Об использовании современных технологий в образовательном процессе
Профессиональный рост педагога
Год | Уровень проведения | Название мероприятия | Место проведения | Форма участия | Результат участия |
Июнь 2014 | Удмурдская республика | Фестиваль педагогического мастерства « Мозаика творческих идей». | ИПК и ПРО УР | Конспект- сценарий « Капустная вечеринка». | Размещены на официальном сайте АОУ ДПО ИПК и ПРО УР: www.ipkpro.ru в методической копилке |
Июнь 2014 | Удмурдская республика | Фестиваль педагогического мастерства « Мозаика творческих идей». | ИПК и ПРО УР - | Конспект- сценарий «Зимние святки» из цикла занятий « Музыка природы. Природа в музыке». | Размещены на официальном сайте АОУ ДПО ИПК и ПРО УР: www.ipkpro.ru в методической копилке |
Ноябрь 2014 | Городское методическое объединение музыкальных руководителей. | «Роль русского народного фольклор в жизни дошкольников». | МДОУ №30 | Тема: «Педагогические условия развития музыкальных способностей старших дошкольников в процессе знакомства с традициями, обычаями, обрядами русского народного фольклора». | Сертификат. |
Март 2015 | Всероссийский конкурс | «Зимушка – зима» | Общероссийское научно-педагогическое объединение « Новые идей». г.Ярославль | Конкурсная работа: конспект- сценарий « Здравствуй, ёлочка» | Диплом 2 степени. |
Март 2015 | Удмуртская Республика | Мастер –класс в рамках курсов повышения квалификации. | ИПК и ПРО УР | Тема: «Педагогические условия развития музыкальных способностей старших дошкольников в процессе знакомства с традициями, обычаями, обрядами русского народного фольклора». | Сертификат |
Апрель 2015 | Районное методическое объединение музыкальных руководителей | Камский детский сад. | Музыкальная сказка: «Волшебный цветок» | Сертификат | |
Апрель 2015 | Районное методическое объединение музыкальных руководителей | Знакомство детей старшего дошкольного возраста с обычаями, обрядами, праздниками русского народа. | Камский детский сад | Обобщение опыта. | Сертификат |
Июнь 2015 | Всероссийский конкурс | «Копилка мастера – 2015» | Журнал «Дошколенок Кузбаса» г. Кемерово | Конспект – сценарий. « Лучший сценарий русского народного праздника». | Сертификат |
Аналитическая справка
по реализации комплексно- тематического планирования.
Комплексно–тематическое планирование старшего дошкольного возраста МКДОУ № 26 разработано на основе учебного плана для дошкольного образовательного учреждения, с учетом ФГОС, СанПиНа и общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Соответствует требованиям действующих нормативных правовых документов, и обеспечивает развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет по основным направлениям: физическому, познавательному, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и речевому развитию детей. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, помогает решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей.
Содержание и организация образовательного процесса направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения ООПДО положены: сезонность, календарь праздников, юбилейные даты, традиции. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ.
Реализация комплексно-тематического планирования осуществляется с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
В нашем детском саду мы построили работу по приобщению детей к народной культуре на основе русского праздника. Это попытка культурного диалога с прошлым путем реставрации давних праздничных традиций, русских народных обрядов и раскрытие их воспитательного потенциала. Выбор именно такой формы работы объясняется тем, что праздник всегда вызывает у детей положительные эмоции, наполняет радостью, весельем. Праздник для дошкольника совсем не то, что для нас, взрослых. Дети считают свои дни от праздника до праздника, как взрослые свои годы, от одного важного события в жизни до другого. Тускло и серо было бы детство без праздников.
Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, я преследовала цель: приобщения воспитанников к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников.
Основной задачей стало знакомство дошкольников с традициями народного праздника, особенностями организации действа и гостевым этикетом. Немаловажен для коллектива и положительный эмоциональный подъём, радостное настроение детей. Для организации детских праздников как особой формы проведения свободного времени соблюдались следующие принципы характерные для русского досуга: душевное возвышение и просветление, единение участников мероприятия, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного уклада жизни, состояние всеобщей гармонии. Тематика проведения народных праздников разнообразна. Из всего многообразия народных праздников мной были выбраны наиболее значимые праздники.
