Формы организации обучения в старших классах
Школа для глухих, выполняя задачи государственного цензового учебного заведения, способна дать своим выпускникам знания, умения и навыки на том же уровне, что и массовая школа. При этом она исходит из необходимости интенсификации учебного процесса, повышения уровня общеобразовательных знаний, вооружения учащихся знаниями по родному языку в том объеме, который позволяет вести обучение в коммуникативной системе на основе словесной речи.
Одним из путей совершенствования процесса обучения в школе глухих является внедрение в практику работы новых форм организации обучения, направленных на развитие речевой активности учащихся, самостоятельности обогащения их словарного запаса; на повышение роли знаний в решении вопросов социальной адаптации.
В последние годы в дидактике утвердилось понятие конкретные формы организации обучения, к которым относится прежде всего урок. Такие традиционные формы, как семинары, конференции, практикумы, зачеты и т. п., требующие иной организации, теперь тоже вписываются в урочную систему. Форма внешне остается прежней, но содержание коренным образом меняется. Постепенно в педагогическую литературу вошли такие понятия, как урок-семинар, урок-практикум, урок-зачет, использование которых в обучении глухих старшеклассников создает условия для воспитания культуры общения, культуры речевого поведения, активизации деятельности каждого ученика.
Наиболее активной формой организации учебной деятельности старшеклассников являются семинарские занятия. Семинары предусматривают самостоятельную подготовку рефератов, докладов, формируют умение вести дискуссию, отстаивать свое мнение, воспитывают культуру речевого общения. В процессе подготовки к семинарским занятиям школьники учатся работать с книгой, отбирать материал из нескольких источников, находить примеры для иллюстрации высказанных положений, соблюдать логичность и последовательность в раскрытии темы.
Цели семинарских занятий — воспитание интереса к предмету, развитие практических навыков, необходимых для самообразования, а также навыков самостоятельной работы, творческой деятельности учащихся.
На семинарах и при подготовке к ним при соответствующем руководстве учителя школьники овладевают разными формами самостоятельной работы: составляют тематические и библиографические карточки, учатся: разным приемам работы с книгой, пишут доклады, рефераты, аннотации, рецензии, организуют книжные выставки и экскурсии.
Семинары важны для формирования умений и навыков самообразования, они дают каждому учащемуся возможность самовыражения.
Семинарские занятия проводятся обычно в старших классах, так как к этому времени уже сформирована способность систематизировать факты по предложенным вопросам, школьники умеют работать с литературой, владеют моно логической речью.
В старших классах эта форма работы широко практикуется при изучении предметов гуманитарного цикла.
Семинары позволяют широко использовать межпредметные связи: возможны объединенные семинары, подготовленные учителями различных предметов.
Урок-семинар рассматривается в педагогической литера туре как качественно новая форма дифференцированного обучения, при которой сохраняются все особенности школьного урока и создаются дополнительные условия для индивидуализации и повышения роли творческой работы школьников.
Уроки-семинары обеспечивают органическое единство классной и внеклассной работы. Воспитательная и образовательная ценность таких уроков состоит в том, что это совместный труд учителя и ученика, воплощение идеи сотрудничества, основанного на взаимоуважении и взаимном доверии.
Проведение уроков-семинаров планируется обычно не чаще чем один семинар в четверть.
Одной из форм учебной работы в старших классах являются уроки-практикумы. Они широко применяются при изучении предметов политехнического цикла и проводятся и лабораториях, мастерских, в учебных кабинетах. Разновидностью практикумов могут быть лабораторные занятия. На таких уроках учащиеся получают элементарные экспериментальные практические умения и навыки, учатся работать с приборами и инструментами, проводить эксперименты.
На уроках-практикумах может быть организована как самостоятельная индивидуальная работа учащихся, так и коллективная. И в том, и в другом случаях необходима четкая обратная связь — для проверки используются кодоскоп, сигнальные карточки.
На уроках-практикумах необходимы разнообразные справочные материалы: словари, справочники, учебники, разнообразные таблицы, опорные записи, содержащие алгоритмы применения правила. Применяется сжатая (словесная или условно-графическая) запись самого правила, учащимся демонстрируются различные способы проверки.
Каждый ученик работает в своем индивидуальном темпе, а сама работа на уроке-практикуме проводится по нескольким вариантам, поэтому кроме карточек с дидактическим материалом по окончании работы целесообразно предъявлять ученикам специальные карточки для проверки правильности выполнения задания, что дает возможность сформировать навыки самоконтроля.
В настоящее время в практике работы учителей широко применяется такая форма организации обучения, как уроки-зачеты. Их роль особенно возрастет в связи с введением в старших классах вместо дневников зачетных книжек. Их назначение состоит в том, чтобы осуществлять контроль за знаниями учащихся в иной форме, чем это принято на уроке. Зачетные уроки в школе не могут механически повторять проведение зачета в высших и средних специальных учебных заведениях. Необходимо учитывать нестойкость внимания школьников, их перегрузку учебными занятиями.
