Педагогическая технология работы с коллективом
Успех работы по формированию коллектива начинается с личности, стиля, тона работы примера, авторитета руководителей - начальника правоохранительного органа, его заместителей и помощников, руководителей подразделений. К.Д. Ушинский писал, что влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений19. Люди идут только за тем, кому верят, кто сам поступает так, как рекомендует другим. Убежденность, вера в лучшее, увлеченность, страстность, энергичность, оптимизм, воля, самоотдача, честность, справедливость, уважительность, открытость, общительность, искренность, доступность, организованность — непременные качества того, кто хочет и способен руководить коллективом. Неизменное проявление этих характеристик в стиле повседневной работы руководителя — обязательная предпосылка авторитета и исходное условие успеха.
Сплочение коллектива, понимание сотрудниками необходимости жить, относиться, действовать должным образом могут происходить лишь на основе понимания и принятия единой, коллективной цели, государственных и профессиональных интересов, ради которых он создан и которые совпадают с интересам каждого (выбравшего службу самостоятельно). Сплочение достигается проведением специальных занятий (по общественно-государственным вопросам, организационной и морально-психологической подготовке, нравственному и профессиональному воспитанию и др.), повседневными разъяснениями, помощью, вывешиванием наглядных графических схем постоянного взаимодействия служб при проведении отдельных операций, составлением памяток. Но главное здесь — убеждение на опыте, на фактах решения профессиональных задач, свидетельствующих, что слаженная целенаправленная работа ведет к общему и личному успеху, а нарушения единства, координации, невыполнение своих обязанностей — к неприятностям для всех.
Необходимо создавать, увеличивать по численности и повышать роль актива и работы с ним. Актив — группа людей из числа рядового, младшего начальствующего и инспекторского состава, которые открыто и на деле поддерживают начальника в его усилиях по сплочению коллектива и повышению общих результатов. Становление коллектива обычно проходит в несколько этапов:
• первый этап — руководитель разъясняет, показывает, призывает, требует, но нередко его поддерживает искренне, делами только небольшая часть сотрудников;
• второй — в активную работу по совершенствованию общих дел подключается открыто и с полной самоотдачей все возрастающая часть сотрудников;
• третий — в активную деятельность по успешному решению общих задач и устранение имеющихся слабостей, недостатков, в воздействие на нерадиво работающих сотрудников включается большинство сотрудников;
• четвертый этап — каждый сотрудник начинает сам предъявлять к себе должные требования, совпадающие с общими интересами коллектива и тем, чего добивается руководи гель.
Тенденцию таких перемен руководителю надо намеренно инициировать. Изначально наблюдая за действиями сотрудников, он подмечает наиболее добросовестных, понимающих его и отзывающихся делом на разъяснения и требования. Затем он усиливает индивидуальную работу с ними, начинает собирать вместе, советоваться, давать отдельные поручения по оказанию помощи отдельным товарищам, что-то сделать для коллектива: навести в чем-то порядок, помочь новичку (стать его наставником), организовать спортивные соревнования, организовать просмотр фильма, создать на территории цветник, оформить эстетично вход в здание органа внутренних дел, оформить фотостенд о жизни коллектива или стенд показателей работы служб, сотрудников за неделю или месяц, помочь больному сотруднику и пр. Постепенно задания усложняются и из числа актива создаются группы из 2—3 человек, ответственные за какие-то направления работы, выходящие за рамки их должностных обязанностей. Группу актива следует расширять, но с умом, включая в актив тех, у кого наметился перелом к лучшему.
Работа с активом ведет к созданию в коллективе органа внутренних дел демократической структуры самоуправления в виде ряда общественных групп, комиссий, клубов, секций. Это отвечает и тенденциям построения гражданского общества в стране. На общественные группы из числа сотрудников (а в ряде случаев включающих и граждан — членов семей, тренеров спортивных обществ, художников, корреспондентов и т.п.) возлагается ответственность за состояние и функционирование отдельных участков жизни коллектива. Это могут быть группы контроля за какими-то результатами деятельности коллектива (например, за обеспечением правовых и социальных гарантий сотрудникам и их семьям, качеством работы, повышением профессионализма, расходованием материалов и финансовых средств, соблюдением мер безопасности и др.), культурой в жизни коллектива, взаимоотношений, речи, порядка и чистоты на рабочих местах, по моральным вопросам, занятий спортом, организации досуга, связями с другими правоохранительными органами и общественностью и т.п. Хорошо делать это на общих собраниях персонала, подбирать толковых старших групп.