Посиделки «Семенов день», праздник приходится на 14 сентября, в народе его называют «Бабье лето». Дети знакомятся с понятием «восенушка» /осень длится 8 недель/. Что народ месяц сентябрь называл «хмурень»
(днем погоже, да ночью негоже). На этих посиделках дети узнают, что Семенов день считался счастливым, и народ сетовал в этот день справлять новоселье. Дети рассказывают о том, что с этого дня начинали выкапывать картошку, убирать овощи, начинали сушить и мять лен. На посиделках дети знакомятся с «потешным» обычаем: изгнание, захоронение мух, комаров и прочих насекомых. В этом обряде участвуют девочки. Дети узнают, что первый сноп убранный с поля, называли «именинник», последний «молчанушка». Заканчиваются посиделки тем, что дети делают из соломы маленькие снопики, выходят на свои участки и бросают их на крыши веранд, прощаясь с летом и славя осень за её дары.
Следующие посиделки приходятся на церковный праздник «Воздвиженье». В народе этот праздник отмечают 27 сентября. Дети знакомятся, от какого слова произошло «Воздвиженье», от слова – двигаться.
Осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает. Дети читают пословицы, поговорки. Так, например: «На Воздвиженье – первая барыня капуста». На этих посиделках дети знакомятся с обычаем заготавливать квашеную капусту на зиму.
Перед посиделками с детьми проводится предварительная работа. Так, например, специально для выставки «Осень урожайная» дошкольники вместе с родителями изготавливают поделки из овощей и других даров природы. Каждая группа оформляет осеннюю композицию, придумывает свой девиз. О своеобразии народного земледельческого календаря дети узнают во время интегрированных занятий познавательного цикла.
Следующие посиделки «Покров день» приходятся на 14 октября и означают завершение всех уборочных работ, приход первых морозов. Дети знакомятся с природными явлениями, связанными с этим праздником. По поверьям по лесу гулял Леший, и перед уходом на зимнюю спячку хулиганил. На посиделки приходит Леший (играет, хулиганит). Дети рассказывают Лешему про обычаи, приметы, связанные с этим праздником, что на Покров был обычай избавляться от ненужных вещей, которые больше не пригодятся. Заканчиваются посиделки тем, что дети вместе с Лешим выходят к главным воротам детского сада и оставляют ненужные вещи, предметы, игрушки.
Заканчиваются осенние посиделки народным праздником «Кузьминки» или «Ярмаркой». На занятиях дети узнают, что издавна покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева Пятница. Существует поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой красивой крестьянки или монашенки и примечает, кто как живет, благочестивых награждает, богоотступников наказывает. День её памяти отмечается 10 ноября. Дети узнают, что именно в этот день в Москве и других больших городах устраивались ярмарки. По преданию на ярмарки выносили изображение святой Парасковии, обвешанное платками и лентами.
В этот праздничный день после тихого часа, в группе дети делают обрядовую куклу Параскеву, а вечером девочки ходят с воспитателем в соседние группы и подслушивают разговоры, которые потом толкуют применительно будущему замужеству.
Посиделки «Кузьминки» празднуются 14 ноября. «Кузьминки» - об осени поминки, первый зимний праздник, начало зимы. Это день святых чудотворцев Кузьмы и Демьяна. Дети знакомятся с понятиями «бессеребряник», «ковалечек». Заканчиваются посиделки тем, что дети идут на огород детского сада, берут чучело Кузьмы, сделанное из соломы, разбирают, солому разбрасывают по земле, чтобы она согревала землю, и урожай был богатым.
Основными целями организации этих посиделок с детьми являются расширение социально – коммуникативных умений, осмысление дошкольниками истоков народных праздников.
С приходом зимы провожу зимние развлечения, связанные с народными праздниками. Они не требуют особой подготовки.