Урок-зачет можно рассматривать как одну из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного.
Еще до изучения темы, по которой планируется проведение зачета, учитель определяет его цель, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю, формы и виды проверки практических умений и навыков. Из числа подготовленных учеников класса выделяются и готовятся помощники-консультанты (ассистенты). Они помогают учителю в подготовке урока-зачета: заранее расчерчивают стенд с вопросами, заданиями, советами, рекомендациями, оформляют «лист учета знаний», который будет заполняться ими под руководством учителя, участвуют в размножении некоторых материалов: памяток, справочных карточек, карточек-заданий для индивидуальной работы и т. п.
Подготовительная работа проводится со всеми учениками класса. Желательно, чтобы каждый школьник знал цель и задачи, поставленные при изучении данной темы, какой объем знаний он должен усвоить, какими умениями и навыками должен овладеть, а также был обеспечен различного рода памятками.
Уроки-зачеты, способствуя систематизации знаний и формированию умений и навыков, помогают ученикам поверить в свои возможности, стимулируют учебную деятельность учащихся. Способы проведения таких уроков могут быть самыми разнообразными, но цель их одна — проверка и совершенствование знаний, умений и навыков, связанных с усвоением какого-либо раздела программы.
Уроки-зачеты обеспечивают систематизацию и углубление знаний учащихся в процессе повторения.
Используются различение формы проведения зачета: индивидуальная работа учащихся, комбинированный опрос, фронтальный, групповой и т. п. Это зависит от содержания, цели проверки, состава учащихся. Широко используются таблицы, кодоскоп, словари, компьютеры, слуховая аппаратура и другие вспомогательные средства обучения.
В последние годы исследователи и учителя-практики стали выделять лекцию не только как метод, но и как форму организации обучения, как особый тип урока. Особенность урока-лекции в том, что позволяет давать знания «крупными блоками», учит выделять главное, показывает путь добывания знания, демонстрирует образцы рассуждений разных видов, личностное отношение учителя к изучаемому материалу. В определенных условиях, если класс хорошо подготовлен к восприятию учебного материала на словесной основе, лекцию как форму обучения можно использовать в старших классах школы глухих, так как выпускники спецшколы стремятся к получению среднего специального и высшего образования, где одной из главных форм обучения является лекция.
Выделяются четыре типа лекций в зависимости от темы и целей изложения материала: вводная, обзорная, текущая, установочная. Учителя на практике используют также заключительные (обобщающие) лекции. Часто уроки-лекции сочетаются с уроками-семинарами, уроками-зачетами. Так, установочные уроки-лекции чаще всего проводятся перед уроками этого типа, а обобщающие — после урока-семинара, урока-конференции или в конце изучения крупной темы.
Лекции могут быть использованы на вводных уроках, при обобщении материала. При этом школьники учатся воспринимать речь на слух, выделять главное, следить за способами аргументации и доказательствами, фиксировать основные положения, устанавливать между ними логическую связь и т. п.
Лекции могут быть различных видов: по данному плану, опорным записям, с применением наглядности, лекции-беседы и т. д. На уроках данного типа развивается важный вид речевой деятельности — умение слушать и воспринимать научную информацию, оформлять ее письменно в виде конспектов. Школьники готовятся к созданию собственного текста, научного стиля.
Современная практика лучших учителей, конкурсы «учитель года» и другие мероприятия свидетельствуют о поисках новых подходов к организации обучения, о взаимопроникновении форм урочной и внеурочной работы. Творчество современного учителя направлено на изменение организации самого урока, на внедрение в практику обучения других форм учебной работы, содействующих дальнейшему развитию дидактики как науки.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Перечислите известные вам формы организации обучения. На каком этапе обучения глухих целесообразно применение каждой из них?
2. Кратко охарактеризуйте специфические формы организации обучения.
3. Охарактеризуйте урок в школе глухих и его специфические особенности.
4. Составьте конспект урока по одному из учебных предмете и с учетом особенностей познавательной деятельности глухих учащихся.
5. Охарактеризуйте типы и виды уроков.
6. Какие изменения внесены в типологию уроков в связи с демократизацией образования и усилением дифференциации обучения лиц с нарушениями слуха?
Литература
1. Быков В.В. Методы науки. М., 1974.
2. Зыков СЛ. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977.
3. Зыкова Т.С. и др. Словесная речь — основа формирования личности. М., 1994.
4. Казанцев И.Н. Урок в советской школе. М., 1956.
5. Кириллова РД. Теория и практика в условиях развивающего обучения. М., 1980.
6. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1981.
7. Огородников И.Т. Педагогика. М., 1968.
8. Соловьев И.М. Взаимоотношения наглядно-чувственного и словесно-логического познания при поражении органа чувств // Основы социального обучения и воспитания аномальных детей. М., 1985.
9. Чередов ИМ. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. М., 1987.
Глава №6.