Ныне стало практиковаться изучение общественною мнения в коллективах, настроений, предложений по совершенствованию работы или какой-то стороны жизни коллектива, подготовки к знаменательному событию и др., что целесообразно поручать (или привлекать) специально организуемым из членов коллектива группам.
Необходимое направление работы с коллективом — создание атмосферы движения вперед, к определенной цели. Кратко и выразительно определил его А.С. Макаренко: форма жизни коллектива движение вперед, форма смерти — остановка. Пагубна атмосфера повседневности, «текучки», похожая на бег по кругу: все каждый день до предела загружены, что-то все время делают, спешат, но нет ощущения пользы, растет чувство бесполезности прилагаемых усилий и в мысли закрадывается вывод, что не нужно напрягаться.
Необходимо педагогически грамотно организовывать жизнь и деятельность коллектива правоохранительного органа, нацеливая его на достижение конкретной цели (результата) в определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год), а по завершении одной работы — переключать на другую, более значимую и сложную и т.д. Цели должны быть конкретными, достижимыми при напряженной работе, измеримыми качественно и количественно. Так, в начале работы по сплочению неорганизованного и плохо работающего коллектива могут быть поставлены цели:
- наведения и постоянного поддержания чистоты и порядка на территории и в служебных помещениях;
- эстетического оформления, оборудования рабочих мест современной оргтехникой;
- наведения организационного порядка и дисциплины в повседневной деятельности (форма одежды, распорядок, дежурная служба, строгое и точное выполнение всех обязанностей, прием посетителей, доклады, работа с документами, хранение и выдача оружия и др.);
- организация досуга, быта, занятий физической культурой и спортом; полного изжития определенных нарушений и недостатков (например, жалоб граждан на сотрудников, опозданий на службу, занятий посторонними делами в служебное время, употреблений спиртного в рабочее время и явки на службу с признаками похмелья и пр.).
Затем цели усложняются:
- полное изжитие нарушений законности и предпосылок к ним,
- повышение процента раскрываемости преступлений,
- строгое соблюдение предусмотренных законодательством сроков ведения дел;
- улучшение работы по профилактике преступлений, снижение процента рецидивной преступности;
- пресечение хулиганства на улицах и общественных местах и т.п.
Дальнейшие усложнения связаны и с увеличением сроков до года с определением рубежных поквартальных (помесячных) задач и результатов, которые должны быть достигнуты.
Все это, однако, только общий план работы. Самое важное — создание атмосферы движения к намеченной цели и достижение соответствующего ей результата. Такая атмосфера создается путем повышения и поддержания внимания всех к поставленной цели и активизации усилий именно на ее достижение в заданный отрезок времени. Техника этой работы включает постановку цели коллективу, разъяснение ее важности всем на общем собрании (совещании) и способов достижения, а также контроля, оценки, управления, которое будет осуществляться. Важнейшее значение имеет постоянная гласность: информирование всех с помощью внутренней радио-и телесети, бюллетеней, стендов и пр. о ходе выполнения поставленной задачи; включение в повестку дня различных собраний, совещаний, сборов, работы с активом и ответственными исполнителями вопросов о выполнении плана и промежуточных сроках работы, достигаемых подразделениями и исполнителями результатах, об успехах и недостатках идущих впереди и отстающих, происходящих событиях, принимаемых мерах; напоминание того, что предстоит делать в текущий и наступающий периоды, оглашение дополнительных распоряжений, проведение «пятиминуток» перед началом работы и по ее окончании, подведение итогов, разборы и др. Наибольший эффект приносит ежедневная гласность. Образно говоря, в сознании каждого сотрудника непрерывно должна «гореть яркая лампочка» очередной общей задачи, поддерживающая внимание и актуализирующая мысли и действия к ее выполнению.
Хорошо, когда предметом гласности становятся не только показатели коллектива в целом, но и по подразделениям, группам. Еще лучше, если в самих подразделениях, группах главной становится информация о каждом члене коллектива. Нужны также разборы, анализ, подведение итогов за неделю, месяц, квартал, четверть, семестр, полугодие, год. Такая практика порождает состязательные, конкурентные отношения, задевает людей «за живое», мобилизует, побуждает «не выпускать из вида», прилагать больше старания и требовательности к себе.