Первое декабря день «Платона да Романа». Дети узнают, что на Руси зимоуказателями Платона и Романа прозвали за то, что по их дню судили о том, какой будет начинающаяся зима. Дети рассказывают о природных явлениях, приметах, связанных с этим праздником. Мы проводим развлечения: вечер музыкальных игр «Праздник начало зимы» (к детям в гости приходит Зима). Предлагаемое развлечение – экспромт не требует длительной подготовки и может быть проведено на основе знакомого музыкального фольклорного материала.
5 декабря: «Прокопов день». Во время интегрированных занятий познавательного цикла дети узнают, что с этого дня начинались зимние мужские работы: крестьяне вывозили лес, занимались изготовлением саней, расставляли вешки вдоль дорог, чтобы путники не сбились с пути. В сумерки, когда вся семья забиралась на полати отдыхать, рассказывали сказки, загадывали загадки. Мы проводим театрализованное представление «На полатях». Дети приходят в гости к Дедушке и Бабушке (инсценирование русской народной сказки). Роль артистов выполняют взрослые.
7 декабря по народному календарю день «Екатерины – Санницы». Во время развлечения дети узнаю, что с этого дня наступала зима. Из маленьких деревень на лошадях сельские жители везли свой товар на продажу в город. Устраивались зимние гуляния с гонками на санях, катания с гор, начинались девичьи гадания о суженом. Мы проводим спортивное развлечение на улице «Санный праздник» /приходит Снеговик, устраивает зимние гонки на санях/.
Христианские праздники на Руси всегда соседствовали с народными. Всем известно, что накануне Рождества, в селах и деревнях девушки и парни группами ходили по улицам от одного дома к другому и под окнами пели колядки. Мы переняли эту традицию, наши дети колядуют, ходят в гости друг к другу из одной группы в другую. Цели проведения данного праздника с детьми – путем создания цепочки соответствующих ситуаций способствовать более полному осмыслению исторического наследия прошлого; воспитывать любовь к Родине, своему народу, уважение к русскому языку. В рамках предварительной работы педагоги организуют выставки «Елочная игрушка» или «Народные шумовые инструменты». Воспитанники вместе с воспитателями изготавливают из бросового материала оригинальные игрушки или шумовые инструменты для проведения колядок. Во время интегрированных занятий дети узнают об обычаях и традициях русского народа, особенностях зимних праздников.
С 15 по 19 января «Страшные вечера». Во время развлечения дети узнают, что в эти дни народ советовал сидеть дома, нельзя было гадать, так как по поверью следовало остерегаться «каженников» - порченных людей, тех кого осенью в лесу «обошел Леший» на Покров день.
Развлечение «День рождения Бабы - Яги». /Кикимора, Леший обманывают Бабу – Ягу, всё съедают, а подарков не дарят. Дети поздравляют именинницу, дарят подарки, сделанные своими руками/.
10 февраля «Ефремов день». В этот день домовой глумился на дворах. Воспитатель рассказывает детям, что домовой почитался не столько добрым, сколько справедливым. Сварливых, неуживчивых иногда наказывал, а с молодыми играл: прятал вещи. Дети: «Домовой, домовой поиграй да отдай!».Неожиданно в группу к детям приходит Домовой детского сада, который поет забавные частушки , играет с ребятами, дарит им подарки. А вечером воспитатели рассказывают сказки про домового, о его повадках и проделках. Дети задабривают домового детского сада, уходя спать, оставляют на столе горшочек каши, обкладывают его углями, приговаривая: «Хозяин – батюшка, побереги нас».
15 февраля «Сретение». Во время интегрированных занятий дети узнают, что по русскому обычаю весну встречают трижды. 1 раз – 15 февраля в день Сретения. 2 раз – на Сороки 22 марта в день весеннего равноденствия. И 3 раз – на Благовещение.
В день Сретения Господня впервые зима с весной встречаются, борются, кому идти вперед, кому назад. Ребятишки с утра поют заклички солнцу:
Солнышко, солнышко,
Колоколнышко!
Не пеки за реку,
Пеки нам в окно,
Будет нам тепло!
