II. Пальчиковая гимнастика. Оса - пальчиковое упражнение «Оса»
Оса - пальчиковое упражнение «Оса».
Пчела - пальчиковое упражнение «Пчела».
Комар - пальчиковое упражнение «Комар».
Паук - пальчиковое упражнение «Паук».
Паутина - пальчиковое упражнение «Паутина».
III. Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы».
Шёл лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.
Летела муха, увидала, думает: «Дай загляну, нет ли чего съестного». А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть.
Влезла она, съестного не нашла: кузовок пустой, только на дне хлебных крошек немножко осталось. «Зато хоромы хороши! - подумала муха. - Стану в них жить. Здесь меня ни птица не склюёт, ни дождик не замочит».
И стала тут муха жить. Живёт день, живёт другой. И вылетать не надо: крошек ещё всех не переела.
Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:
- Кто в хоромах? Кто в высоких?
- Я, муха-громотуха, а ты кто?
- А я комар-пискун. Пусти в гости!
- Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут.
Не успел комар пробраться в кузов, а уж у дверей оса сидит:
- Кто в хоромах сидит?
Те отвечают:
- Двое нас: муха-горюха да комар-пискун, а ты кто?
- А я оса-пеструха. Будет мне место?
- Место-то будет, да как в дверь пройдешь?
- Мне только крылышки сложить: а я не толста, везде пройду.
- Ну, добро пожаловать!
Она в кузов, а у двери уж спрашивают:
- Кто в хоромах? Кто в высоких?
- Муха-горюха, да комар-пискун, да оса-пеструха, а ты кто?
- А я слепень-жигун.
- Зачем?
- Да к вам побывать.
- Милости просим! Да пролезешь ли?
- Как не пролезть! Только немножко бока подтяну.
Пролез и слепень в кузовок. Пошли у них разговоры. Муха
говорит:
- Я муха не простая, а большая. Порода наша важная, ведёт род исстари. Везде нам вход открытый. В любой дворец прилетай - обед готов. Чего только я не ела! Где только я не была! Не знаю, есть ли кто знатнее меня!
- Кажется, и мы не из простых! - говорит оса. - Уж не передо мною бы хвастаться! Я всем взяла: и красотой, и голосом, и нарядиться, и спеть мастерица. Все цветы меня в гости зовут, поят-кормят. Не знаю, есть ли кто на свете наряднее да голосистее! Посмотрела бы я!
- А меня не пережужжишь, - сказал слепень.
- Да у тебя приятности в голосе нет. У меня голос тонкий, - говорит оса.
- А у меня и тоньше и звонче! - пискнул комар.
И пошли они перекоряться. Только слышат, опять кто-то у дверки возится.
- Кто там? - спрашивают.
Никто не отзывается.
- Кто у терема? Кто у высокого?
Опять ответа нет.
- Кто нас тут беспокоит? Мы не сброд какой-нибудь, а муха- громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, да слепень-жигун.
Сверху не отвечают.
- Надо бы взлететь да посмотреть! - крикнули все в один голос.
- Я первая не полечу, я всех знатнее, - говорит муха.
Я первый не полечу, я всех голосистее, - говорит комар.
- Я первая не полечу, я всех наряднее, - говорит оса.
- Я первый не полечу, я всех сильнее, - говорит слепень.
И пошёл у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее.
- Что это за невежа нам свет заслоняет?- крикнули все.
- Да ведь это, никак, паук свою сеть заплёл, - сказал комар.
- Ах, и в самом деле! - загудели все. - Как нам быть? Что делать? Надо поскорее выбираться! Покамест ещё сеть не крепка, прорвёмся.
- Мне первой,- кричит муха,- я всех знатнее!
- Мне первой,- жужжит оса,- я всех наряднее!
- Мне первому,- пищит комар,- я всех голосистее!
- Мне первому,- гудит слепень,- я всех сильнее!
И пошёл у них опять спор. Чуть до драки не доходило. Покуда они спорили и вздорили, паук плёл да плёл свою паутину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели.
IV. Игра «Один - много».
Кузовок - кузовки. Слепень - слепни.
Дорога - дороги. Паук - пауки.
Муха - мухи. Оса -осы.
Комар - комары. Спор - споры.
V. Игра «Назови ласково».
Кузов - кузовок, кузовочек. Дырка - дырочка.
Дорога - дороженька. Крошка - крошечка.
Муха - мушка. День - денёк, денёчек.
Комар - комарик. Дверь - дверка, дверочка.
VI. Игра «Сосчитай».
2 мухи-громотухи, 5 мух-громотух.
2 комара-пискуна, 5 комаров-пискунов.
2 осы-пеструхи, 5 ос-пеструх.
2 слепня-жигуна, 5 слепней-жигунов.
2 молчаливых паука, 5 молчаливых пауков.
VII. Игра «Слова наоборот».
Мир - ссора. Полезный - вредный.
Гордость - скромность. Терять - находить.
Друг-враг. Встречать - провожать.
Громкий - тихий. Гордиться - стыдиться.
Огромный - крохотный. Много - мало.
Большой - маленький.
VIII. Игра «Слова-друзья».
Кузовок - туесок.
Хоромы - жильё.
Съестное - съедобное.
Исстари - издавна, давно.
Перекоряться - переговариваться, ругаться.
IX. Развитие общей моторики «Насекомые».
Я варенье наварила,
(Встать, круговые движения перед грудью.)
Всех знакомых пригласила.
(Наклон вперед, руки в стороны.)
Первой муха прилетела,
(Руки в сторону, махи руками.)
На скамеечку присела.
(Присесть.)
Появилась у стола полосатая пчела,
(Встать, круговые движения руками над головой, посмотреть на ладони.)
А над нею шмель-шмелёк
И веселый мотылёк,
(Махи руками, поворот кругом.)
А паук на всех смотрел,
Сети плёл и песни пел.
(Изобразить.)
X. Игра «Слова-родственники».
Паук, паучок, паучочек, паутина, паучьи (глаза).
Лес, лесок, лесочек, лесник, лесовод, лесной, лесовичок.
XI. Беседа по сказке М. Михайлова «Лесные хоромы».
Вопросы:
- Что обронил прохожий в лесу?
- Кто первым прилетел к кузовку?
- Почему она осталась там жить?
- Кто прилетел вторым?
- Кто прилетел третьим?
- Кто прилетел четвёртым?
- Как хвалились муха, комар, оса и слепень?
- О чем стали спорить насекомые после этого?
- Кто стал плести сеть?
- О чем опять стали спорить насекомые?
- Что случилось, пока они спорили?
- В каких сказках звери жили вместе, но не поссорились?
-
XII. Отгадывание загадок.
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь, (Комар.)
Не по рыбам, а сети расставляет.
(Паук.)
Висит сито, не руками свито.
(Паутина.)