной перспективы, выделение оптического или композиционного центра.
Прежде чем писать П, необходимо научиться рисовать его отдельные детали. Убедительность и выразительность изображения зависит от умения художника рисовать элементы Пейзажа, прорабатывать форму основных его объектов и деталей (деревья, облака, горы, многоплановый рельеф). Без такого умения деревья будут получаться одинакового вида, земля, облака, лес вдали будут выглядеть приблизительным пятном, мертвой, маловыразительной схемой. Изображение П требует самого тщательного изучения природы. Каждая порода деревьев, как и каждое дерево в отдельности, имеет свое строение и свой тон. Рисование П требует твердых знаний линейной и воздушной перспективы. Они дополняют одна другую. Все предметы с удалением не только уменьшаются по величине, они как бы тают в воздушной среде, приобретают менее четкие очертания и меньшую силу света и тени, т.е. контрастность. Чем ближе предмет, тем больше видно на них подробностей. Рисунок, выполненный без учета воздействия перспективы, пространственных изменений предметов, будет плоским. Большую роль играет передача освещения. В различное время суток П меняет свои очертания. Утром контуры окутаны дымкой, надо стушевать контуры заднего плана, слегка подчеркнуть передний. Вечером, обратное явление- все предметы на фоне неба вырисовывается отчетливо. Контраст света и тени различен в солнечный и облачный день, утром и в полдень, вечером и в темную ночь.
Каких либо отдельных правил процесса рисования с натуры П или его отдельных элементов не существует. Подход такой же, как при рисовании любого предмета с натуры. Так же как при рисовании отдельных предметов или натюрморта, в начале намечаем общую форму, ее пропорции, строение, а затем постепенно разрабатываем детали, соблюдая правила светотени и тоновых отношений.
Писать на пленере этюды менее сложно, чем картину в мастерской. Однако к этюдам стоит относится очень серьезно, используя их как средство совершенствования проф. мастерства. Задумав создать П- картину, живописец пишет натурные этюды, в которых отражается наблюдение и впечатление. Работа над П- картиной непосредственно с натуры представляет собой значительно более сложный творческий процесс, нежели выполнение этюдов как подсобного материала на пленере.
15. Как передаются в живописи объёмные, пространственные и материальные качества объектов. Литература по живописи.
Объёмная форма, материал, взаимное расположение предметов в пространстве воспринимаются нами благодаря перспективе, светотени и цвету. Восприятие объёма и материала зависит от светотеневых и цветовых неравномерностей на поверхности предмета: смягчения границ, падающей и собственной тени, рефлексов и бликов. Пространство передаётся с помощью линейной и воздушной перспективы. (линейная- сведение параллельных линий в одну точку на горизонте, уменьшение предмета по мере удаления от наблюдателя, перспективные построения.Воздушная–обобщение по мере удаления т.е. без подробностей, без деталей, смягчение резкостей и контрастов, объёмности, насыщенности цветов по мере удаления объектов; из-за воздушной прослойки, цвета приобретают характер воздушной дымки. Ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые - одноцветными.) Материальность передаётся с помощью объёма и пространства, цвето - тоновых отношений, фактуры, выявление взаимосвязанных предметов и окружающей среды с учётом характера освещения.
Литература по живописи:
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты
- Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись
- Унковский А.А. Живопись
- Волков Н.Н. Цвет в живописи