Воспитатели рассказывают, что в праздник Сретение существовал обычай «закармливать кур». Крестьянка утром шла в курятник, приводила его в порядок, кроптила его крещенской водой, окуривала ладаном, а затем насыпала в кормушку большое количество овса, при этом приговаривая: «Корми в Сретенье кур овсом – весной и летом будешь с яйцом». В этот день хозяйки пекли баранки и кормили ими свой скот, чтобы предохранить животных от болезней. В этот день пекли блины – они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение.
Спортивное соревнование «Как зима с весной силой мерялись».
( Приходят Зима и Весна).
Цели проведения Масленицы – представить дошкольникам особенности народных масленичных гуляний; воспроизвести яркие обрядовые моменты праздника. Погружению детей в атмосферу древнего народного праздника способствовали создание вместе с воспитателями тряпочных кукол в русских народных костюмах, а также роспись деревянной посуды по мотивам народного прикладного искусства. Детские работы были представлены на выставках «Русский народный костюм» и «Культура русского быта». Приобщению к народной праздничной культуре также способствовали интегрированные занятия, организованные с детьми на тему «От праздника пробуждение медведя (Комоедицы) до широкой Масленицы». Дошкольники с удовольствием и интересом принимали участие в народных играх и гуляниях, организованных музеем П.И.Чайковского /заключен договор о совместной работе с детским садом/.
С приходом весны на Руси традиционно в первое воскресенье после Пасхи проходили гулянья на Красную горку. Эти игры посещала вся молодежь, так как на ней женихи выбирали невест. Этот день считался счастливым для вступления в брак. Дети рассказывают про обычаи, связанные с этим праздником: выпускали птиц на волю, пережигали соль в печи для лечения людей и скота, надевали новые одежды.
Развлечение-экспромт «Красная горка» не требует длительной подготовки. Используются уже знакомые детям русские народные игры.
В преддверии Святой Троицы в детском саду также организуется выставка «Русская береза». Само развлечение проходит на улице вокруг березы, которая украшена разноцветными лентами. Дети участвуют в обряде «кумования», отгадывают загадки, объясняют смысл пословиц и поговорок.
В нашем детском саду разработаны правила оформления зала, группы к празднику (развлечению).
- дизайн должен соответствовать содержанию праздника;
- быть художественным и понятным ребенку;
- развивать у детей художественно - эстетический вкус;
- создавать радостное настроение, предвосхищать предстоящие события, то есть вызывать к ним повышенный интерес.
Участие дошкольников в подготовке к празднику имеет огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У дошкольников постепенно появляются навыки и умения, связанные с организацией праздничного веселья, складывается культура проведения подобных мероприятий. Участие в подготовке к празднику вызывает у дошкольников интерес к предстоящему торжеству, а на его основе формируются нравственные и моральные качества личности. Участие воспитанников не только в играх, танцах, инсценировках, но и в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада способствует развитию у них художественного вкуса, сплачивает детей и взрослых. Активная деятельность в этом направлении обеспечивает социализацию ребенка, формирует его активную позицию и приобщает к человеческой культуре, сохранению традиций и обычаев русского народа.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка, формируя черты русского характера.
Аналитическая справка
об использовании современных технологий в образовательном процессе
Актуальность.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане мне как музыкальному руководителю отводиться особая роль. Поэтому цель моей работы как музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для того, чтобы решить эту основную задачу, используются в работе новые программы и технологии. Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
В образовательном процессе МКДОУ детский сад «Солнышко» согласно возрасту детей использую следующие современные образовательные технологии:
-игровые технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
- информационно - коммуникативные технологии;
- информационно – компьютерные технологии;
-личностно – ориентированные технологии;
-технологии проектной деятельности;
Применения на музыкальной НОД всех этих педагогических технологий помогает мне делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата. Использование педагогических технологий помогает выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку. Я стараюсь тщательно продумывать условия реализации технологий, подготавливать детей, предметную среду, собирать необходимые атрибуты, обеспечивать себя диагностическими материалами. Диагностика сопровождает мою работу с самого начала и до достижения окончательного результата. В процессе работы взаимодействую с другими педагогами МКДОУ, обобщая информацию о ребенке, о характерных проявлениях его личности; обогащаю свой педагогический опыт, музыкальную эрудицию, а так же веду работу с родителями и прививаю искреннее отношение к музыке.