Все это и другие виды работ в коллективе могут оказаться скучной формальностью и обузой, если движение к цели не наполнено переживанием удовлетворения и радости его членами. Радость нужна человеку не в отдаленном будущем, а повседневно. Объявление достигнутых результатов, подведение итогов за день, неделю и более длительные сроки дает все основания для переживаний чувств удовлетворения и радости если не всем коллективом, то хотя бы успешными его членами. Необходимо всегда подмечать и озвучивать достижения каждого, положительные изменения, не скупиться на выражение удовлетворения, добрые слова, дать возможность почувствовать сотрудникам внутреннее удовлетворение от одобрения, похвалы, поощрения, выраженных руководителем, товарищами. Сплачивающе и мобилизующе сказывается похвала и поощрение, выраженные в присутствии других сотрудников и общим мнением, оценкой всего коллектива. Хорошо, когда радость и удовлетворение, особенно при значительных достижениях, — не минутная вспышка, а относительно длительны, растянуты, становятся наслаждением, чувством достигнутого. Этого можно достичь, если не ограничиться короткой словесной похвалой, а регулярно проводить, например, вечера отдыха, концерты (хотя бы по внутренней радио и телесети) в честь или по заявкам передовиков или добившихся текущих успехов подразделений, организовать отдых на природе, поездку на экскурсию, посещение театра, поместить портрет на Доску почета, вручить памятный подарок, прибавить в денежном окладе, повысить в должности, представить к присвоению очередного служебного звания и пр. Человека и коллектив обычно обижает и демобилизует не критика, а то, что руководитель, товарищи, коллектив не замечают хорошего, и особенно прилагаемых усилий и изменений к лучшему. И напротив, удовлетворение от того, что хорошее замечено, становится новым импульсом для достижения большего и ожидания новых положительных эмоций. Коллектив, приносящий своим членам положительные переживания — притягателен. Такой коллектив этим оказывает на людей более сильное психологическое и педагогическое влияние.
Целесообразна широкая организация жизни коллектива, выходящая за рамки основной его деятельности. Проведение внутриколлективных конкурсов и состязаний, участие групп и отдельных представителей коллектива в различных внеколлективных конкурсах и состязаниях, кружковая работа, работа с семьями, совместное проведение части досуга, посещение спектаклей и концертов, организация самодеятельности, участие в субботниках, благоустройстве территории и общежития, коллективная разработка особой эмблемы, девиза, обычаев, норм поведения специально для своего коллектива, участие в шефстве над ветеранами (особенно одинокими стариками) и т.п.
Опыт свидетельствует о большом коллективизирующем эффекте регулярных спортивных соревнований между подразделениями органа внутренних дел, командами коллективов других правоохранительных органов, действующих на одной территории или смежных. Это могут быть соревнования по отдельным видам спорта и комплексные ежегодные спартакиады — летние и зимние. Такая организация жизни коллектива разнообразит служебные будни, расширяет сферу, число и продолжительность окрашенных положительными эмоциями и положительными воспитывающими влияниями событий, сильно развивает коллективистские настроения, чувство принадлежности к определенному единству людей — «Мы». Неформальная обстановка позволяет людям раскрыться иначе, увидеть друг друга не выполняющими обязанности, а обычными людьми, быть человечнее, налаживать более тесные личные отношения, достигать большего взаимопонимания, лучше чувствовать свое единство.
Принимаются меры по организационному воспитанию и обучению членов коллектива, суть которых в обогащении членом коллектива знаниями, навыками, умениями и привычками поведения в организациях, работе в общественных формированиях, органах самоуправления. Людям разъясняется значение совместного труда, внутренняя структура организации и отношения взаимозависимости между ее компонентами, распределение функций, прав и обязанностей, свои функции, права и обязанности и необходимость успешного их выполнения, значение организационной дисциплины, культуры и этики поведения в коллективе и пр. Существуют и специальные формы и методы отработки организационных навыков, умений, привычек в коллективах.
Необходимое направление работы — постоянное знание того, что происходит в коллективе (педагогический мониторинг); уяснение (психолого-педагогический анализ) — почему; профилактика негативных настроений, незамедлительное устранение обнаруженных конфликтов. Руководителю важно подметить зарождающееся плохое, не допускать недооценки такой информации, «не запускать болезнь», а принимать своевременно эффективные меры (с привлечением общественных формирований и членов актива) и не успокаиваться, не убедившись, что проблема решена, не допускать педагогической запущенности коллектива, которая очень трудно устраняется.
Профилактика негативных явлений в коллективе органа внутренних дел предполагает постоянную работу по совершенствованию всех факторов, влияющих на настроения персонала. Необходимо «держать руку на струнах настроений» и устранять то, что вызывает диссонанс, ни в коем случае не пренебрегая этой работой.