Ведущую роль в своей работе отвожуигровой технологии, которая строится как целостное образование, охватывает определенную часть учебного процесса и объединяет общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Включение в непосредственно образовательную деятельность игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, но не развлекательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Считаю, что для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии разрабатываемые для обучения дошкольников содержали четко обозначенную пошаговую систему заданий и различных игр, чтобы быть уверенным в результате усвоения ребенком того или иного предметного содержания и отражались в диагностике.
Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии, методики приема оздоровления воспитанников, рекомендованные на федеральном и региональном уровне.
Среди них:
-валеологические песенки-распевки;
-дыхательная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
-оздоровительные и фонопедические упражнения;
-игровой массаж;
-пальчиковые игры;
-речевые игры;
-музыкотерапия.
Научная основа системы основывается на программах и методических пособиях по воспитанию здорового дошкольника : «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» О. Н. Арсеневская; «Психогимнастика» М. Чистяковой; «Дыхательная гимнастика» А. Стрельникова.
Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:
-повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
-стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
-повышение уровня речевого развития;
-снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
-стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Информационно-коммуникативные технологии. Мир в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию. В процессе работы стараюсь ориентироваться на современные требования и информатизационные задачи то есть:
- идти в ногу со временем;
- повышать свой профессиональный уровень;
- компетентность родителей в сфере воспитания детей.
Широко использую:
-подбор наглядного, развивающего, познавательного материала к занятиям, режимным моментам.
-оформляю стенды детского сада.
- подбираю сценарии праздников, развлечений, готовлю консультации к педагогическим советам по разным темам, презентации и другие мероприятия.
- оформляю документацию, отчеты.
- подбираю консультации для родителей, ширмы-передвижки для повышения эффективности и педагогической компетенции у родителей.
Применяю ИКТ, на протяжении ряда лет собираю музыкальную фонотеку, где можно найти: CD- диски, кассеты с советскими и современными детскими песнями, с песнями детских композиторов, классической музыкой; диски танцевальной ритмики А. Бурениной. ИКТ включаю как часть НОД и вне образовательной деятельности.
Личностно- ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре всей образовательной системы - уникальная целостная личность ребенка. Используя в работе0 технологию личностно-ориентированного взаимодействия, создаю необходимый тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества с каждым ребенком. Привлекаю детей к совместной музыкальной деятельности, позволяю проявлять инициативу. Работа ведется в группах, подгруппах, индивидуально. Использую такие формы общения: игры- соревнования; игры с пением; игры- драматизации, разыгрывание спектаклей, занятия, праздники, организую досуги.
В результате использования данной технологии дети становятся более активными, коммуникативными, общительными, самостоятельными, любознательными.
Таким образом, считаю, что личностно - ориентированная технология состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс гарантировал достижение поставленных целей, позволял мне, как педагогу, отходить от обезличенного и обездушенного подхода к ребенку в традиционной технологии, в атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создавая условия для творчества личности.
Метод проектирования, который я активно применяю в своей работе -современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества. Тема патриотизма актуальна и значима в работе нашего ДОУ. Я разработала и реализовала проекты по патриотическому воспитанию, опираясь на русский народный фольклор, так например «Осенние посиделки». Дети участвовали в праздничных фольклорных мероприятиях, узнали много нового материала о народных традициях, быте предков.
В работе я применяю метод вариативности сочетания элементов этих программ и технологий с основной рабочей программой нашего дошкольного учреждения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.
Этот метод является новизной моего опыта. Метод вариативности с инновационными технологиями музыкального воспитания ориентирован на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию.
Основная цель метода - научить детей любить и понимать музыку. Осуществлению этой цели помогает мне решение следующих задач:
-развитие творческих способностей;
-развитие интереса детей к разным видам искусства, приобщение к их лучшим образцам;
-обогащение музыкальных впечатлений и эмоциональных откликов детей;
-формирование элементарных музыкальных навыков.